ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2021-000076 от 05.07.2021 Катангского районного суда (Иркутская область)

УИД 38RS0011- 01- 2021- 000076- 67 Дело № 2а- 41 /2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(мотивированное)

05 июля 2021 года с.Ербогачен Катангского района

Катангский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего Кийко Т.А.,

при секретаре Юрьевой Т.Ю.,

с участием: прокурора Катангского района Москвитина М.Г.,

представителя администрации МО «Катангский район» ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Катангского района Иркутской области, действующего в интересах муниципального образования «Катангский район», к администрации муниципального образования «Катангский район», заинтересованному лицу- обществу с ограниченной ответственностью ООО «АрмСтрой» о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Катангского района обратился в суд с административным иском в интересах муниципального образования «Катангский район», к администрации муниципального образования «Катангский район» о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, указав в обоснование следующие обстоятельства.

Прокуратурой Катангского района в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства при возведении объектов капитального строительства за счет бюджетных средств, в деятельности администрации МО «Катангский район» выявлены нарушения в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд.

30.09.2019 года между администрацией МО «Катангский район» и ООО «АрмСтрой» заключен контракт на выполнение работ: «Реконструкция (техническое перевооружение) котельной с целью увеличения мощности и строительство нового здания котельной по адресу: <...>». Цена контракта составила 48 257 980 руб., срок выполнения работ – не позднее 01.10.2020.

28.12.2020 между администрацией МО «Катангский район» и ООО «АрмСтрой» заключено дополнительное соглашение к указанному контракту, согласно которому, цена контракта увеличена до 52 281 898, 0 руб. и увеличен срок исполнения контракта- не позднее 20.06.2021. Дополнительное соглашение вступило в силу с момента его подписания, т.е. 28.12.2020.

Период просрочки исполнения подрядчиком обязательств, определяется с 02.10.2020 (день, следующий после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства) по 27.12.2020 (день, предшествующий заключению дополнительного соглашения о продлении срока исполнения контракта).

18.12.2020 администрацией МО «Катангский район» в адрес ООО «АрмСтрой» направлена претензия об уплате неустойки в связи с нарушением сроков по контракту от 30.09.2020. В претензии рассчитана итоговая сумма уплаты пени за период со дня, следующего за истечением срока исполнения контракта- 02.10.2020, и до 18.12.2020 (день направления претензии) в размере 167 551,71 руб. За период с 19.12.2020 по 27.12.2020 меры, направленные на взыскание с подрядчика пени за просрочку исполнения обязательств по контракту, не принимались (претензия не направлялась, неустойка не рассчитывалась и не взыскивалась).

Прокурор просил признать незаконным бездействие органа местного самоуправления- администрации муниципального образования «Катангский район» выразившееся в непринятии мер по взысканию с ООО «АрмСтрой» неустойки по контракту № 62 от 30.09.2019 на выполнение работ «Реконструкция (техническое перевооружение) котельной с целью увеличения мощности и строительства нового здания котельной по адресу: <...> за период с 19.12.2020 по 27.12.2020.

Обязать администрацию муниципального образования «Катангский район» в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, потребовать в установленном законом порядке с ООО «АрмСтрой» уплату неустойки за просрочку исполнения обязательств по контракту № 62 от 30.09.2019 на выполнение работ «Реконструкция (техническое перевооружение) котельной с целью увеличения мощности и строительства нового здания котельной по адресу: <...>» за период с 19.12.2020 по 27.12.2020.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика в судебном заседании исковые требования прокурора не признала, просила отказать в их удовлетворении. В возражениях на исковое заявление указала, что в связи с нарушением ООО «АрмСтрой» срока выполнения работ по контракту на выполнение работ- «Реконструкция (техническое перевооружение) котельной с целью увеличения мощности и строительство нового здания котельной по адресу: <...>», администрацией МО «Катангский район» принято решение о направлении претензии об уплате пени, согласно п. 8.1, 8.2 указанного контракта. Претензия зарегистрирована и направлена подрядчику 18.12.2020 года с указанием срока оплаты в соответствии с п.2 ст.314 ГК ПРФ, не превышающего семи дней. По мнению представителя ответчика, ссылающейся на письмо Министерства финансов Российской Федерации № 02- 04- 06/21780 от 13.04.2016, пени начисляются до даты выставленного требования.

Представитель ООО «АрмСтрой» в судебное заседание не явился, о месте и времени проведения судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил свой отзыв на иск, в котором указал, что 30.09.2019 года между администрацией МО «Катангский район» и ООО «АрмСтрой» заключен контракт на выполнение работ: «Реконструкция (техническое перевооружение) котельной с целью увеличения мощности и строительство нового здания котельной по адресу: <...>». В процессе выполнения работ на объекте, подрядчиком была выявлена необходимость в выполнении дополнительных работ, не предусмотренных проектно- сметной документацией и контрактом, о чем заказчик неоднократно уведомлялся, и в связи с чем, было заключено дополнительное соглашение- срок выполнения работ по контракту был продлен до 20.06.2021 года. Учитывая обоснованное продление срока выполнения работ, по мнению ООО «АрмСтрой», у администрации МО «Катангский район» отсутствуют правовые основания для предъявления в адрес подрядчика неустойки за период с 19.12.2020 по 27.12.2020.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующему.

В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Из абзаца 1 статьи 309 ГК РФ следует, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий, не допускаются (п. 1 статьи 310 ГК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

В соответствии с пунктом 8 статьи 3 указанного Федерального закона под государственным либо муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

Частью 4 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Пунктами 6 - 9 статьи 34 Федерального закона № 44- ФЗ определено, что в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

В соответствии со ст.69, 72 Бюджетного кодекса РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд производятся за счет бюджетных ассигнований, осуществление которых согласно ст.34 Бюджетного кодекса РФ должно отвечать принципу эффективности- необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

К числу основных принципов контрактной системы согласно ст.6 ч.1, ст.12 Федерального закона № 44- ФЗ относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования). Это обеспечивается в том числе, установлением гражданско- правовой ответственности исполнителей услуг.

В судебном заседании установлено, что 30.09.2019 года между администрацией МО «Катангский район» и ООО «АрмСтрой» заключен контракт на выполнение работ: «Реконструкция (техническое перевооружение) котельной с целью увеличения мощности и строительство нового здания котельной по адресу: <...>». Цена контракта составила 48 257 980 руб., срок выполнения работ – не позднее 01.10.2020 (л.д.12- 23).

28.12.2020 между администрацией МО «Катангский район» и ООО «АрмСтрой» заключено дополнительное соглашение к указанному контракту, согласно которому, цена контракта увеличена до 52 281 898, 0 руб. и увеличен срок исполнения контракта- не позднее 20.06.2021. Дополнительное соглашение вступило в силу с момента его подписания, т.е. 28.12.2020 (л.д.24, 25).

18.12.2020 администрацией МО «Катангский район» в адрес ООО «АрмСтрой» направлена претензия об уплате неустойки в связи с нарушением сроков по контракту от 30.09.2020 (л.д.27-29). В претензии рассчитана итоговая сумма уплаты пени за период со дня, следующего за истечением срока исполнения контракта- 02.10.2020, и до 18.12.2020 (день направления претензии) в размере 167 551,71 руб.

Исходя из срока исполнения обязательств, установленного контрактом и времени заключения дополнительного соглашения, период просрочки исполнения ООО «АрмСтрой» обязательств, подлежит определению с 02.10.2020 (день, следующий после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства) по 27.12.2020 (день, предшествующий заключению дополнительного соглашения о продлении срока исполнения контракта).

За период с 19.12.2020 по 27.12.2020 меры, направленные на взыскание с подрядчика пени за просрочку исполнения обязательств по контракту, не принимались (претензия не направлялась, неустойка не рассчитывалась и не взыскивалась).

Доводы представителя администрации МО «Катангский район» о том, что указанный выше срок, является сроком для добровольного удовлетворения ООО «АрмСтрой» требования об уплате пени, и за указанный период пени начислены быть не могут, являются ошибочными.

Приведенные доводы свидетельствуют лишь о соблюдении срока уплаты неустойки за период с 02.10.2020 по 18.12.2020, и никаким образом не обосновывают неприменение мер ответственности к подрядчику за период с 19.12.2020 по 27.12.2020.

По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия).

Бездействие администрации МО «Катангский район» по непринятию мер к взысканию неустойки в полном объеме, нарушает интересы МО «Катангский район», поскольку приводит к ненадлежащему обеспечению ответственности за результативность обеспечения муниципальных нужд, отсутствию эффективности осуществления закупок, необоснованному освобождению подрядчика от гражданско- правовой ответственности, непоступлению средств в бюджет муниципального образования.

Достаточных, допустимых доказательств, указывающих на отсутствие вины ООО «АрмСтрой» в нарушении сроков исполнения обязательств по контракту, суду не представлено.

При таких обстоятельствах, суд находит заявленные прокурором требования обоснованными, законными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175- 180, ст.227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора, действующего в интересах муниципального образования «Катангский район», удовлетворить.

Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления- администрации муниципального образования «Катангский район» выразившееся в непринятии мер по взысканию с ООО «АрмСтрой» неустойки по контракту № 62 от 30.09.2019 на выполнение работ «Реконструкция (техническое перевооружение) котельной с целью увеличения мощности и строительства нового здания котельной по адресу: <...> за период с 19.12.2020 по 27.12.2020.

Обязать администрацию муниципального образования «Катангский район» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, потребовать в установленном законом порядке с ООО «АрмСтрой» уплату неустойки за просрочку исполнения обязательств по контракту № 62 от 30.09.2019 на выполнение работ «Реконструкция (техническое перевооружение) котельной с целью увеличения мощности и строительства нового здания котельной по адресу: <...>» за период с 19.12.2020 по 27.12.2020.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Катангский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Т. А. Кийко

Решение в окончательной форме изготовлено 05 июля 2021 года.