Дело № 2-Я-511/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
8 июля 2014 года с. Янтиково
Урмарский районный суд Чувашской Республики в составе судьи Николаева Г.А.,
с участием заместителя прокурора Янтиковского района ЧР Афанасьева А.В.,
при секретаре судебного заседания Степановой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Янтиковского района Чувашской Республики в защиту интересов Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике) и Чувашской Республики в лице Министерства финансов Чувашской Республики к ООО «Дорстрой-агро» о взыскании материального ущерба, причиненного Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, в размере 158919 рублей и материального ущерба, причиненного Чувашской Республике в лице Министерства финансов Чувашской Республики, в размере 28929 рублей,
у с т а н о в и л:
Прокурор Янтиковского района Чувашской Республики обратился в суд с исковым заявлением (в порядке ст. 45 ГПК РФ) по основаниям, что прокуратурой Янтиковского района в ходе проверки исполнения законодательства о финансировании программных мероприятий в сфере реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» выявлен факт получения ООО «Дорстрой-агро» субсидии из федерального и республиканского бюджетов на возмещение части затрат в связи с оказанием несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в сумме 187848 рублей с нарушением Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, согласно которым субсидии предоставляются получателям субсидий на возмещение части затрат в связи с оказанием несвязанной поддержки в области растениеводства имеющим посевы сельскохозяйственных культур в Чувашской Республике в соответствии с формами федерального государственного статистического наблюдения № 4-СХ, № 1-фермер и при условии сохранения посевных площадей в отчетном финансовом году не ниже показателей предыдущего года, а именно, ООО «Дорстрой-агро» получил указанную субсидию при уменьшении посевных площадей в 2013 году по сравнению с показателями 2012 года. Ссылаясь на ст. 1064 Гражданского кодекса РФ прокурор просил взыскать с ООО «Дорстрой-агро» сумму материального ущерба, причиненного Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, в размере 158919 руб., и сумму материального ущерба, причиненного Чувашской Республике в лице Министерства финансов Чувашской Республики, в размере 28929 руб.
В судебном заседании заместитель прокурора Янтиковского района Чувашской Республики Афанасьев А.В. исковые требования и.о. прокурора района поддержал в полном объеме по мотивам, изложенным в заявлении.
Соистцы: Министерство финансов Российской Федерации (Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике) и Министерство финансов Чувашской Республики, - просили рассмотреть дело в отсутствии их представителей. При этом Министерство финансов Чувашской Республики просило удовлетворить исковые требования прокурора Янтиковского района в полном объеме (л.д. 31-32, 34-36).
Ответчик - ООО «Дорстрой-агро» извещенное о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не направило своего представителя в судебное заседание. При этом от них каких-либо заявлений по поводу рассмотрения дела не поступило.
Третье лицо - Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, не обеспечил явку своего представителя в судебное заседание. Каких-либо возражений относительно иска и по поводу рассмотрения дела от них не поступило.
При изложенных обстоятельствах суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчика, соистцов и третьего лица.
Выслушав доводы заместителя прокурора района, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства и посчитав их достаточными для принятия решения, суд приходит к следующему.
Статьями 3 и 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам-производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу абзаца 3 пункта 2 этой статьи порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств,- адресности и целевого характера бюджетных средств.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.
Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий. По правилам пункта 3 части 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Следовательно, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление, субсидий.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18.03.2013 № 97 утверждены Правила предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат в связи с оказанием несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) в области растениеводства (Далее - Правила).
Правила определяют порядок и условия предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат в связи с оказанием несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) в области растениеводства на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв. В соответствии с пунктом 2.2 Правил субсидии предоставляются получателям субсидий на возмещение части затрат в связи с оказанием несвязанной поддержки в области растениеводства, имеющим посевы сельскохозяйственных культур в Чувашской Республике, в соответствии с формами федерального государственного статистического наблюдения № 4-СХ, № 1-фермер и при условии сохранения посевных площадей в отчетном финансовом году не ниже показателей предыдущего года.
Согласно пункту 2.6 Правил получатели субсидий представляют специалисту Минсельхоза Чувашии по решению вопросов поддержки сельскохозяйственного производства в муниципальном районе не позднее 1 апреля текущего года в двух экземплярах справку-отчет для расчета выплаты субсидии по форме согласно приложению № 1 к настоящим Правилам с приложением копий форм федерального государственного статистического наблюдения № 4-СХ, № 1-фермер за предыдущий год с отметкой органа государственной статистики о принятии, годовую бухгалтерскую отчетность (№ 6-АПК, № 1-КФХ), а также обязательство по сохранению посевных площадей не ниже уровня отчетного финансового года.
При этом в соответствии с пунктом 3.1 Правил при выявлении фактов нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий, Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики в течение 10 календарных дней со дня выявления факта нарушения направляет получателю субсидии уведомление о возврате в республиканский бюджет Чувашской Республики указанных средств.
При отказе получателя субсидии от добровольного возврата указанных средств они взыскиваются в судебном порядке (пункт 3.2 Правил).
Установлено, что 21.03.2013 ООО «Дорстрой-агро» в Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики представлена справка-отчет для расчета выплаты субсидии на возмещение части затрат в связи с оказанием несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) в области растениеводства из федерального бюджета и республиканского бюджета Чувашской Республики за 2012 год (л.д. 5).
В соответствии со справкой-отчетом и статистической отчетностью ООО «Дорстрой-агро» № 1 -фермер за 2012 год посевная площадь получателя субсидии составляла 932 га (л.д. 5, 7-10).
Согласно обязательству от 21.03.2013 г., представленному для получения субсидии, ООО «Дорстрой-агро» подтвердило обязательство по сохранению посевных площадей на уровне отчетного финансового год. В случае, если посевная площадь будет ниже уровня отчетного финансового года, организация обязалась всю сумму полученных в 2013 году субсидий на возмещение части затрат в связи с оказанием несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в добровольном порядке возвратить в срок до 01 апреля года, следующего за годом получения субсидии (л.д. 6).
Платежным поручением № 976 от 09.04.2013 ООО «Дорстрой-агро» перечислена сумма субсидии в размере 158 919 руб. за счет средств федерального бюджета (л.д. 11).
Платежным поручением № 247 от 10.04.2013 ООО «Дорстрой-агро» перечислена сумма субсидии в размере 28929 руб. за счет средств республиканского бюджета (л.д. 12).
Согласно форме статистической отчетности №1-фермер за 2013 год посевная площадь ООО «Дорстрой-агро» составила 629 га (л.д. 13-16).
Таким образом, организация нарушила условие, установленное при предоставлении субсидии, а именно, допустила уменьшение посевных площадей в 2013 году по сравнению с показателями 2012 года.
Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики получателю субсидии направлено уведомление о возврате в республиканский бюджет Чувашской Республики выделенных средств (л.д. 17).
Несмотря на это, полученные ООО «Дорстрой-агро» бюджетные средства не возвращены
В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности и имуществу юридического лица подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В результате невозврата ООО «Дорстрой-агро» денежных средств в бюджеты нарушаются права неопределенного круга лиц, так как в соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, а такие задачи и функции реализуются в отношении неопределенного числа лиц.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, освобождены от уплаты госпошлины.
Согласно ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина (подлежащая зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов.
При таких обстоятельствах с учетом положений ст. 333.19 Налогового кодекса РФ суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход бюджета Янтиковского района Чувашской Республики государственную пошлину в размере 4956 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Взыскать с ООО «Дорстрой-агро» сумму материального ущерба в пользу Министерства финансов Российской Федерации в размере 158 919 (сто пятьдесят восемь тысяч девятьсот девятнадцать) руб. и сумму материального ущерба в пользу Министерства финансов Чувашской Республики в размере 28 929 (двадцать восемь тысяч девятьсот двадцать девять) руб., а также государственную пошлину в доход бюджета Янтиковского района Чувашской Республики в размере 4956 (четыре тысячи девятьсот пятьдесят шесть) руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня его принятия.
Судья Г.А.Николаев