Бологовский городской суд Тверской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Бологовский городской суд Тверской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-43/2011г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дата 2011 года г.Бологое
Бологовский городской суд Тверской области в составе: председательствующего судьи Бондаревой Ж.Н., при секретаре Савельевой Ю.Ю., с участием представителя истцов Истец1, Истец2, Истец3, Истец4, Истец5, Истец6, Истец7, Истец8, - Голевой М.А., представителя ответчика ООО «» Сергеевой Н.В., представителя третьего лица Региональной энергетической комиссии ... Власенко Б.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Истец1, Истец2, Истец3, Истец4, Истец5, Истец6, Истец7 и Истец8 к обществу с ограниченной ответственностью «» о возложении обязанности произвести перерасчет и выплату заработной платы в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 годы, с учетом последующих изменений в указанном соглашении и с учетом продления срока действия Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на три года с 1 января 2011 года по 01 января 2014 годы,
У С Т А Н О В И Л:
Истец1, Истец2, Истец3, Истец4, Истец5, Истец6, Истец7 и Истец8 обратились в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «» (далее – ООО «») о возложении обязанности произвести перерасчет и выплату заработной платы в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 годы по дату вынесения решения, а также произвести перерасчет и выплату заработной платы работников газовой котельной № с учетом последующих изменений в указанном соглашении и с учетом продления срока действия Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на три года с 1 января 2011 года по 01 января 2014 годы. Истцы мотивируют свои требования тем, что они, операторы котельной №, в ноябре 2010 года они узнали от своих коллег – операторов котельной ФГОУ СПО «... аграрный коллеж» об Отраслевом тарифном соглашении в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 годы с применением последующих изменений и продления срока действия Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2011-1014 годы. Согласно Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 годы с 01 января 2008 года базовая тарифная ставка рабочего первого разряда устанавливается не менее 2550 рублей, а с 01 сентября 2009 года - не ниже 3500 рублей. Коллектив котельной обратился с письменным заявлением к директору ООО » ФИО1 с просьбой произвести перерасчет заработной платы с 01 сентября 2008 года согласно Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 годы, однако ответа не получили. В приложении №1 к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 годы содержится перечень организаций, осуществляющих деятельность в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ, куда входят прочие организации жизнеобеспечения населения, к которым относится и ООО «», поскольку оно подает тепло и горячую воду населению и организациям. Также ООО «» относится к жилищно-коммунальному хозяйству. В соответствии со ст.48 ТК РФ, если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультации работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя. В ООО «» нет профсоюзной организации, так как почти через каждые три года у работников меняется название организации из-за ее ликвидации (банкротства), а трудовые функции не меняются. На основании изложенного и в соответствии со ст.ст. 48,132,133,134,135 ТК РФ просят суд обязать ООО «» произвести перерасчет и выплату заработной платы в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 годы по вынесенному решению, а также произвести перерасчет и выплату заработной платы на основании штатного расписания работников газовой котельной № с приложением последующих изменений в указанном соглашении и с приложением продления срока действия отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве на 2011-2014 годы.
В судебное заседание истцы Истец1, Истец2, Истец3, Истец4, Истец5, Истец6, Истец7 и Истец8 не явились, направили письменное ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, с участием их представителя Голевой М.А.
Представитель истцов Голева М.А. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении и пояснила суду, что истцы работают в котельной № ООО «» Заработную плату им прибавляли по сетке ЖКХ, в соответствии с существовавшим ранее отраслевым тарифным соглашением, так как котельная относится к предприятиям жилищно-коммунального хозяйства. В 2008 году было принято новое отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 годы, работодатель ООО «» не отказался присоединяться к указанному соглашению, однако руководитель не желает применяет его и не производит им перерасчет и увеличение заработной платы, в связи с чем они вынуждены были обратиться в суд с настоящим иском.
Пояснила суду, что общество с ограниченной ответственностью «» (ответчик, являющийся работодателем по отношению к истцам) является организацией, осуществляющей деятельность в жилищно-коммунальном хозяйстве, которое включено в Перечень организаций, осуществляющих деятельность в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации, прилагаемый к Отраслевому тарифному Соглашению в ЖКХ РФ (Приложение №1).
Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008-2010 годы (с последующими изменениями и дополнениями) было заключено в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Соглашение направлено на регулирование социально-трудовых отношений в жилищно-коммунальных сферах, на повышение эффективности работы организаций жилищно-коммунального хозяйства (далее – Организаций или ОТС), а также на реализацию трудовых прав и законных интересов работников данной отрасли.
Статьей 2 Трудового кодекса РФ (далее – РФ ТК) закреплены основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (среди прочих):
- социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
- обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В силу требований статьи 5 ТК РФ трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также соглашениями, содержащими нормы трудового права.
Главой 7 ТК РФ закреплены положения относительно документов – коллективных договоров и соглашений, содержащих нормы трудового права, которые в соответствии с требованиями ст. 5 ТК РФ прямо участвуют в регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, возникающих между работником и работодателем в Российской Федерации.
Статьей 45 Трудового кодекса Российской Федерации определено понятие «Соглашение» - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемых между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции. В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
В силу положений статьи 48 ТК РФ Соглашение действует в отношении:
всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение;
работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;
органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.
По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения об источнике его опубликования.
Отраслевое тарифное соглашение в ЖКХ РФ на 2008-2010 годы было зарегистрировано в Роструде 5 сентября 2007 г. (Регистрационный номер №71/08-10). О присоединении к данному Отраслевому тарифному соглашению было опубликовано письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13 декабря 2007 г. №389-ТГ (текст которого опубликован в «Российской газете» от 19 декабря 2007 г. №284).
Положением ст. 48 ТК РФ предусмотрено условие: если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
Так как ООО «» не могло отказаться от присоединения к вышеуказанному ОТС в силу отсутствия органов первичной профсоюзной организации, объединяющей работников, следовательно, для ответчика исполнение Отраслевого тарифного соглашения в ЖКХ РФ 2008-2010 годы является обязательным.
Таким образом, в период с начала работы в ООО «» и по настоящее время трудовые права истцов на получение заработной платы (с учетом всех надбавок установленных ОТС) прямо нарушаются ответчиком, так как ее размер не соответствует нормам установленным указанным ОТС.
Пунктом 2.3. ОТС с 01 января 2008 года базовая месячная тарифная ставка рабочего первого разряда установлена в размере не менее 2550 рублей, а с01 января 2009 года – не ниже 3500 рублей.
Среди истцов не имеется рабочих первого разряда, следовательно, при расчете ступени по оплате труда должен применяться тарифный коэффициент, который (по состоянию 2009-2010 годов в ООО «») был равен следующим значениям:
2 разряд – 1,30
3 разряд – 1,69
4 разряд – 2,20
5 разряд – 2,86
6 разряд – 3,29
7 разряд – 3,78
8 разряд – 4,35
9 разряд – 5,00
Указанные данные расчета ступени по оплате труда и тарифного коэффициента взяты по фактическим данным предоставленным ООО «» в тарифное дело, для установления тарифов на услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения.
В соответствии с п. 2.7. ОТЧС расходы работодателей на оплату труда работников и иные расходы, обусловленные трудовыми отношениями, для включения в тарифы, формируются с учетом:
а) расходов (средств) на оплату труда;
б) иных расходов, связанных с производством и реализацией продукции и услуг;
в) расходов, связанных с исполнением условий настоящего Соглашения;
г) расходов, предусмотренных иными документами, регулирующими отношения между работодателями и работниками.
Таким образом, ответчик был обязан не только включить вышеперечисленные виды расходов при формировании тарифов, но и производить выплату заработной платы истцам в размерах не ниже установленных ОТС.
Пунктом 2.8.2. ОТС установлены размеры средств, направляемых на премирование работников, доплаты, надбавки и другие выплаты в составе средств на выплату труда, которые формируются на договорной основе. Эти средства включают в себя:- доплаты (надбавки) к тарифным ставкам и должностным окладам стимулирующего и (или) компенсационного характера, связанные с режимом работы и условиями труда, - в размере не менее 12,5 процента тарифной составляющей расходов (средств), направляемых на оплату труда. К данной категории в том числе относятся доплаты (надбавки): за работу в ночное время – в размере 40 процентов тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы, за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда – устанавливается организациями по результатам аттестации рабочих мест и оценки условий труда на них, за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, за сверхурочную работу – не менее чем в двойном размере, и т.д.
В отношении истцов ответчиком не соблюдались установленные нормы, надбавок соответствующего характера не производилось.
Пунктом 2.8.2. ОТС предусмотрено, что размер премии за основные результаты производственно-хозяйственной (финансово-хозяйственной деятельности установлен не менее 50% тарифной составляющей расходов (средств), направляемых на оплату труда. При этом премия начисляется на оклад с учетом доплат и надбавок, в соответствии с действующим законодательством.
Премирование, установленное по соглашению сторон в трудовом договоре в размере 40% оклада (тарифной ставки) производилось из расчета неправильно установленной (существенно заниженной) тарифной ставки работников, а равно размер премирования не соответствует установленному минимальному значению в ОТС.
Надбавки за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда ответчиком не производятся в связи с непроведением последним аттестации рабочих мест и оценки условий труда на иных. В связи с данным обстоятельством права работников, предусмотренные статьей 21 ТК РФ, ответчиком нарушаются и как следствие истцы лишены возможности на получение соответствующих выплат.
Из положений Федерального закона от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» следует, что тарифы на электрическую и тепловую энергию подлежат государственному регулированию. Согласно статье 2 данного Закона государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в названном Законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
Как установлено пунктом 15 «Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. №109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», при регулировании тарифов применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод доходности инвестированного капитала и метод индексации тарифов.
Выбор метода регулирования по каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом.
Согласно пункту 27 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями, заключенными соответствующими организациями, с фактическим объемом фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
То обстоятельств, что ответчик не обосновал (или не смог обосновывать) документами по фонду оплаты труда регулирующему органу (либо обоснование не было принято во внимание органом регулирования тарифов) размера фонда оплаты труда подлежащего включению в необходимую валовую выручку не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований заявленных истцами.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным. В силу данной нормы гражданского законодательства ответчик был вправе оспорить решение органа регулирования тарифов, так как данным решением нарушались права ответчика, установленные ранее указанными положениями законодательства РФ. Несмотря на данное обстоятельство, ответчик до настоящего времени таким правом не воспользовался, а в нарушение всех действующих нормативных актов счел возможным нарушить права истцов на получение заработной платы в размере, установленном отраслевым тарифным соглашением.
В случае удовлетворения исковых требований, права ответчика не могут быть нарушены, так как в силу пункта 10 Основ ценообразования, если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов (цен), в том числе расходы, связанные с объективными незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств).
Таким образом, представитель истца считает возражения ответчика относительно отсутствия возможности произвести перерасчет в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением и выплату заработной платы истцам необоснованным и противоречащим законодательству Российской Федерации. Просит суд удовлетворить иск истцов о возложении на ООО «» обязанности произвести перерасчет и выплату заработной платы в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 годы, а также произвести перерасчет и выплату заработной платы работников газовой котельной № с учетом последующих изменений в указанном соглашении и с учетом продления срока действия Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на три года с 1 января 2011 года по 01 января 2014 годы. От дополнительных исковых требований, изложенных в дополнении к исковому заявлению и приобщенных к материалам дела в судебном заседании Дата об обязывании ответчика произвести расчет компенсационных выплат эквивалентных стоимости молока и других равноценных продуктов за срок нарушения права истцов на их получение и произвести соответствующие выплаты единовременно представитель истца отказалась.
Представитель ответчика - ООО «» Сергеева Н.В. исковые требования не признала и пояснила, что в своем заявлении работники котельной № требуют произвести перерасчет и производить выплату заработной платы исходя из Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 годы, а также последующих изменений в указанном соглашении и соглашения о продлении срока действия указанного соглашения на три года. Но эти требования не могут быть выполнены по следующим причинам. Затраты на оплату труда являются одним из основных пунктов (после топлива и электроэнергии) в формировании тарифов на тепловую энергию. Тарифы регулируются на основании ФЗ №210 от 22.12.2004 г. «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», где установлено, что одним из основных принципов формирования тарифов является обеспечение финансовых потребностей организаций коммунального комплекса, необходимых для реализации производственных программ (ст.3 ФЗ №210 от 22.12.2004 г. «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».). Поэтому заработная плата уже входит в стоимость тарифа.
Устанавливают тарифы органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, то есть для ООО «» это региональная энергетическая комиссия (РЭК) ..., которая установила тариф на 2010 год. Поэтому ООО «» не может самостоятельно менять и устанавливать тарифы РЭК.
Согласно п. 27 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ №250 от 14 июля 2008 года, для определения расходов, составляющих затраты на оплату труда, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.
На основании сказанного, ООО «» при формировании тарифов на тепловую энергию закладывали на 2009, 2010, 2011 годы размер заработной платы согласно отраслевого тарифного соглашения, а именно: 26687.84 тысяч рублей в год, 20237.4 тысяч рублей в год, 20916.31 тысяч рублей в год. Однако, утверждено было только 15754.2, 12042.0 и 14286.26 тысяч рублей в год.
Кроме того, при формировании тарифов на 2010 год затраты на оплату труда были снижены на 24 % по отношению к 2009 году. Однако предприятие не снизило заработную плату работникам, а оставило на прежнем уровне.
На 2011 год размер заработной платы увеличился на 18% по сравнению с 2010 годом, но это все равно меньше уровня 2009 года и тем более не соответствует рекомендациям отраслевого тарифного соглашения.
При таких обстоятельствах полагает, что в иске надлежит отказать.
Представитель привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица Региональной энергетической комиссии (РЭК) ... Власенко Б.А. также полагал, что исковые требования о перерасчете заработной платы не подлежат удовлетворению. Обосновал свою позицию следующим.
2 июля 2007 года Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения, Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий» и Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстроем) было утверждено Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 годы ( далее –Соглашение). Согласно письму Роструда от 05.09.2007 года №3586-ТЗ это Соглашение прошло регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости (регистрационный № 71/08-10 от 05.09.2007). Затем оно было опубликовано в журнале «Труд и страхование» (№10/11, 2007) и размещено на официальном сайте Минздравсоцразвития. В письме Минздравсоцразвития России от 13.12.2007 года №389-ТГ (опубликовано в Российской газете №284 от 19.12.2007) работодателям отрасли, не участвовавшим в заключении данного Соглашения, было предложен присоединиться к нему, а также указан порядок отказа от присоединения. Согласно п.9.1 Соглашения все изменения и дополнения к нему вносятся по взаимной договоренности сторон. Вместе с тем 17 апреля и 12 августа 2008 года в Соглашение были внесены изменения и дополнения путем подписания соглашений лишь между Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения и Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий». В частности, первоначальной редакцией Соглашения (п.2.3) установлен размер базовой месячной ставки рабочего первого разряда -2500 рублей. Соглашением о внесении изменений и дополнений от 12 августа 2008 года он с 1 января 2009 года увеличен до 3500 рублей. Указанные Соглашения также прошли регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости (Письма Роструда от 18 июня 2008 года №3174-ТЗ и от 4 сентября 2008 года № 4812-ТЗ), опубликованы в журнале «Труд и страхование» и размещены на официальном сайте Минздравсоцразвития. Предложения присоединиться к указанным Соглашениям официально не опубликовывались.
Порядок заключения Соглашения и присоединения к нему регламентирован ст.7 ТК РФ. В частности, определено, что Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Заключенные на федеральном уровне отраслевые соглашения подлежат обязательному опубликованию в порядке, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2007 г. №260 (далее- приказ №260).. В п.2 Приказа №260 говорится, что после опубликования соглашения в журнале "Труд и Страхование" стороны соглашения вправе предложить Министру здравоохранения и социального развития Российской Федерации обратиться к работодателям, осуществляющим деятельность в соответствующей отрасли и не участвовавшим в заключении соглашения, с предложением присоединиться к нему. Это было сделано в 2007 году.
В ст.49 ТК РФ указано, что изменение и дополнение соглашения производятся в порядке, установленном настоящим Кодексом для заключения соглашения, либо в порядке, установленном соглашением. Пункт 9.1 Соглашения гласит: изменения и дополнения в настоящее Соглашение вносятся по взаимной договоренности сторон. Поэтому у организаций, присоединившихся к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 годы в 2007 году, могут возникнуть сомнения в законности внесенных в 2008 году изменений: Соглашение является трехсторонним, соответственно, изменения и дополнения в него должны вноситься путем подписания дополнительного соглашения тремя сторонами, чего не было сделано.
Согласно п.11 Указа Президента РФ от 12 мая 2008 года №724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой) было упразднено, а его функции переданы Минрегионразвития. Указ вступил в силу 14 мая 2010 года. Поэтому дополнительное Соглашение от 12 августа 2008 года не вызывает вопросов о законности его заключения. Более раннее дополнительное Соглашение, заключенное без участия Росстроя, датируется 17 апреля 2008 года, однако оно прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости, регистрационный номер 101/08-10 (Письмо Роструда от 18 июня 2008 года №3174-ТЗ). В связи с этим изменения и дополнения, внесенные в Соглашение в 2008 году путем заключения дополнительных соглашений между Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения и Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий» распространяются на организации, присоединившиеся к Общероссийскому отраслевому объединению работодателей «Союз коммунальных предприятий».
Доводы относительно того, что дополнительные Соглашения не обязательны для исполнения по той причине, что не были опубликованы предложения присоединиться к ним, являются обоснованными по следующим причинам. Согласно Приказа №260 Федеральная служба по труду и занятости в течение 3-х календарных дней со дня регистрации соглашения (изменений и дополнений к нему) направляет текст соглашения и сведения о его регистрации для опубликования в журнал "Труд и Страхование" и в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации для размещения на официальном сайте Министерства. После опубликования соглашения в журнале "Труд и Страхование" стороны соглашения вправе предложить Министру здравоохранения и социального развития Российской Федерации обратиться к работодателям, осуществляющим деятельность в соответствующей отрасли и не участвовавшим в заключении соглашения, с предложением присоединиться к нему. Однако это лишь право сторон, а не обязанность. Согласно ст.48 ч.7 ТК РФ по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования. Это также не является обязанностью руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти.
Согласно ч.8 ст.48 ТК РФ заключенное соглашение считается распространенным на работодателей, осуществляющих деятельность в соответствующей отрасли, если они в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению. К отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
Учитывая сложившиеся обстоятельства, а также то, что ООО «» не относится к Общероссийскому отраслевому объединению работодателей «Союз коммунальных предприятий», а также, что руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда не организовал официального опубликования предложения о присоединении к соглашению с внесенными изменениями от 17 апреля и 12 августа 2008 года, можно сделать вывод о том, что ООО «» вправе не выполнять его в редакции от 17 апреля и 12 августа 2008 года.
Региональная энергетическая комиссия ... считает, что в связи с тем, что от ООО «» не поступило отказа от вступления в Соглашение, данное Соглашение в первоначальной редакции распространяет свое действие на указанное предприятие с 30 января 2009 года по 31 декабря 2010 года включительно.
В то же время ООО «» устанавливало размер базовой месячной тарифной ставки рабочего первого разряда в соответствии с тарифами, устанавливаемыми РЭК ... на период 2009-2010 годов (приказы №-нп от Дата и №-нп от Дата ). ООО «» осуществляет свою деятельность с Дата, в связи с чем истец не вправе требовать от ответчика перерасчеты и выплаты за 2008 год, когда предприятие-ответчик фактически не существовало. Более того, ООО «» установленные РЭК ... тарифы не нарушало и осуществляло начисление заработной платы в соответствии с действовавшими тарифами, которые, в свою очередь, устанавливаются РЭК с учетом приказов ФСТ, устанавливающих предельный максимальный уровень тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями, в среднем по субъектам Российской Федерации.. В настоящее время приказы РЭК об установлении тарифов никем не отменены. В связи с тем, что действия ООО «» полностью соответствовали требованиям РЭК ..., сформулированным в вышеуказанных приказах, исковые требования в части перерасчета и выплаты заработной платы за период 2009-2010 годов не подлежат удовлетворению. В части удовлетворения исковых требований по периоду 2011-2014 годов также должно быть отказано, т.к. указанные правоотношения не начались, в связи с чем отсутствуют негативные последствия указанных правоотношений.
Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица администрация ... своего представителя в суд не направила, в суд поступил отзыв на исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя. Из отзыва следует, что исковые требования о перерасчете заработной платы подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку в соответствии с п. 2.3. Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 годы с 1 января 2008 года базовая месячная тарифная ставка рабочего первого разряда устанавливается в размере не менее 2550 рублей, а с 1 января 2009 года - не ниже 3500 рублей (в ред. Соглашения, утв. 12.08.2008).
В соответствии с Приложением №1 к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 годы, ответчик относится к организации коммунального теплоснабжения и руководство указанного предприятия обязано соблюдать нормы указанного тарифного соглашения.
Компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования тарифов определяет Федеральный закон от 30.12.2004 года № 210-ФЗ « Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Статьей 5 данного закона установлены полномочия органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок. Так, представительные органы муниципальных образований осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в ч.3 настоящей статьи и ч.5 ст.4 настоящего Федерального закона:
1) утверждают в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;
2) утверждают инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры;
3) устанавливают надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.
Установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса статьей ; данного Федерального закона отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органов регулирования субъектов Российской Федерации). На сегодняшний день данным органом регулирования является Региональная энергетическая комиссия .... В соответствии с изложенным, администрация ... не имела права устанавливать тариф для ООО «». Тарифное дело в администрации ... отсутствует.
Заслушав представителя истцов, представителя ответчика, представителя третьего лица РЭК ..., изучив материалы дела, суд считает исковые требования Истец1, Истец2, Истец3, Истец4, Истец5, Истец6, Истец7, Истец8 подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что в настоящее время работают истцы работают в котельной № ООО «»: Истец1, Истец2, Истец4, Истец5, Истец6и Истец3 на должностях операторов, Истец7 – на должности аппаратчика ХВО, Истец8 – на должности лаборанта химического анализа, что подтверждается имеющимися в материалах дела копиями трудовых книжек и трудовых договоров между истцами и ответчиком и сторонами не оспаривается.
Из копии заявления операторов газовой котельной № к директору ООО «» ФИО1 от Дата усматривается, что истцы просили произвести перерасчет и выплату заработной платы в связи с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2009 годы за период времени с 01 января года, так как котельная относится в жилищно-коммунальному хозяйству: подает горячую воду и тепло населению и государственным учреждениям и дать ответ в письменной форме.
Копиями тарифных дел предусматривается, что ответчиком ежегодно предусматривался фонд оплаты труда 26687.84 тысяч рублей на 2009 год, 20237.4 тысяч рублей на 2010 год, 20916.31 тысяч рублей на 2011 год. Однако, РЭК утверждено было только 15754.2, 12042.0 и 14286.26 тысяч рублей в год соответственно.
В соответствии со ст. 134 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
На основании ст. 45 ТК РФ соглашение – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции. Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
В соответствии со ст. 48 ТК РФ соглашение действует в отношении работодателей – федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, а также в случае когда оно заключено от их имени соответствующим органом государственной власти или местного самоуправления. Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.
Согласно Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 года, вступившему в силу с 1 января 2008 года и действующему до 31 декабря 2010 года, оно заключено в соответствии с действующим законодательством и направлено на регулирование социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в жилищной и коммунальной сферах, на повышение эффективности работы организаций жилищно-коммунального хозяйства, а также на реализацию трудовых прав и законных интересов работников данной отрасли. Под организацией понимается юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность в жилищно-коммунальном хозяйстве и включенное в Перечень организаций, осуществляющих деятельность в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ, прилагаемый к этому соглашению.
Действие соглашения, в соответствии с п.1.6, распространяется на работодателей организаций (приложение № 1 к настоящему соглашению) и работников, состоящих с ними в трудовых отношениях, от имени и в интересах которых оно заключено, а также на работодателей и работников, присоединившихся к соглашению после его заключения в порядке им установленном.
В соответствии с п. 2.3 Соглашения, с 1 января 2008 года базовая месячная тарифная ставка рабочего первого разряда устанавливается в размере не менее 2550 рублей, а с 1 января 2009 года – не ниже 3500 рублей. В зависимости от финансового и экономического состояния организации, социальных, экономических и производственных факторов работодатель вправе устанавливать в организации тарифную ставку рабочим первого разряда, превышающую базовый размер.
Из приложения №2 к Соглашению следует, что коэффициент особенностей работ для определения минимальной месячной тарифной ставки рабочих мест первого разряда в организациях коммунального теплоснабжения по обслуживанию тепловых сетей и котельной на период 2008-2010 годов установлен в размере 1,4.
В соответствии с ч.7 ст.48 Трудового кодекса Российской Федерации по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.
Согласно п.1 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.04 N321, данное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Из письма Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13.12.2007г. № 389-ТГ «О присоединении к отраслевому тарифному соглашению в ЖКХ РФ на 2008-2010 годы» усматривается, что работодателям, не участвовавшим в его заключении, предложено присоединиться к данному соглашению.
Из ч.8 ст.48 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней, со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению, не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей, со дня официального опубликования этого предложения.
Таким образом, из текста данной нормы следует, что мотивированный письменный отказ от присоединения должен быть не направлен в 30-дневный срок, а представлен в федеральный орган исполнительной власти. Таким образом, данной нормой законодатель возложил на работодателей обязанность обеспечения не только направления мотивированного отказа в указанный срок, но и фактическое его получение компетентным органом.
Поскольку ответчиком не оспаривается, что мотивированного отказа от присоединения к Соглашению в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на ответчика с даты начала деятельности. Довод ответчика и третьего лица о том, что действие Соглашения на ООО «» может распространяться только с 30 января 2009 года, т.е. по окончании срока, предоставленного ст.48 ТК РФ для направления мотивированного отказа, поскольку ответчик начал деятельность в данной сфере только с 1 января 2009 года не принимается судом, т.к. основан на неправильном толковании закона.
В соответствии с письмом Департамента жилищно-коммунального и газового хозяйства ... от Дата, адресованного Главам муниципальных районов и городских поселений ..., действующим Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 годы и коллективными договорами предусмотрена ежеквартальная индексация заработной платы: с апреля 2009 года базовая месячная тарифная ставка по оплате труда рабочего первого разряда устанавливается в размере 3689 рублей. При этом для предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства применяются коэффициенты особенностей, приведенные в Приложении № данного соглашения. Администрацией МО «... район» указанная информация доведена до сведения ООО «», что подтверждается материалами дела.
19 февраля 2010 года между Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения и Общероссийским объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий» заключено соглашение о продлении срока действия Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 годы на три года с 1 января 2011 года по 01 января 2014 года, которое зарегистрировано Рострудом 02.04.2010 года, регистрационный номер №145/11-14.
Из письма Центрального комитета Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения №01/127-В от 13.04.2010 года об индексации базовой месячной тарифной ставки рабочих первого разряда усматривается, что с 1 апреля 2010 года в организациях жилищно-коммунального хозяйства размер базовых месячных тарифных ставок по оплате труда рабочих первого разряда составляет 3930,83 рублей, с января 2011 года – 4189,83 рублей. При этом для предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства применяются коэффициенты особенностей, приведенные в Приложении №2 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 годы.
Таким образом, при разрешении спора суд приходит к выводу о том, что на истиц распространяются положения указанного Отраслевого тарифного соглашения, поскольку в установленный ч. 8 ст. 48 ТК РФ срок работодатель не представил в федеральный орган исполнительной власти мотивированный отказ от присоединения к соглашению.
Довод представителей ответчика и третьего лица о том, что Соглашение на ответчика распространяется в редакции без учета изменений, внесенных 14 апреля 2008 года и 12 августа 2008 года, нельзя признать состоятельными по следующим причинам. Согласно п. 1 Приказа N 260 Роструд в течение трех календарных дней со дня регистрации соглашения (изменений и дополнений к нему) направляет текст соглашения и сведения о его регистрации для опубликования в журнал "Труд и страхование" и в Минздравсоцразвития для размещения на официальном сайте министерства. После того как соглашение было опубликовано в названном журнале, стороны соглашения вправе предложить министру здравоохранения и социального развития РФ обратиться к работодателям, осуществляющим деятельность в соответствующей отрасли и не участвовавшим в заключении соглашения, с предложением присоединиться к нему. Однако это лишь право сторон, а не обязанность. Более того, согласно ч. 7 ст. 48 ТК РФ руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, после опубликования заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения вправе по желанию сторон соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. То есть, это также не обязанность руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти.
Согласно ч. 8 ст. 48 ТК РФ заключенное соглашение считается распространенным на работодателей, осуществляющих деятельность в соответствующей отрасли, если они в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению. К отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
Учитывая сказанное, суд приходит к выводу, что предприятие, присоединившееся к Соглашению (поскольку мотивированного отказа не было направлено), обязано выполнять его в редакции от 17.04.2008 и 12.08.2008 даже при том, что дополнительные Соглашения не были предложены для присоединения.
При таких обстоятельствах суд полагает исковые требования Истец1, Истец2, Истец3, Истец4, Истец5, Истец6, Истец7, Истец8 к ООО «» возложении обязанности обязанности произвести перерасчет и выплату заработной платы в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 годы, а также произвести перерасчет и выплату заработной платы работников газовой котельной №2 с учетом последующих изменений в указанном соглашении и с учетом продления срока действия Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на три года с 1 января 2011 года по 01 января 2014 годы обоснованным и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Истец1, Истец2, Истец3, Истец4, Истец5, Истец6, Истец7 и Истец8 к обществу с ограниченной ответственностью «» о возложении обязанности произвести перерасчет и выплату заработной платы в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 годы, с учетом последующих изменений в указанном соглашении и с учетом продления срока действия Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на три года с 1 января 2011 года по 01 января 2014 годы удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «» произвести перерасчёт заработной платы Истец1, Истец2, Истец3, Истец4, Истец5, Истец6, Истец7 и Истец8 в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 года с учетом последующих изменений в указанном соглашении с момента трудоустройства истцов в общество с ограниченной ответственностью «» по 19 января 2011 года и выплатить истцам заработную плату за указанный период.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «» производить начисление и выплату заработной платы Истец1 Истец2, Истец3, Истец4, Истец5, Истец6, Истец7 и Истец8 с 19 января 2011 года в соответствии с положениями Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 годы в редакции Соглашений от 17.04.2008 и 12.08.2008 года, с изменениями, внесенными Соглашением от 19.02.2010 о продлении срока действия Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 года на три года с 1 января 2011 года по 01 января 2014 годы.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «» государственную пошлину в сумме 4000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Бологовский городской суд Тверской области в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий