УИД
УИДУИД2а-1-20/2020№ граф
УИД69RS0019-02- 2021-000028-29
дело 2а-1-31/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 мая 2021 года с. Лесное
Максатихинский межрайонный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Москалева Ю.Н.,
при секретаре Березиной Л.П.,
с участием заместителя прокурора Лесного района Тверской области Вихровой Е.С.,
представителя заинтересованного лица председателя Думы Лесного муниципального округа ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Лесное Тверской области материалы административного дела № 2а-1-31/2021 по административному исковому заявлению прокурора Лесного района Тверской области, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Лесного муниципального округа Тверской области о возложении обязанности разместить на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» информацию, предусмотренную Федеральным законом,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Лесного района обратился в суд с указанным административным исковым заявлением к администрации Лесного муниципального округа Тверской области.
В процессе рассмотрения дела прокурор отказался от части заявленных исковых требований, определением суда от 13.05.2021 года производство по делу в этой части прекращено.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Лесного района проведена проверка соблюдения прав предпринимателей, законодательства, обеспечивающего защиту прав субъектов предпринимательской деятельности при предоставлении мер финансовой и иной инвестиционной поддержки по территории района. Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" определены полномочия органа местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства. В ходе проверки осуществлён мониторинг официального сайта администрации Лесного муниципального округа (лесной-район.рф) и установлено, что предусмотренная анализируемым законодательством информация применительно к территории МО в установленном порядке и в полном объеме не размещена, размещение информации не носит упорядоченный характер. Проведенным мониторингом вкладок «Экономика» - «Малый бизнес», «Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства», «Муниципальный контроль» установлено, что при наличии муниципальной программы в сфере развития малого и среднего предпринимательства в 2018- истекший период 2021, сведения о ее реализации отсутствуют, в ходе проверки не представлены. Действующее законодательство устанавливает обязанность органов местного самоуправления оказывать информационную поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим, в том числе путем размещения необходимой информации на официальном сайте ответчика, которая должна аккумулироваться, своевременно обновляться и быть доступной. На территории Лесного МО в соответствии с информацией администрации Лесного муниципального округа в 2020-2021 реализуется национальный проект «Малое и среднее предпринимательство», в рамках которого на администрацию возложены полномочия в рамках регионального проекта «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию» по информированию представителей бизнеса о возможностях предоставления поручительств региональной гарантийной организацией субъектам малого и среднего бизнеса; о выдаче микрозаймов микрофинансовыми организациями субъектам малого и среднего предпринимательства; в рамках регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» информирование предпринимателей, имеющих экспортный потенциал о проведении форумов, выставок с участием представителей бизнеса; в рамках регионального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» информирует граждан и КФХ Лесного района о порядке предоставления из областного бюджета грантов «Агростартап». В соответствии с информацией администрации Лесного муниципального округа на территории округа предусмотрено 4 вида муниципального контроля: земельный; жилищный; в сфере благоустройства; за сохранностью автомобильных дорог. Отсутствие необходимой информации на официальном сайте администрации Лесного муниципального округа нарушает права и законные интересы предпринимателей, неисполнение администрацией обязанности по размещению в сети «Интернет» соответствующей информации нарушает право неопределенного круга лиц на получение необходимой информации о деятельности органов власти. В ходе проведенного осмотра официального сайта МО установлено, что административный регламент по осуществлению муниципального контроля в области торговой деятельности не разработан и не принят, соответственно проект регламента не размещен на официальном сайте. В нарушение положений законодательства о торговой деятельности в Российской Федерации администрацией Лесного муниципального округа не приняты меры по разработке и утверждению административного регламента по осуществлению муниципального контроля в области торговой деятельности. В результате бездействия органа местного самоуправления создается угроза нарушения прав неопределенного круга лиц, поскольку отсутствует определенный регламентом порядок и сроки предоставления муниципальной услуги. В условиях регулярного роста цен, в том числе на социально - значимые товары, отсутствие контроля в сфере торговой деятельности существенно нарушает права граждан. Соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами в области торговой деятельности, а также предупреждение, выявление и пресечение нарушений в области торговой деятельности, администрацией муниципального округа не контролируется. Отсутствие указанного административного регламента влечет за собой грубое нарушение прав граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - потребителей муниципальных услуг, так как отсутствие муниципального правового акта, регулирующего данную сферу отношений, может привести к злоупотреблению правами заявителей, возникновению административных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности.
Заместитель прокурора Лесного района Вихрова Е.С. в судебном заседании поддержала исковые требования по изложенным в заявлении основаниям с учетом выполнения администрацией муниципального органа ряда требований прокурора, по которым принято решение о прекращении производства по делу, просила иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика - администрации Лесного МО Тверской области в судебное заседание не прибыл, ранее глава Лесного МО ФИО2 представила возражения, в которых указала на частичное выполнение требований прокурора.
Представитель заинтересованного лица – Думы Лесного муниципального округа ФИО1 не возражала против удовлетворения исковых требований.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с со ст. 11 Федерального закона от 24.07.2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей; анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований; формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности; содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций; образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.
Как следует из ст. 19 указанного Федерального закона оказание информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами местного самоуправления в виде создания муниципальных информационных систем, официальных сайтов информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети "Интернет" и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Информационные системы, официальные сайты информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети "Интернет" и информационно - телекоммуникационные сети создаются в целях обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующей информацией в соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона.
Указанная информация является общедоступной и размещается в сети "Интернет" на официальных сайтах органов местного самоуправления, наделенных отдельными полномочиями в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства в пределах их компетенции, и (или) созданных указанными органами официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети "Интернет".
Таким образом, поскольку доводы, изложенные прокурором в исковом заявлении и в судебном заседании о бездействии органа местного самоуправления в области информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства нашли свое подтверждение в процессе рассмотрения гражданского дела, законодательство Российской Федерации устанавливает обязанность органов местного самоуправления оказывать информационную поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим, в том числе путем размещения необходимой информации на официальном сайте ответчика, которая должна аккумулироваться, своевременно обновляться и быть доступной, требования прокурора Лесного района о признании бездействия администрации Лесного муниципального округа Тверской области и о возложении обязанности разместить на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» информацию, предусмотренную Федеральным законом подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Лесного района Тверской области, поданное в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Лесного муниципального округа Тверской области о возложении обязанности разместить на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» информацию, предусмотренную Федеральным законом, удовлетворить.
Признать бездействие администрации Лесного муниципального округа Тверской области, выразившееся в неполном размещении информации, предусмотренной ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" ч. 2 ст. 8.2. Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», непринятии мер по разработке административного регламента по осуществлению муниципального контроля в области торговой деятельности, незаконным.
Обязать администрацию Лесного муниципального округа Тверской области в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» информацию, предусмотренную частью 2 статьи 19 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»:
- о реализации муниципальных программ (подпрограмм);
- о классификации субъектов малого и среднего предпринимательства по видам экономической деятельности;
- о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;
- об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, условиях и о порядке оказания такими организациями поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
Обязать администрацию Лесного муниципального округа Тверской области разместить в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» информацию, предусмотренную частью 2 ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»:
- для каждого вида муниципального контроля текстов соответствующих нормативных правовых актов;
- обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности муниципального контроля, с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений.
Обязать администрацию Лесного муниципального округа Тверской области в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к разработке проекта административного регламента по осуществлению муниципального контроля в области торговой деятельности, размещению его на официальном сайте администрации Лесного муниципального округа.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Максатихинский межрайонный суд Тверской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Ю.Н. Москалев
Решение в окончательной форме принято 17 мая 2021 года.
УИД
УИДУИД2а-1-20/2020№ граф
УИД69RS0019-02- 2021-000028-29
дело 2а-1-31/2021