ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-МО от 12.01.2022 Хангаласского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2-МОН-208/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Мохсоголлох 12 января 2022 года

Хангаласский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе:

председательствующего судьи Кириллина С.П.,

при секретаре Григорьевой Т.В.,

с участием представителя истца - старшего помощника Якутского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в Республике Саха (Якутия) Миронова И.Д.,

представителя ответчика - администрации ФКУ «Исправительная колония № 3 УФСИН РФ по РС(Я) по доверенности Черноградской С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Якутского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в Республике Саха (Якутия) в порядке ст. 45 ГПК РФ к администрации Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №3» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Саха (Якутия) о возложении обязанности в срок до 31 июля 2022 года обеспечить осужденных в соответствии с требованиями законодательства мебелью и предметами хозяйственного обихода,

у с т а н о в и л:

Якутский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в Республике Саха (Якутия) обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ к администрации Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №3» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Саха (Якутия) (далее ФКУ ИК-3 УФСИН РФ по РС(Я)) с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что органом прокуратуры была проведена проверка соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства в ФКУ ИК-3 УФСИН РФ по РС(Я) по результатам которой выявлены нарушения законодательства в части материально-бытового обслуживания осужденных.

Так, по состоянию на 28 октября 2021 года в спальном расположении участка «колония поселение» (УКП) при фактической численности осужденных в количестве 29 человек не хватает 1 стола, прямоугольного, одной подставки под бак для воды, одной тумбочки для дневального, одного комплекта бака для питьевой воды с кружкой и тазом.

В спальном расположении отряда №1 при фактической численности осужденных в 52 человека на хватает одного стола прямоугольного, одной подставки под бак для воды, одной тумбочки для дневального, одного комплекта бака для питьевой воды с кружкой и тазом, одного термометра комнатного, одного репродуктора, 14 комплектов занавесок с карнизом.

В спальном расположении отряда №2 при фактической численности осужденных в 61 человек на хватает одного стола прямоугольного, одной подставки под бак для воды, одной тумбочки для дневального, одного комплекта бака для питьевой воды с кружкой и тазом, одного репродуктора, 14 комплектов занавесок с карнизом.

В спальном расположении отряда №3 при фактической численности осужденных в 59 человек не хватает одного стола прямоугольного, одной подставки под бак для воды, одной тумбочки для дневального, одного комплекта бака для питьевой воды с кружкой и тазом, одного термометра, одного репродуктора, 13 комплектов занавесок с карнизом.

В спальном расположении отряда №4 при фактической численности осужденных в 31 человек не хватает одного стола прямоугольного, одной подставки под бак для воды, одной тумбочки для дневального, одного комплекта бака для питьевой воды с кружкой и тазом, одного репродуктора.

В спальном расположении отряда №5 при фактической численности осужденных в 49 человек не хватает одного стола прямоугольного, одной подставки под бак для воды, одной тумбочки для дневального, одного комплекта бака для питьевой воды с кружкой и тазом, одного репродуктора.

В спальном расположении ОСУОН общего режима при фактической численности осужденных в 16 человек не хватает одного стола прямоугольного, одной подставки под бак для воды, одних часов настенных, одной тумбочки для дневального, одного термометра комнатного, одного репродуктора.

В камерах СУС особого режима (проживают в ПКТ) при фактической численности осужденных а 26 человек не хватает 4 комплектов настольных игр.

В столовой не хватает одной вешалки для полотенец, одной подставки под бак для воды, одного комплекта бака для питьевой воды с кружкой и тазом, хлебниц из расчета одна штука на пятерых человек.

Нормы обеспечения мебелью и инвентарем установлены в приложении №2 к приказу Федеральной службы исполнения наказаний РФ от 27 июля 2006 года № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы».

В соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473 № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.

Положениями Устава ФКУ ИК-3 УФСИН РФ по РС(Я) определено, что данное учреждение является юридическим лицом, обладает правоспособностью и является участником бюджетного процесса (п.п.1.7, 1.13), создает осужденным условия содержания соответствующие нормам международного права, федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации (п.2.1), обеспечивает условия содержания осужденных (п.2.5.1) и осуществляет мероприятия по материально-бытовому и медико-санитарному обеспечению осужденных (п.2.5.2).

ФКУ ИК-3 УФСИН РФ по РС(Я) является учреждением с массовым пребыванием неопределенного круга лиц, (состав осужденных постоянно меняется) в связи с чем исковое заявление подано в интересах неопределенного круга лиц, так как определить точный круг лиц, чьи права и интересы нарушаются и привлечь их в процесс в качестве истцов не представляется возможным.

Таким образом истец просит возложить на ответчика в срок до 31 июля 2022 года обязанность обеспечить осужденных мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода в количестве выявленных нарушений.

В ходе подготовки гражданского дела к судебному разбирательству установлено, что оно подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, в связи с чем суд руководствуясь с ч.3 ст. 33.1 ГПК РФ определил перейти к рассмотрению дела по исковому заявлению органа прокуратуры по правилам административного судопроизводства.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В судебном заседании старший помощник прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, ссылаясь на доводы изложенные в исковом заявлении, просил удовлетворить заявленные требования.

Представитель административного ответчика с исковыми требованиями органа прокуратуры относительно необходимости комплектования помещений отрядов мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода в количестве выявленных нарушений согласилась, но при этом мотивируя тем, что организация и проведение закупок товарно-материальных ценностей для государственных нужд с учетом сроков финансирования и проведения конкурса на закупку товаров в соответствии с действующим законодательством займет более длительный период времени чем заявлено в исковых требованиях, просила установить срок исполнения обязательств по предмету исковых требований до 31 декабря 2022 года.

В последующем представитель истца указав, что соглашается с доводами представителя ответчика относительно сроков исполнения, уточнил исковое заявление и просил удовлетворить заявленные требования с определением срока исполнения обязательств со стороны ответчика до 31 декабря 2022 года.

Суд выслушав доводы лиц участвующих в судебном заседании и исследовав материалы дела приходит к следующему.

В статье 2 Конституции Российской Федерации закреплено, что права и свободы граждан являются высшей ценностью государства.

Согласно ст. ст. 18, 46 Конституции Российской Федерации права, свободы граждан являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Конституция Российской Федерации определяет обязанностью государства - признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ (ч. 2 ст. 1), развивая положения Конституции РФ, определяет одной из задач уголовно-исполнительного законодательства охрану прав и свобод, законных интересов осужденных.

Статьей 10 УИК РФ предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 99 УИК РФ осужденным к отбыванию наказания в виде лишения свободы гарантируются установленные законодательством РФ и ведомственными нормативно-правовыми актами нормы материально-бытового обеспечения.

На основании ст. 3 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» правовую основу деятельности уголовно-исполнительной системы составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

В соответствии со статьей 99 УИК РФ минимальные нормы материально-технического обеспечения осужденных к лишению свободы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314, одной из основных задач Федеральной службы исполнения наказаний России является обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующим нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов, является задачей Федеральной службы исполнения наказаний России.

Приказом Федеральной службы исполнения наказаний России от 27 июля 2006 года № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» утверждены нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы. Действие приказа распространяется на оборудование исправительных учреждений независимо от даты постройки помещений и принятия данного нормативного акта, нормы обязательны для исполнения.

Аналогичные нормы содержатся в СП 308.1325800.2017 Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования, утвержденных и введенных в действие Приказом Минстроя России от 20 октября 2017 года № 1454/пр.

Приказом Федеральной службы исполнения наказаний России от 27 июля 2007 года № 407 «Об утверждении каталога «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний России» определены наименование, габаритные размеры изделий, необходимое их количество на одного осужденного.

Согласно Уставу ФКУ «Исправительная колония №3» УФСИН РФ по РС(Я) следует, что данное юридическое лицо является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности. Учредителем учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний. Собственником имущества учреждения является Российская Федерация в лице Федеральной службы исполнения наказаний России. Полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждению на праве оперативного управления, осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний России в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учреждение по своей организационно-правовой форме является федеральным казенным учреждением и имеет статус исправительного учреждения. Предметом и целями деятельности учреждения являются обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. При недостаточности у учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут Федеральная служба исполнения наказаний России и Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Саха (Якутия) в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела установлено, что Якутской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях РС(Я) в ФКУ ИК-3 УФСИН РФ по РС(Я) была проведена проверка соблюдений требования законодательства о материально-бытовом обеспечении осужденных, по результатам которого в нарушение требований приказа Федеральной службы исполнения наказаний России от 27 июля 2006 года № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» выявлены следующие нарушения:

- по состоянию на 28 октября 2021 года в спальном расположении участка «колония поселение» (УКП) при фактической численности осужденных 29 человек не хватает 1 стола, прямоугольного, одной подставки под бак для воды, одной тумбочки для дневального, одного комплекта бака для питьевой воды с кружкой и тазом;

- в спальном расположении отряда № 1 при фактической численности осужденных в 52 человека на хватает одного стола прямоугольного, одной подставки под бак для воды, одной тумбочки для дневального, одного комплекта бака для питьевой воды с кружкой и тазом, одного термометра комнатного, одного репродуктора, 14 комплектов занавесок с карнизом;

- в спальном расположении отряда № 2 при фактической численности осужденных в 61 человек на хватает одного стола прямоугольного, одной подставки под бак для воды, одной тумбочки для дневального, одного комплекта бака для питьевой воды с кружкой и тазом, одного репродуктора, 14 комплектов занавесок с карнизом;

- в спальном расположении отряда №3 при фактической численности осужденных в 59 человек не хватает одного стола прямоугольного, одной подставки под бак для воды, одной тумбочки для дневального, одного комплекта бака для питьевой воды с кружкой и тазом, одного термометра, одного репродуктора, 13 комплектов занавесок с карнизом;

- в спальном расположении отряда № 4 при фактической численности осужденных в 31 человек не хватает одного стола прямоугольного, одной подставки под бак для воды, одной тумбочки для дневального, одного комплекта бака для питьевой воды с кружкой и тазом, одного репродуктора;

- в спальном расположении отряда № 5 при фактической численности осужденных в 49 человек не хватает одного стола прямоугольного, одной подставки под бак для воды, одной тумбочки для дневального, одного комплекта бака для питьевой воды с кружкой и тазом, одного репродуктора;

- в спальном расположении ОСУОН общего режима при фактической численности осужденных в 16 человек не хватает одного стола прямоугольного, одной подставки под бак для воды, одних часов настенных, одной тумбочки для дневального, одного термометра комнатного, одного репродуктора;

- в камерах СУС особого режима (проживают в ПКТ) при фактической численности осужденных а 26 человек не хватает 4 комплектов настольных игр;

- в столовой не хватает одной вешалки для полотенец, одной подставки под бак для воды, одного комплекта бака для питьевой воды с кружкой и тазом, хлебниц из расчета одна штука на пятерых человек.

На основании ст. 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

В силу положений ст. 9 названного Закона, финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с данным Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.

Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными, принятыми в г. Женеве 30 августа 1955 года первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, предусмотрено, что все помещения, которыми пользуются заключенные, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию. Санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности.

В решении Европейского Суда по правам человека, в частности в Постановлении от 25 ноября 2010 года «Дело «Роман Карасев против Российской Федерации», указано, что в обязанности государства-ответчика входит организация своей пенитенциарной системы таким образом, чтобы она обеспечивала уважение достоинства заключенных независимо от финансовых и материально-технических трудностей. Европейский Суд ранее указывал, что власти государства-ответчика не могут ссылаться на финансовые трудности в оправдание невозможности исполнить свои обязательства.

Таким образом, требования Приказа Федеральной службы исполнения наказаний России от 27 июля 2006 года № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» не исполняются, поскольку действие данного Приказа распространяется на оборудование исправительных учреждений независимо от даты постройки помещений и принятия данного нормативного акта, названным Приказом утверждены нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы (Приложение 2).

В связи с изложенным, оценив нормы действующего законодательства, суд находит установленным, что административным ответчиком допущены нарушения требования УИК РФ, Федерального закона № 5471-7 от 21 июля 1993 года «Об учреждениях и органах исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», а также положения ведомственных нормативных актов, которые являются обязательными для ответчика, в связи с чем исковые требования органа прокуратуры признаются судом обоснованными.

При формировании указанного вывода судом также учитываются пояснения представителя ответчика о том, что техническая возможность устранить указанные нарушения при наличии денежных средств имеется. Доказательств невозможности исполнения мероприятий по обеспечению осужденных мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода, суду представлено не было.

При указанных обстоятельствах исковые требования Якутского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Саха (Якутия) подлежат удовлетворению в полном объеме.

При этом суд считает возможным установить ответчику срок для устранения указанных нарушений в части материально-бытового обеспечения осужденных в соответствии с нормами положенности в срок до 31 декабря 2022 года, с учетом объема работ для устранения нарушений, полагая, что данный срок соответствует смыслу и целям действующего законодательства, является разумным и достаточным для их выполнения.

В соответствии с частью 3 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Якутского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в Республике Саха (Якутия) в защиту неопределенного круга лиц к администрации Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №3» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Саха (Якутия) о возложении обязанности в срок до 31 июля 2022 года обеспечить осужденных в соответствии с требованиями законодательства мебелью и предметами хозяйственного обихода - удовлетворить.

Возложить на администрацию Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №3» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Саха (Якутия) в срок до 31 декабря 2022 года обеспечить осужденных в соответствии с требованиями законодательства мебелью и следующими предметами хозяйственного обихода:

- в спальном расположении участка «колония поселение» (УКП) обеспечить инвентарем в виде одного стола прямоугольного, одной подставки под бак для воды, одной тумбочки для дневального, одного комплекта бака для питьевой воды с кружкой и тазом;

- в спальном расположении отряда № 1 обеспечить инвентарем в виде одного стола прямоугольного, одной подставки под бак для воды, одной тумбочки для дневального, одного комплекта бака для питьевой воды с кружкой и тазом, одного термометра комнатного, одного репродуктора, 14 комплектов занавесок с карнизом;

- в спальном расположении отряда № 2 обеспечить инвентарем в виде одного стола прямоугольного, одной подставки под бак для воды, одной тумбочки для дневального, одного комплекта бака для питьевой воды с кружкой и тазом, одного репродуктора, 14 комплектов занавесок с карнизом;

- в спальном расположении отряда №3 обеспечить инвентарем в виде одного стола прямоугольного, одной подставки под бак для воды, одной тумбочки для дневального, одного комплекта бака для питьевой воды с кружкой и тазом, одного термометра, одного репродуктора, 13 комплектов занавесок с карнизом;

- в спальном расположении отряда № 4 обеспечить инвентарем в виде одного стола прямоугольного, одной подставки под бак для воды, одной тумбочки для дневального, одного комплекта бака для питьевой воды с кружкой и тазом, одного репродуктора;

- в спальном расположении отряда № 5 обеспечить инвентарем в виде одного стола прямоугольного, одной подставки под бак для воды, одной тумбочки для дневального, одного комплекта бака для питьевой воды с кружкой и тазом, одного репродуктора;

- в спальном расположении ОСУОН общего режима обеспечить инвентарем в виде одного стола прямоугольного, одной подставки под бак для воды, одной единицы часов настенных, одной тумбочки для дневального, одного термометра комнатного, одного репродуктора;

- в камерах СУС особого режима (проживают в ПКТ) обеспечить инвентарем в виде 4 комплектов настольных игр;

- в столовой обеспечить инвентарем в виде одной вешалки для полотенец, одной подставки под бак для воды, одного комплекта бака для питьевой воды с кружкой и тазом, хлебницы из расчета одна штука на пятерых человек.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.П. Кириллин

Решение в окончательной форме принято 17 января 2022 года