ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-137/2022 от 27.04.2022 Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика)

Судья Ахматова Л.М. Дело № 21-137/2022

Р Е Ш Е Н И Е

27 апреля 2022 года г. Нальчик

Судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Молов А.В.,

при ведении протокола судебного заседания ФИО1,

с участием представителя Общества с ограниченной ответственностью «Экологистика» ФИО2, главного специалиста службы по обеспечению деятельности административной комиссии Местной администрации городского округа Нальчик ФИО3,

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Экологистика» на решение судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 11 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 14 статьи 7.20 Кодекса Кабардино-Балкарской Республики об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Экологистика»,

у с т а н о в и л:

постановлением административной комиссии Местной администрации городского округа Нальчик № 304 от 25 августа 2021 года Общество с ограниченной ответственностью «Экологистика» (далее Общество, ООО «Экологистика») привлечено к административной ответственности по части 14 статьи 7.20 Кодекса Кабардино-Балкарской Республики об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Общество признано виновным в том, что в нарушение пункта 3.4.16 Правил благоустройства территории городского округа Нальчик, 22 июля 2021 года в 15 часов 10 минут в <адрес> по месту размещения контейнерной площадки по реестру, ненадлежащим образом произвело уборку места
погрузки твердых коммунальных отходов, следствием чего явилось
образование очагового навала мусора.

16 сентября 2021 года Общество обратилось в суд с жалобой на указанное постановление, просило его отменить за незаконностью, ссылаясь на то, что ООО «Экологистика» не является субъектом инкриминированного правонарушения, а пункт 3.4.16 Правил благоустройства территории городского округа Нальчик противоречит федеральному законодательству.

Решением судьи Нальчикского городского суда от 11 ноября 2021 года жалоба ООО «Экологистика» оставлена без удовлетворения, постановление административной комиссии Местной Администрации городского округа Нальчик № 304 от 25 августа 2021 года – без изменения.

Копия решения судьи Нальчикского городского суда от 11 ноября 2021 года была вручена ООО «Экологистика» 02 марта 2022 года (л.д.33).

12 марта 2022 года в Верховный Суд КБР через Нальчикский городской суд поступила жалоба ООО «Экологистика», содержавшая просьбу отменить решение судьи Нальчикского городского суда КБР от 11 ноября 2021 года и постановление административной комиссии от 25 августа 2021 года и прекратить производство по делу.

В обоснование в жалобе указано на то, что судом первой инстанции дело рассмотрено без соблюдения требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о полноте и всесторонности исследования обстоятельств имеющих значение для его правильного разрешения. Заявитель считает, что судом неправильно применены нормы материального права. В жалобе указано, что погрузка твердых коммунальных отходов включает в себя уборку мест погрузки этих отходов, под которой, согласно пункту 2 Правил № 1156, понимаются только действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз. Бремя содержания в чистоте и порядке прилегающих территорий и самой контейнерной площади возлагается на лиц, являющихся собственниками данного имущества. Обязанность же регионального оператора по уборке мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов возникает только при его действиях, влекущих загрязнение контейнерной площадки в связи с просыпанием при погрузке твердых коммунальных отходов в мусоровозы. В жалобе указано, что Соглашением от 28 апреля 2018 №1 «Об организации деятельности по обращению ТКО на территории КБР» Общество приняло на себя выполнение на территории КБР функции регионального оператора по обращению с ТКО. Пункт 2.1.17. - организовать содержание территории, находящейся в зоне деятельности регионального оператора, включая места сбора и накопления ТКО в надлежащем санитарном состоянии, за исключением мусороприемных камер мусоропроводов и оборудования, используемого в них. По мнению автора жалобы, суд первой инстанции не стал вникать в само понятие по федеральному законодательству «МЕСТО ПОГРУЗКИ ТКО». Согласно Правилам № 1156 "уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов" - действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз. Таким образом, имеются разграничения зоны ответственности Регионального оператора с местным самоуправлением, а также собственником земельных участков. Данным обстоятельствам, приведенным в жалобе на постановление административной комиссии, судом также не дано надлежащей оценки. Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. Погрузка твердых коммунальных отходов понимается как перемещение твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов или иных мест, с которых осуществляется погрузка твердых коммунальных отходов, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов, которой являются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз. В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Пунктами 24 и 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесены участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами. Правила благоустройства территории муниципального образования в силу положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования. Исходя из вышеизложенного, деятельность регионального оператора, связанная с уборкой мест погрузки твердых коммунальных отходов, непосредственно урегулирована Правилами №1156 обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждение которых в силу статьи 5 Закона №89-ФЗ относится к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами. Кроме того, указано в жалобе, ООО «Экологистика» осуществляет вывоз твердых коммунальных отходов согласно графика ежедневно, и данное обстоятельство с достоверностью подтверждается данными системы ГЛОНАСС.

В судебном заседании представитель Общества с ограниченной ответственностью «Экологистика» ФИО4 поддержал жалобу по доводам, изложенным в ней.

Представитель административного органа ФИО3 просила отклонить жалобу за необоснованностью.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, прихожу к следующему.

Из материалов дела следует, что 22 июля 2021 года главным инспектором отдела административно – технической инспекции Управления административно – технического контроля Местной администрации городского округа Нальчик ФИО5 был составлен Акт осмотра, из которого следует, что ООО «Экологистика» по адресу <адрес> допустило правонарушение, выразившееся в ненадлежащем содержании контейнерной площадки и прилегающей территории (л.д. 25).

На основании указанного Акта осмотра тем же должностным лицом - главным инспектором отдела административно – технической инспекции Управления административно – технического контроля Местной администрации городского округа Нальчик ФИО5 05 августа 2021 года был составлен протокол № 131 об административном правонарушении, предусмотренном частью 14 статьи 7.20 Кодекса Кабардино-Балкарской Республики об административных правонарушениях, в отношении ООО «Экологистика» (л.д.20-21).

Постановлением административной комиссии Местной администрации городского округа Нальчик № 304 от 25 августа 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Нальчикского городского суда от 11 ноября 2021 года ООО «Экологистика» привлечено к административной ответственности по части 14 статьи 7.20 Кодекса Кабардино-Балкарской Республики об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Общество признано виновным в том, что в нарушение пункта 3.4.16 Правил благоустройства территории городского округа Нальчик, 19 июля 2021 года в 15 часов 10 минут в <адрес> по месту размещения контейнерной площадки по реестру, ненадлежащим образом произвело уборку места
погрузки твердых коммунальных отходов, следствием чего явилось
образование очагового навала мусора, не обеспечено удовлетворительное состояние территории г. Нальчика.

В соответствии с пунктом 3.4.16 Правил благоустройства территории городского округа Нальчик, утвержденных решением Совета местного самоуправления городского округа Нальчик от 29 августа 2017 года N 91 региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. Погрузка твердых коммунальных отходов включает в себя уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.

В силу части 14 статьи 7.20 Кодекса Кабардино-Балкарской Республики об административных правонарушениях иное нарушение правил благоустройства (содержания) территорий муниципальных образований, установленных муниципальными нормативными правовыми актами, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей, на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей, на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Установленное 22 июля 2021 года нарушение ООО «Экологистика» требования пункта 3.4.16 Правил благоустройства территории городского округа Нальчик, приведшее на контейнерной площадке по адресу: <адрес> к навалу твердых бытовых отходов, постановлением административной комиссии Местной администрации городского округа Нальчик № 304 от 25 августа 2021 года квалифицировано по части 14 статьи 7.20 Кодекса Кабардино-Балкарской Республики об административных правонарушениях.

Суд первой инстанции правомерно согласился с выводами административной комиссии о совершении вышеприведенного правонарушения Обществом указанной квалификацией данного правонарушения.

Факт совершения юридическим лицом правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами, получившими оценку суда на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Актом осмотра контейнерной площадки по <адрес> в <адрес> от 22 июля 2021 года, протоколом об административном правонарушении № 131 от 05 августа 2021 года и другими материалами, представленными в суд.

Вопреки доводам жалобы при вынесении решения суд первой инстанции справедливо исходил из того, что предусмотренная пунктом 3.4.16 Правил благоустройства территории городского округа Нальчик обязанность организаций, осуществляющих сбор и вывоз отходов, производить уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов, сама по себе не противоречит требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами; региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 89-ФЗ правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется указанным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно статье 13 данного Федерального закона N 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Статьей 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, чтонакопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (часть 1); места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Согласно статьям 14, 16, 16.2 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" благоустройство территории относится к вопросам местного значения и представляет собой комплекс предусмотренных правилами благоустройства соответствующего муниципального образования мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшения санитарного и эстетического состояния территории.

Содержание вышеприведенных норм федерального законодательства свидетельствует о том, что Правила благоустройства территории городского округа Нальчик № 91 приняты Советом местного самоуправления городского округа Нальчик в рамках полномочий данного органа и пункт 3.4.16 этих Правил, предусматривающий обязанность организаций, осуществляющих сбор и вывоз отходов, производить уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов, не противоречит приведенным нормам федерального законодательства, регулирующим обращения с твердыми коммунальными отходами.

Вопреки доводам жалобы Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 в действующей редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18 марта 2021 года N 414 определяет "погрузку твердых коммунальных отходов" как перемещение твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов или иных мест, с которых осуществляется погрузка твердых коммунальных отходов, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов (абзац 7 пункта 2 Правил).

Исходя из вышеприведенных обстоятельств, на основании оценки представленных в деле доказательств в их совокупности суд первой инстанции правомерно признал ООО «Экологистика» субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку данное Общество обязано организовать содержание территории, находящейся в зоне его деятельности, включая места сбора и накопления твердых коммунальных отходов, в надлежащем санитарном состоянии.

Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.

Деяние ООО «Экологистика» правильно квалифицировано по части 14 статьи 7.20 КоАП КБР.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Порядок и срок давности привлечения ООО «Экологистика» к административной ответственности соблюдены.

Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях ООО «Экологистика» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 14 статьи 7.20 КоАП КБР, не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу решения судьи Нальчикского городского суда. Доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как способ избежать административной ответственности за совершенное административное правонарушение.

Административное наказание назначено Обществу по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1- 4.3 КоАП РФ.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого решения суда, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,судья Верховного СудаКабардино-Балкарской Республики,

р е ш и л:

решение судьи Нальчикского городского суда КБР от 11 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 14 статьи 7.20 КоАП КБР, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Экологистика», оставить без изменения, а жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Экологистика» - без удовлетворения.

Судья А.В. Молов