Дело №2-К-115/2022
УИД 21RS0020-02-2022-000112-67
ЗАОЧНОЕ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 апреля 2022 года село Комсомольское
Яльчикский районный суд Чувашской Республики
в составе:
председательствующего судьи Зарубиной И.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО4,
с участием представителя истца администрации ...ФИО1 Республики ФИО5 по доверенности от ДД.ММ.ГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Яльчикского районного суда ФИО1 Республики гражданское дело по исковому заявлению администрации ...ФИО1 Республики к ФИО2 о взыскании суммы предоставленной социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности,
установил:
...ФИО1 Республики (далее – истец) обратилась в суд с иском к ФИО3 Г.А. (далее – ответчик) о взыскании социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности по следующим основаниям.
Постановлением администрации Полевосундырского сельского поселения ...ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГ№ «О принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение жилых помещений» ФИО3 Г.А. принят на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и имеющих право на государственную поддержку в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ№-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
ДД.ММ.ГГ ответчик обратился в администрацию ...ФИО1 Республики с заявлением о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по категории «гражданин» путем строительства жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: ФИО1 Республика, ..., д. Полевые Инели, ....
На основании указанного заявления ДД.ММ.ГГ ответчику ФИО3 Г.А. с составом семьи из шести человек (ФИО3 О.В., ДД.ММ.ГГ года рождения, - супруга; ФИО3 В.Г., ДД.ММ.ГГ года рождения, - сын; ФИО3 Т.Г., ДД.ММ.ГГ года рождения, - дочь; ФИО3 А.Г., ДД.ММ.ГГ года рождения, - дочь; ФИО3 Т.М., ДД.ММ.ГГ года рождения, - мать) как участнику мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках ведомственной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий» направления (подпрограммы) «Обеспечение условий развития агропромышленного комплекса Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, Министерством сельского хозяйства ФИО1 Республики выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 1 310 277 руб. 28 коп., из них: средства федерального бюджета в размере 1214 313 руб. 31 коп., средства республиканского бюджета ФИО1 Республики - 77 509 руб. 36 коп., средства местного бюджета - 18 454 руб. 61 коп.
ДД.ММ.ГГ денежные средства социальной выплаты в размере 1 310 277 руб. 28 коп. были перечислены на счет ответчика, открытый в ФИО1 РФ АО «Россельхозбанк» ....
Вопреки требованиям пунктов 9, 10, 11, 14, 31 Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ№ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», пункта 3.10 Порядка формирования и утверждения списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, и выдачи свидетельств о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья на сельских территориях, утвержденного постановлением ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГ№, по состоянию на ДД.ММ.ГГ строительство индивидуального жилого дома по адресу: ФИО1 Республика, ..., д. Полевые Инели, ..., ответчиком не произведено, право собственности на всех членов семьи, указанных в свидетельстве, не зарегистрировано.
На основании изложенного администрация ...ФИО1 Республики обратилась в суд с иском к ответчику о взыскании предоставленной социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 1 310 277 руб. 28 коп.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО5 исковые требования поддержала полностью по основаниям, изложенным в исковом заявлении, которые вновь привела суду.
Ответчик ФИО3 Г.А., своевременно и надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания по месту регистрации в соответствии с требованиями статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), о чем в деле имеются надлежащие сведения, в суд не явился, о причинах неявки не известил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил (л.д.38, 75).
Определением суда в протокольной форме от ДД.ММ.ГГ в соответствии со статьей 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечены: Министерство Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по ФИО1 Республике, Министерство финансов ФИО1 Республики; на стороне ответчика – члены семьи ответчика, а именно: ФИО3 О.В., ФИО3 В.Г., ФИО3 А.Г., ФИО3 Т.М.
С учетом положений статьи 37 ГПК РФ несовершеннолетняя ФИО3 Т.Г., ДД.ММ.ГГ года рождения, привлечена к самостоятельному участию в деле на стороне ответчика в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (л.д.68-69).
В соответствии с требованиями части 7 статьи 113 ГПК РФ, статей 14 и 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информация о принятии искового заявления к производству суда, о времени и месте судебного заседания судом в установленном порядке заблаговременно размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте суда http://yalchiksky.chv.sudrf.ru, о чем лица, участвующие в деле, извещены своевременно (л.д.71-72).
Таким образом, суд считает, что все лица, участвующие в деле, в том числе, и ответчик, извещены о времени и месте судебного заседания.
В соответствии со статьей 6 Конвенции от ДД.ММ.ГГ «О защите прав человека и основных свобод» каждый, в случае спора о его гражданских правах и обязанностях, имеет право на справедливое, публичное разбирательства дела в разумный срок.
Из содержания статей 167 и 169 ГПК РФ не следует право суда обязать стороны по делу лично участвовать в судебном заседании. В соответствии со статьей 35 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами и исполнять возложенные на них обязанности.
Учитывая, что ответчик был своевременно и надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, и ему была обеспечена реальная возможность явиться к месту судебного разбирательства вовремя, суд рассматривает неявку ответчика волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, что не может служить препятствием для рассмотрения судом дела по существу.
Оснований для отложения разбирательства данного дела нет.
При таких обстоятельствах суд рассматривает настоящее дело в порядке заочного производства в отсутствие неявившегося ответчика в порядке заочного производства, с учетом положений статей 167, 233-237 ГПК РФ, с согласия представителя истца.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца или ответчика в судебное заседание не явились, участие своих представителей в судебном разбирательстве не обеспечили, об отложении судебного разбирательств ходатайств не заявили.
На основании изложенного, учитывая положения статьи 167 ГПК РФ, дело рассмотрено судом также в отсутствие третьих лиц и их представителей.
Выслушав объяснения представителя истца, и оценивая имеющиеся в деле письменные доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
В силу пунктов «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГг. №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (часть 2 статьи 1 этого закона).
К основным целям государственной аграрной политики среди прочих отнесено обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве (пункт 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГг. №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ)).
На момент возникновения спорных правоотношений, т.е. по состоянию на ДД.ММ.ГГ (л.д.6), действовала федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», которая была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ№ «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
Основными целями федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», учитывая направленность государственной политики в области развития сельских территорий, являлись замедление процессов их депопуляции и повышение уровня жизни сельского населения, создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности, стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе, содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе, активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов, формирование позитивного отношения к селу и сельскому образу жизни (раздел II названной программы).
Одним из основных мероприятий, проводимых в рамках федеральной целевой программы для реализации заявленных задач, являлось улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в целях удовлетворения потребностей сельского населения в благоустроенном жилье (раздел III федеральной целевой программы).
Закрепленные в разделе II названной программы цели государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий направлены на реализацию предписаний Конституции Российской Федерации о праве на жилище (статья 40), о развитии человеческого потенциала (статья 34, часть 1; статья 37, часть 1), достоинстве личности (статья 21, часть 1) и приобретают характер конституционно значимых, исходя из чего осуществление конкретных мероприятий программы невозможно в отрыве от данных целей и вопреки им (абзац пятый пункта 3.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ№-П).
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГ№-П указал, что принципы правовой определенности и поддержания доверия к закону и действиям государства, необходимость создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и условий для реализации права на жилище предопределяет недопустимость произвольного установления оснований для взыскания с граждан денежных средств, полученных ими в качестве социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Такая выплата представляет собой безвозмездную меру социальной поддержки, носящую целевой характер. Гражданам, действующим добросовестно и использующим полученную выплату по целевому назначению - для строительства (приобретения) жилья, должна быть обеспечена возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности приобретенных прав и обязанностей (абзац второй пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ№-П).
При этом правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на жилище, в том числе с использованием средств социальной выплаты, должно обеспечивать каждому гарантированную статьей 45 (часть 1) и статьей 46 (часть 1) Конституции РФ государственную, включая судебную, защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной. Конституционный Суд РФ неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным (постановления от ДД.ММ.ГГ№-П, от ДД.ММ.ГГ№-П, от ДД.ММ.ГГ№-П, от ДД.ММ.ГГ№-П и др.). Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (абзац третий пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ№-П).
Нормы, регулирующие основания взыскания с граждан денежных средств в размере полученной ими социальной выплаты, во всяком случае не должны толковаться судами сугубо формально, без исследования и учета всех обстоятельства дела и оценки действий получателя выплаты (абзац пятый пункта 3.2 постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГ№-П).
Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда РФ можно сделать вывод, что осуществляемая в рамках федеральной и региональных целевых программ социальная выплата на строительство (приобретение) жилья в сельской местности представляет собой безвозмездную меру социальной поддержки для граждан, проживающих в сельской местности. Данная мера социальной поддержки предназначена для создания комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности, обеспечения достойного существования, надлежащего уровня жизни и необходимого достатка граждан, проживающих в сельской местности, то есть для выполнения конституционно значимых целей. Исходя из характера и предназначения предоставленной ответчику меры социальной поддержки - социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на территории Полевосундырского сельского поселения, эта социальная выплата по своей правовой природе может быть отнесена к денежным суммам, перечисленным в подпункте 3 статьи 1109 ГК РФ и не подлежащим возврату в качестве неосновательного обогащения при отсутствии недобросовестности со стороны гражданина.
Таким образом, при разрешении данного спора о взыскании с ответчика денежных средств в размере полученной социальной выплаты, суд учитывает правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в постановлении от ДД.ММ.ГГ№-П о недопустимости произвольного установления оснований для взыскания с граждан денежных средств, полученных ими в качестве социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, и формального подхода к делам, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона.
Действие федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» досрочно прекращено с ДД.ММ.ГГг. в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГг. № «О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы», реализация мероприятий данной программы осуществляется в рамках реализации Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ№ (ред. от ДД.ММ.ГГ) «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы».
Одним из направлений (подпрограммой) Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы является ведомственная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий», утв. Минсельхозом России ДД.ММ.ГГ, которая была досрочно завершена в 2020 году.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ№ утверждена Государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, в соответствии с подпунктом «б» пункта 8 главы 2 Приложения к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях (Приложение № Государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» - Положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях) которого социальная выплата предоставляется гражданам, ранее включенным в списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках ведомственной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ№ «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», и не реализовавшим свое право на получение социальной выплаты.
Согласно подпункту «а» пункта 9 Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ№ (далее – Положение), гражданин, которому предоставляется социальная выплата (далее - получатель социальной выплаты), может ее использовать на строительство жилого дома (создание объекта индивидуального жилищного строительства) на сельских территориях, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома.
Жилое помещение (жилой дом), на строительство (приобретение) которого предоставляется социальная выплата, должно соответствовать критериям, перечисленным в пункте 10 названного Положения.
Согласно пункту 14 Положения право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья на сельских территориях, не являющимся ценной бумагой, по форме, установленной нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (далее - свидетельство).
Жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в порядке и в срок, которые установлены нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 31 Положения).
Постановлением ФИО1 ЧР от ДД.ММ.ГГ№ утвержден Порядок формирования и утверждения списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, и выдачи свидетельств о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья на сельских территориях (далее – Порядок), пунктом 3.10 которого предусмотрено, что жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в течение двух месяцев со дня завершения срока действия свидетельства.
В соответствии с частью 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
При рассмотрении данного гражданского дела суд, принимая во внимание положения статей 56, 59, 67 ГПК РФ, определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и учитывая, что никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции РФ и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, в гражданском процессе в силу действия принципа состязательности исключается активная роль суда, когда суд по собственной инициативе собирает доказательства и расширяет их круг, при этом данный принцип не включает в себя судейского усмотрения.
Бремя представления доказательств, а также реализация установленных законом прав возложены исключительно на стороны, которые распоряжаются своими процессуальными правами по своему усмотрению.
Вопреки требованиям статьи 56 ГПК РФ ответчиком возражения по исковым требованиям истца и доказательства, их подтверждающие, суду не представлены.
Судом установлено, и это подтверждается материалами гражданского дела, что на основании постановления Главы Полевосундырского сельского поселения ...ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГ№ ответчик ФИО3 Г.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и имеющего право на государственную поддержку в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ№-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» (л.д.6), в составе семьи из шести человек: ответчик ФИО3 Г.А., ФИО3 О.В., ДД.ММ.ГГ года рождения, - супруга; ФИО3 В.Г., ДД.ММ.ГГ года рождения, - сын; ФИО3 Т.Г., ДД.ММ.ГГ года рождения, - дочь; ФИО3 А.Г., ДД.ММ.ГГ года рождения, - дочь; ФИО3 Т.М., ДД.ММ.ГГ года рождения, - мать (л.д.7).
Как усматривается из заявления ФИО3 Г.А., ответчик обязался улучшить свои жилищные условия путем строительства жилого дома в Полевосундырском сельском поселении ... ЧР (л.д.7), согласно приложенному к заявлению проекту одноквартирного 6-комнатного мансардного жилого дома по ..., в д. Полевые ...ФИО1 Республики (л.д.9-13).
ДД.ММ.ГГ ответчику с составом семьи из шести человек (члены семьи перечислены выше), как участнику мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках ведомственной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий» направления (подпрограммы) «Обеспечение условий развития агропромышленного комплекса Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, Министерством сельского хозяйства ФИО1 Республики выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 1 310 277 руб. 28 коп., из них: средства федерального бюджета в размере 1214 313 руб. 31 коп., средства республиканского бюджета ФИО1 Республики - 77 509 руб. 36 коп., средства местного бюджета - 18 454 руб. 61 коп. (л.д.14).
Факт перечисления социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности в размере 1 310 277 руб. 28 коп. на счет ответчика ФИО3 Г.А., открытый в АО «РОССЕЛЬХОЗБАНК» (...), подтверждается платежным поручением № от ДД.ММ.ГГ. Данное юридически значимое обстоятельство ответчиком не оспорено.
С учетом требований пункта 14 вышеназванного Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ№, срок действия свидетельства о предоставлении ответчику ФИО3 Г.А. социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности составляет 2 года с даты выдачи, указанной в свидетельстве, т.е. до ДД.ММ.ГГ (л.д.14).
Как утверждает истец, в течение двух месяцев со дня завершения срока действия свидетельства, т.е. до ДД.ММ.ГГ, вопреки требованиям пункта 3.10 вышеназванного Порядка, ответчик ФИО3 Г.А. не оформил жилое помещение в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве.
Поскольку в деле нет доказательств, опровергающих доводы истца в обоснование исковых требований, суд соглашается с доводами истца, подтвержденными имеющимися доказательствами, в том числе и выписками из ЕГРН на членов семьи ответчика (л.д.18-27).
Ответчиком не представлено доказательств о целевом использовании предоставленной социальной выплаты на строительство жилья, об оформлении жилого помещения в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве.
Ответчик не воспользовался своим правом заявить ходатайства об оказании содействия в собирании и истребовании доказательств судом в порядке статьи 57 ГПК РФ.
При изложенных обстоятельствах, на основании статей 233-234 ГПК РФ при рассмотрении дела в порядке заочного производства суд исследует доказательства, представленные стороной истца, учитывая ее доводы, и выносит решение в пределах заявленных исковых требований.
В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.
К бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств отнесено обеспечение результативности, целевого характера, использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (статья 162 БК РФ).
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются, направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 БК РФ).
Согласно статье 78 БК РФ субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведённых из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг. В случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату.
Ввиду несоблюдения срока, установленного для оформления жилого помещения в собственность, администрация ... вправе требовать в судебном порядке от получателя социальной выплаты, т.е. от ответчика ФИО3 Г.А., возврата средств в размере предоставленной социальной выплаты, что соответствует положениям пункта 3.13 Порядка.
Следовательно, исковые требования истца суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению полностью по заявленным основаниям.
Вместе с тем суд считает необходимым отметить, что ответчику ФИО3 Г.А. социальные выплаты предоставлены на строительство жилого дома в Полевосундырском сельском поселении ..., что усматривается из текста самого свидетельства (л.д.14).
Принимая во внимание изложенное суд в резолютивной части решения считает необходимым указать конкретное основание предоставления социальной выплаты ответчику, что не влияет на содержание принятого судом решения.
Согласно положениям части 1 статьи 103 ГПК РФ, абзаца 6 подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика ФИО3 Г.А. подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 14 751 руб. 39 коп.
Руководствуясь статьями 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования администрации ...ФИО1 Республики к ФИО2 о взыскании социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности удовлетворить полностью.
Взыскать с ФИО2 в пользу администрации ...ФИО1 Республики сумму предоставленной социальной выплаты на строительство жилого дома в сельской местности в размере 1 310 277 (один миллион триста десять тысяч двести семьдесят семь) руб. 28 коп.
Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 14 751 (четырнадцать тысяч семьсот пятьдесят один) руб. 39 коп.
Ответчик ФИО3 Г.А. вправе подать в Яльчикский районный суд ФИО1 Республики, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда ФИО1 Республики путем подачи апелляционной жалобы через Яльчикский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья И.В. Зарубина
Решение28.04.2022