Дело № 2а - 549/2022
34RS0026 - 01- 2022 - 000683 - 89
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ленинский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего федерального судьи Сулохиной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарем судебного заседания ФИО4 и помощником судьи ФИО5,
с участием административного истца Ю.Ю.Н.,
представителя административного ответчика администрации городского поселения муниципального района ФИО1. действующей по доверенности № от 19.01.2022 года,
представителя третьего лица генерального директора ООО «Ленинские тепловые сети» ФИО2,
14.09.2022 года в городе Ленинске, Волгоградской области рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств аудиозаписи административное дело по административному иску Ю.Ю.Н. о признании незаконным решения администрации городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ.
У С Т А Н О В И Л:
Ю.Ю.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в выдаче разрешения, на переустройство принадлежащей ей квартиры по адресу: .
В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к административному ответчику с заявлением о выдаче разрешения на переустройство принадлежащей ей квартиры (установку индивидуального отопления), приложив к нему пакет необходимых документов. ДД.ММ.ГГГГ№ административным ответчиком ей отказано в выдаче указанного разрешения, поскольку многоквартирный дом, где находится её квартира, не включен в список домов, где предусматривается возможность перехода на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, и не включён в ежегодную схему теплоснабжения г.п..
Указанный отказ Ю.Ю.Н. считает незаконным, нарушающим её права в части переустройства своего жилого помещения и положения статьи 26, 27 Жилищного кодекса Российской Федерации. Просит суд признать действия (ответ) администрации городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным, обязать администрацию городского поселения выдать ей разрешение на переустройство принадлежащей ей квартиры по адресу: (установку индивидуального отопления).
ДД.ММ.ГГГГ судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО «Ленинские тепловые сети», которое исполняет коммунальную услугу по поставке тепловой энергии для потребителей, проживающих многоквартирном .
В судебном заседании административный истец Ю.Ю.Н. заявленные требования поддержала, суду показала, что она является собственником . В апреле 2021 года она решила перейти на индивидуальное отопление, в связи с чем, обратилась в администрацию г.п., где ей выдали список документов, которые необходимо представить для получения данного разрешения. В период с апреля 2021 года по май 2022 года она собирала документы: заказала проект на установку газового оборудования в квартире, установила в квартире дымоход, приобрела и установила газовый котёл.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к административному ответчику с заявлением о выдаче разрешение на перепланировку – установку индивидуального отопления, приложив к заявлению протокол общего собрания, копии паспорта, технического паспорта на квартиру, договор купли-продажи, а также проект на отопление и на внутреннее устройство.
ДД.ММ.ГГГГ получила отказ органа местного самоуправления, который считает незаконным, поскольку он не содержит основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные статьей 26 Жилищного Кодекса Российской Федерации. Также считает, что индивидуальный квартирный источник тепловой энергии, приобретенный ею не относится к запрещённым, следовательно, не нарушает права и интересы как её, так и иных лиц, проживающих в многоквартирным доме. Просит суд признать действия (ответ) администрации городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным, обязать администрацию городского поселения выдать ей разрешение на переустройство квартиры по адресу: (установку индивидуального отопления).
Представитель административного ответчика ФИО1 в судебном заседании заявленные требования не признала, суду показала, что выполненный Ю.Ю.Н. проект переустройства жилого помещения разработан без учёта схемы теплоснабжения, которая не предусматривает переход дома на индивидуальные источники теплоснабжения.
Кроме того, Ю.Ю.Н. не представлены документы, указанные в п.п. «б» «в» п. 2.1 Постановления администрации г.п. № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка оформлении исходно - разрешительной документации и перевода с центрального на автономное (индивидуальное) газовое отопление жилых помещений в многоквартирных домах в г.п., а именно: технические условия теплоснабжающей организации (ООО «Ленинские Тепловые Сети» о возможности отключения жилого помещения от обще домовой системы теплоснабжения и технические условия жилищно - эксплуатационной организации на переустройство системы теплоснабжения жилого помещения.
Представитель третьего лица генеральный директор ООО «Ленинские тепловые сети» ФИО2 в судебном заседании просил суд в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку пунктом 15 статьи 14 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения. Жилой многоквартирный по улице им. Ленина, не соответствует требованиям данного пункта, актуализированная схема теплоснабжения данного дома не предусматривает возможность перехода на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии. Установка в квартире Ю.Ю.Н. индивидуального отопления ставит под угрозу жизнь и здоровье иных лиц, проживающих в данном многоквартирном доме.
Суд, выслушав стороны, изучив представленные письменные материалы дела, приходит к следующему.
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Как следует из материалов дела, Ю.Ю.Н. является собственником по улице им. Ленина 39, , общей площадью 64.3 кв. метра, расположенной на 1 этаже двухэтажного многоквартирного дома. Указанное обстоятельство подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (л.д. 13) и не оспаривалось сторонами в ходе судебного заседания.
ДД.ММ.ГГГГЮ.Ю.Н. обратилась в администрацию г.п. с заявлением о выдаче разрешения на переустройство вышеуказанного жилого помещения, заключающемся в установке индивидуальной системы отопления, приложив к заявлению протокол общего собрания собственников помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, копии паспорта, технического паспорта, договора купли - продажи, проект на отопление и на внутренние устройства (л.д.14 – 15, 21-45).
Решением администрации городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ, Ю.Ю.Н. отказано в согласовании указанного заявления о переустройстве на основании пункта 15 статьи 14 Закона N 190-ФЗ, запрещающий переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Ю.Ю.Н. считает вышеуказанный отказ незаконным, противоречащим действующему законодательству и нарушающим её права.
Между тем, доводы административного истца несостоятельны в силу следующего:
Согласно части 4 статьи 17 Жилищного Кодекса Российской Федерации жилое помещение должно использоваться для проживания граждан с учётом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утверждёнными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 25 Жилищного Кодекса Российской Федерации переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме (часть 1).
В силу части 1 статьи 26 Жилищного Кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 26 Жилищного Кодекса Российской Федерации для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет, в том числе подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном частью 2 статьи 40 упомянутого Кодекса.
В соответствии с частью 4 статьи 17 Жилищного Кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учётом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Статьей 36 Жилищного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том: числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных ЖК РФ и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Согласно пункту 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее - Правила), в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Как следует из пункта 10 Правил, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества и др.
Федеральным законом от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (подпункт 21 пункта 2 статьи 2); параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации (пункт 2 статьи 36).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 35 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Частью 15 статьи 14 Закона N 190-ФЗ запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам: теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащаяся в части 15 статьи 14 Закона N 190-ФЗ норма, направлена на обеспечение надежности и безопасности системы теплоснабжения многоквартирных жилых домов, к нарушению которой может приводить использование некоторых видов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии (Определения от 17 ноября 2011 года N 1514-О, от 25 января 2012 года N 199-О-О, от 21 марта 2013 года N 457-О, от 17 июля 2014 года N 1681-О и другие).
Исходя из смысла названной нормы Федерального закона, запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.
Согласно пункту 1.7.1 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Самовольная перекладка газопроводов, установка дополнительного и перестановка имеющегося газоиспользующего оборудования не допускаются. Работы по установке дополнительного оборудования выполняет специализированная организация по согласованию с газоснабжающей организацией (пункт 5.5.3).
Порядок получения технических условий и заключения договора на технологическое присоединение установлен Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года N 1314, в соответствии с которыми в случае поступления заявления об изменении существующей системы теплоснабжения многоквартирного жилого дома (перевод на индивидуальные поквартирные источники отопления) газораспределительная организация выдает технические условия на перевод на поквартирное теплоснабжение всего многоквартирного жилого дома целиком (всех квартир в доме) в зависимости от технической возможности сетей и индивидуальных характеристик.
Распоряжением администрации городского поселения муниципального района №-р от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения г.п.» утверждена актуализированная схема теплоснабжения городского поселения (л.д.№).
Согласно схемы теплоснабжения муниципального образования на период до 2030 год, утверждённой постановлением главы городского поселения , жилой дом по , этажностью 2, общей площадью жилых помещений в доме – 586,10 кв. метров подключен к котельной ПМК-40 (л.д.№).
Согласно сообщения генерального директора ООО «Ленинские тепловые сети» № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденной на 2022-2023 года схемой теплоснабжения многоквартирный отсутствует в перечне домов, разрешённых к переоборудованию жилых помещений на индивидуальное отопление, так как указанный жилой дом не соответствует требованиям пункта 64 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ)(л.д.93).
Из объяснений административного истца следует, что технические условия на установку автономного отопления по спорному адресу ООО «Ленинские тепловые сети» ей не выдавались, жилые помещения, которые отключены от центральной системы отопления многоквартирного дома, в данном жилом доме, отсутствуют.
С учётом выше изложенного и принимая во внимание, что действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, а также то, что в многоквартирных жилых домах, подключенных к центральной системе теплоснабжения, перевод отдельных помещений на индивидуальное отопление допускается лишь при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность, суд приходит к выводу, что отказ администрации г.п. в выдаче разрешения на переустройства квартиры Ю.Ю.Н. – установку автономного отопления) является законным и обоснованным, принятым в рамках предоставленных полномочий.
Ссылка административного истца на отсутствие по её мнению, нарушения её прав и третьих лиц при установке в квартире индивидуального отопления несостоятельна, поскольку внутридомовая система теплоснабжения многоквартирного дома входит в состав общего имущества такого дома, отключение квартиры в многоквартирном жилом доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального отопления, сопровождающегося реконструкцией, переустройством или перепланировкой данного помещения, и связанное с изменением параметров общего имущества многоквартирного жилого дома и режима пользования этим имуществом, приведёт к уменьшению состава общего имущества в виде внутридомовой системы отопления (в том числе путём реконструкции системы отопления посредством переноса, демонтажа стояков, радиаторов и т.п.) и повлечет изменение обще домовой инженерной системы отопления, что повлечёт за собой нарушение прав иных лиц, проживающих в данном многоквартирном доме.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В нарушение статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным истцом не представлено суду доказательств, которые могли бы служить основанием для удовлетворения заявленных требований, в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований Ю.Ю.Н., следует отказать.
Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Ю.Ю.Н. в удовлетворении требований о признании незаконным решения администрации городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ленинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья:подпись
Справка: мотивированный текст решения судом изготовлен на компьютере с помощью принтера ДД.ММ.ГГГГ.
Судья:подпись