ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-А-681/17 от 19.10.2017 Раздольненского районного суда (Республика Крым)

Дело № 2-а-681/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Раздольненский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего Абеляшева А.В.

при секретаре Чеботаревой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Тонина Сергея Артемовича к Межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> и городу федерального значения Севастополю, Территориальному отделу по Черноморскому и <адрес>м Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> и <адрес>, начальник Территориального отдела по Черноморскому и <адрес>м Межрегионального Управления Роспотребнадзора по <адрес> и <адрес> Власенко Галина Николаевна, заинтересованные лица – глава Администрации Раздольненского сельского поселения, председатель Раздольненского сельского совета <адрес> Республики Крым Чернявский Павел Петрович о признании действий (бездействий) должностного лица незаконным, понуждении совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ Тонин С.А. обратился в Раздольненский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением к административным ответчикам к Межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> и городу федерального значения Севастополю, Территориальному отделу по Черноморскому и <адрес>м Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> и <адрес>, начальник Территориального отдела по Черноморскому и <адрес>м Межрегионального Управления Роспотребнадзора по <адрес> и <адрес> Власенко Галина Николаевна, заинтересованные лица – глава Администрации Раздольненского сельского поселения, председатель Раздольненского сельского совета <адрес> Республики Крым Чернявский Павел Петрович о признании действий (бездействий) должностного лица незаконным, понуждении совершить определенные действия.

Свои требования мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Территориальный отдел по Черноморскому и <адрес>м МУ ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК и <адрес> Власенко Г.Н. с просьбой направить в его адрес копию постановления объяснения главы администрации Раздольненского сельского поселения Чернявского П.П, изготовленного при рассмотрении обращения Тонина С.А. касающегося деятельности органа м/самоуправления по реализации его прав и интересов на санитарное и эпидемиологическое благополучие.

В своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ за Власенко Г.Н. просьбу о направлении в адрес Тонина С.А. желаемого документа проигнорировала, копию документа не предоставила.

Тонин С.А. считает, что своими действиями (бездействием) начальник Территориального отдела по Черноморскому и <адрес>м МУ ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК и <адрес> Власенко Г.Н. существенно нарушила федеральные права истца, предусмотренные п.1 ст.5 ФЗ.

В связи с чем просит суд действия (бездействие) начальника Территориального отдел по Черноморскому и <адрес>м МУ ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК и <адрес> Власенко Г.Н. - признать незаконными и обязать ответчика исполнить обращение Тонина С.А. от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с действующим законодательством РФ.

В судебное заседание административный истец Тонин С.А. не явился, о рассмотрении дела извещен в установленном законом порядке, о причинах неявки суду не сообщил.

Представители Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> и городу федерального значения Севастополю, Территориального отдела по Черноморскому и <адрес>м Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> и <адрес>, начальник Территориального отдела по Черноморскому и <адрес>м Межрегионального Управления Роспотребнадзора по <адрес> и <адрес> Власенко Галина Николаевна в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения уведомлены в установленном порядке.

Заинтересованное лицо глава Администрации Раздольненского сельского поселения, председатель Раздольненского сельского совета <адрес> Республики Крым Чернявский Павел Петрович в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения уведомлен в установленном порядке.

Исследовав представленные суду доказательства и иные материалы дела, суд приходит к выводу, что требования административного искового заявления не обоснованы и удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться в государственные органы.

В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Предусмотренный частью 1 статьи 219 КАС РФ срок обращения с административным исковым заявлением в суд соблюден.

Согласно ч.2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие).

Реализация гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

В соответствии с Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9); государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10); при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 данного Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (пункт 3 статьи 5); ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу по информационным системам общего пользования, направляется по почтовому адресу, указанному в обращении (часть 4 статьи 10).

В соответствии с положениями части 3 статьи 5 и части 1 статьи 12 названного Федерального закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. При этом письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации.

При этом, частью 2 статьи 5 указанного Закона предусмотрено право гражданина при рассмотрении обращения знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

В целях совершенствования работы с обращениями граждан и объединений граждан, в том числе юридических лиц, установления единого порядка рассмотрения и учета обращений граждан и объединений граждан, в том числе юридических лиц, в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальных органов, подведомственных учреждений Приказом Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 28 "утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений граждан и объединений граждан, в том числе юридических лиц, приема граждан в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 32389).

Согласно п.4.1. Инструкции, обращения, поступившие в Роспотребнадзор и его территориальные органы, подведомственные учреждения, подлежат обязательному рассмотрению.

В соответствии с п. 4.14, 4.15, 4.16 указанной инструкции, письменное обращение, поступившее в Роспотребнадзор, территориальный орган, подведомственное учреждение или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение тридцати дней со дня регистрации письменного обращения.

В исключительных случаях, а также в случае направления Роспотребнадзором (его территориальным органом, подведомственным учреждением) в установленном порядке запроса о предоставлении необходимых для рассмотрения обращения документов и материалов в другие государственные органы, органы местного самоуправления и иным должностным лицам, руководитель (заместитель руководителя) Роспотребнадзора или руководители (заместители руководителей) территориальных органов и подведомственных учреждений Роспотребнадзора вправе продлить срок рассмотрения письменного обращения, но не более чем на тридцать дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Ответ на обращение, подписанный руководителем Роспотребнадзора или его заместителем, руководителем территориального органа, подведомственного учреждения Роспотребнадзора или его заместителем либо уполномоченным на то лицом, направляется в соответствующее структурное подразделение, ответственное за организацию работы с обращениями для присвоения ему исходящего регистрационного номера.

На письменное обращение, поступившее в Роспотребнадзор (его территориальный орган, подведомственное учреждение) или должностному лицу, ответ направляется по почтовому адресу, указанному в обращении.

Пунктом 4.23 Инструкции определено, что гражданин по письменному заявлению имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Тонин С.А. обратился в Территориальный отдел по Черноморскому и <адрес>м МУ ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК и <адрес> Власенко Г.Н. с заявлением, в котором указывает, что согласно ответа от ДД.ММ.ГГГГ в проверочном материале по исполнению его заявления от ДД.ММ.ГГГГ имеется объяснение главы администрации Раздольненского сельского поселения Чернявского П.П. по поставленному в заявлении вопросу. В соответствии с законодательством просит принять меры по предоставлению ему копии данного объяснения для дальнейшего осуществления защиты его прав на проживание в благополучной санитарно-эпидемиологической среде жизнедеятельности.

ДД.ММ.ГГГГ за исх. Тонину С.А. предоставлен ответ на его обращение от ДД.ММ.ГГГГ, в котором заявителю разъяснено, о том, что при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право: знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. Одновременно заявителю Тонину С.А. разъяснено, что для ознакомления с проверочным материалом ему необходимо обратиться с заявлением к начальнику Территориального отдела по Черноморскому и <адрес>м Межрегионального Управления Роспотребнадзора по <адрес> и <адрес>, после чего заявителю будет предоставлена возможность ознакомиться с материалами проверки.

Положения статьи 5 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" прямо закрепляют, что при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну (пункт 2). Данная норма направлена на обеспечение права лица на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, которое может быть реализовано заявителем и через его представителя.

Также заявитель не лишен права снимать копии документов, находящихся в надзорном (наблюдательном) производстве, с использованием собственных технических средств.

Обязанность ознакомления граждан путем направления уполномоченным должностным лицом соответствующих копий документов и материалов, касающихся рассмотрения обращения законом не установлена.

Таким образом, судом установлено, что на обращение Тонина С.А. от ДД.ММ.ГГГГ дан ответ, в котором заявителю разъяснено его право лично по письменному заявлению знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, обжалуемые действия начальника Территориального отдела по Черноморскому и <адрес>м Межрегионального Управления Роспотребнадзора по <адрес> и <адрес> соответствуют требованиям федерального законодательства, ответ на обращение Тонина С.А. дан в соответствии с требованиями Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ, а также требований Инструкции утвержденной приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от ДД.ММ.ГГГГ.

Административными ответчиками в ходе рассмотрения дела доказано отсутствие заявленного административным истцом бездействия; обращение Тонина С.А. рассмотрено, в пределах установленного законом срока последнему дан ответ с разъяснением по поставленному в обращении вопросу; ответ подготовлен в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения; напротив, административный истец не доказал факта нарушения своих прав, свобод и законных интересов.

Само по себе несогласие заявителя с содержанием ответа не свидетельствует о незаконности последнего и бездействии административных ответчиков при рассмотрении его заявления.

Доводы административного истца фактически сводятся к неверному толкованию норм права, что не может являться основанием для удовлетворения иска.

В связи с вышеизложенным, суд не находит в действиях административных ответчиков нарушений действующего законодательства, а так же прав, свобод и законных интересов административного истца, препятствий к осуществлению его прав и свобод со стороны административных ответчиков не создавалось, в связи с чем отказывает в удовлетворении административного искового заявления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Тонина Сергея Артемовича к Межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> и городу федерального значения Севастополю, Территориальному отделу по Черноморскому и <адрес>м Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> и <адрес>, начальник Территориального отдела по Черноморскому и <адрес>м Межрегионального Управления Роспотребнадзора по <адрес> и <адрес> Власенко Галина Николаевна, заинтересованные лица – глава Администрации Раздольненского сельского поселения, председатель Раздольненского сельского совета <адрес> Республики Крым Чернявский Павел Петрович о признании действий (бездействий) должностного лица незаконным, понуждении совершить определенные действия отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Раздольненский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: