ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1423/18 от 18.10.2018 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Овсянников С.В. д.№ 21-1423/2018

РЕШЕНИЕ

г.Самара 18 октября 2018 года

Судья Самарского областного суда Толмосова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Майданюк Т.А. на решение судьи Чапаевского городского суда Самарской области от 12 сентября 2018 года, которым

постановление начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г.Чапаевске № 220-5-63 от 21 марта 2018 года в отношении должностного лица – руководителя структурного подразделения детский сад № 9 ГБОУ Самарской области СОШ № 1 имени Зои Космодемьянской г.о.Чапаевск Самарской области Макаровой Натальи Вячеславовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.7 КоАП РФ, -

оставлено без изменения

УСТАНОВИЛ

Постановлением начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г.Чапаевске № 220-5-63 от 21 марта 2018 года– руководитель структурного подразделения детский сад № 9 ГБОУ Самарской области СОШ № 1 имени Зои Космодемьянской г.о.Чапаевск Самарской области Макарова Н.В. привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.6.7 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с постановлением № 220-5-63 от 21 марта 2018 года Макарова Н.В. обжаловала его в Чапаевский городской суд Самарской области, которым 12 сентября 2018 года постановлено вышеуказанное решение.

В жалобе, поступившей в Самарский областной суд, защитник Майданюк Т.А. просит отменить состоявшиеся в отношении Макаровой Н.В. акты, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие в действиях Макаровой Н.В. состава административного правонарушения.

Проверив материалы дела с учетом доводов жалобы, выслушав защитника Майданюк Т.А. в поддержание доводов жалобы, возражения представителя Управления Роспотребнадзора по Самарской области Куставлетову Ж.Б., полагаю, что жалоба подлежит частичному удовлетворению.

Частью 2 статьи 6.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции в виде наложения административного штрафа на должностных лиц от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Государственная защита прав несовершеннолетних на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду гарантируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ), другими нормативными актами.

В силу части 1 статьи 28 Федерального закона N 52-ФЗ в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

По смыслу статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил, утвержденных и введенных в действие федеральным органом исполнительной власти на территории Российской Федерации, является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц.

По делу установлено, что в ходе проведения плановой выездной проверки соблюдения ГБОУ Самаркой области СОШ № 1 имени Зои Космодемьянской г.о.Чапаевск Самарской области требований санитарно-эпидемиологического законодательства, в структурном подразделении "Детский сад N 9» были установлены факты нарушения требований ст. 17, 28, 29 ФЗ РФ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", 15.7 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", п.п.11.2, 11.4 СП 3.1.3.3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций»:

- нарушаются требования к питанию детей, сыр и творог включены в меню только 1 раз в неделю при норме 2-3 раза в неделю;

- охват прививками против гриппа в предэпидемический период в группах риска, детей, посещающих дошкольную образовательную организацию, составил менее 75% (27%).

По факту выявленных нарушений в соответствии в отношении руководителя структурного подразделения детский сад № 9 Макаровой Н.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.7 КоАП РФ, что послужило основанием для вынесения постановления № 220-5-63 от 21 марта 2018 года.

Согласно п. 15.7 СанПиН 2.4.1.3049-13 в дошкольной образовательной организации, функционирующей в режиме 8 и более часов, примерным меню должно быть предусмотрено ежедневное использование в питании детей: молока, кисломолочных напитков, мяса (или рыбы), картофеля, овощей, фруктов, хлеба, круп, сливочного и растительного масла, сахара, соли. Остальные продукты (творог, сметана, птица, сыр, яйцо, соки и другие) включаются 2 - 3 раза в неделю.

В нарушение данного требования сыр и творог в меню питания включены только 1 раз в неделю.

Данный факт нарушения в жалобе фактически не оспаривается.

В соответствии с частью 1 статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о невозможности выполнения требований санитарно-эпидемиологических правил к организации питания детей из-за недостатка финансирования, поскольку материалы дела не содержат доказательств того, что должностным лицом Макаровой Н.В. были предприняты какие-либо действия и меры, направленные на соблюдение правил и норм в сфере организации питания в дошкольном образовательном учреждении. Допущенные нарушения могут повлечь негативные последствия, и привести к недопустимому риску для жизни и здоровья детей.

Признавая Макарову Н.В. виновной в нарушении п.п.11.2, 11.4 СП 3.1.3.3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций» - охват прививками против гриппа в предэпидемический период в группах риска, детей, посещающих дошкольную образовательную организацию, составил менее 75% (27%), судом не учтено следующее.

Основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации регламентированы Федеральным законом от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней".

Согласно статье 1 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" иммунопрофилактика инфекционных болезней - это система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок.

При этом под термином профилактические прививки понимается введение в организм человека иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики в целях создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням.

В силу п. 1.2 СП 3.1.2.3117-13 "Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций" санитарные правила устанавливают требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проведение которых направлено на предупреждение возникновения и распространения заболеваний гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями.

В соответствии с п.11.2 и 11.4 СП 3.1.2.3117-13 "Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций" вакцинации против гриппа в предэпидемический период в первую очередь подлежат лица, относящиеся к категории высокого риска заболевания гриппом и неблагоприятных осложнений при заболевании, к которым относятся: дети старше 6 месяцев, дети, посещающие дошкольные образовательные организации и (или) находящиеся в организациях с постоянным пребыванием (детские дома, дома ребенка), С учетом рекомендаций Всемирной организации здравоохранения охват прививками против гриппа в группах риска должен быть не менее 75%.

Структурное подразделение детский сад № 9 ГБОУ Самарской области СОШ № 1 имени Зои Космодемьянской г.о.Чапаевск Самарской области не является субъектом, полномочным проводить профилактические прививки, так как в силу положений части 1 статьи 11 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" профилактические прививки проводятся гражданам в медицинских организациях при наличии у таких организаций лицензий на медицинскую деятельность.

Детский сад № 9 ГБОУ Самарской области СОШ № 1 имени Зои Космодемьянской г.о.Чапаевск Самарской области также не имеет полномочий обязать пройти профилактические прививки, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" профилактические прививки проводятся с согласия граждан, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних и граждан, признанных недееспособными в порядке установленном законодательством Российской Федерации.

При этом профилактические прививки проводятся лицам, не имеющим противопоказаний (наличие аллергических реакций на куриный белок и другие вещества, если они являются компонентами вакцины, наличие лихорадки или других признаков острых респираторных инфекций) с их согласия (пункт 11.6 СП 3.1.2.3117-13 "Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций" ).

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" осуществление иммунопрофилактики обеспечивают федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения.

Детский сад № 9 ГБОУ Самарской области СОШ № 1 имени Зои Космодемьянской г.о.Чапаевск Самарской области к указанному перечню вышеназванных органов не относится.

Также частью 3 статьи 5 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" предусмотрено, что при осуществлении иммунопрофилактики граждане обязаны в письменной форме подтверждать отказ от профилактических прививок.

Согласно п. 11.8 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3117-13 планирование и организацию проведения профилактических прививок, полноту охвата и достоверность учета прививок, а также своевременное представление отчета о них в органы, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обеспечивается руководителями медицинских организаций, то есть обязанность по организации вакцинации против гриппа возлагается на руководителей соответствующих медицинских организаций, а не на образовательные учреждения.

При этом пункт 1 статьи 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ предусматривает возможность отказа от прививок, который должен быть подтвержден письменно.

По смыслу закона отказ от проведения профилактической прививки оформляется в медицинской организации, проводящей профилактические прививки населению, и как медицинский документ хранится в данной медицинской организации. Положения действующего законодательства не предусматривают нахождение этих документов в распоряжении детского дошкольного общеобразовательного учреждения, а также обязанности иметь в наличии данные сведения и копии таких медицинских документов.

Положения санитарных правил устанавливают требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проведение которых направлено на предупреждение возникновения и распространения заболеваний гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями.

Вместе с тем, сведений о том, что выявленные Управлением Роспотребнадзора обстоятельства имели место в период подъема заболеваемости, не имеется.

Таким образом, приведенные положения Санитарных правил, на которые Управление Роспотребнадзора по Самарской области сослалось в качестве правового обоснования выявленного нарушения, не предусматривают обязанность детского сада № 9 ГБОУ Самарской области СОШ № 1 имени Зои Космодемьянской г.о.Чапаевск Самарской области и его руководителя Макаровой Н.В. по организации иммунопрофилактики детей.

Указание на нарушение Макаровой Н.В. п.п.11.2, 11.4 СП 3.1.3.3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций» - охват прививками против гриппа в предэпидемический период в группах риска, детей, посещающих дошкольную образовательную организацию, составил менее 75% (27%), подлежит исключению из постановления начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г.Чапаевске № 220-5-63 от 21 марта 2018 года, поскольку в действиях должностного лица Макаровой Н.В. в рассматриваемом случае отсутствует состав вмененного административного правонарушения.

К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.

Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ. В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе, событие административного правонарушения, статья названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе событие административного правонарушения, статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

Квалификация действий лица, совершившего административное правонарушение, имеет существенное значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, в частности для защиты лица, привлекаемого к административной ответственности и определения подсудности рассмотрения дела.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

По смыслу нормативных положений, закрепленных КоАП РФ, протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, в котором приводятся основания для привлечения лица к административной ответственности.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторным совершением административного правонарушения признается совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 названного Кодекса.

При рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении судья не учел тот факт, что должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении допущены нарушения процессуальных требований КоАП РФ – выводы административного органа о совершении правонарушения повторно не мотивированы, не содержится указаний на вынесенное в отношении Макаровой Н.В. постановление, сведения о вступлении его в силу, отсутствуют данные об оплате штрафа.

При таких обстоятельствах основания для квалификации действий Макаровой Н.В. по ч. 2 ст. 7 КоАП РФ, как за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.7 КоАП РФ, отсутствуют.

Согласно пункту 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях" если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.

Составы административных правонарушений, предусмотренные ч. 2 и ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ, имеют единый родовой объект посягательства. Кроме того, санкция ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ (в виде административного штрафа должностных лиц в размере от трех тысяч до семи тысяч рублей) предусматривает менее строгое наказание, чем санкция ч. 2 ст. 6.7 КоАП РФ (в виде административного штрафа в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей), в связи с чем, переквалификация действий с ч. 2 на ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ не повлечет ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Согласно положениям п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ даже при рассмотрении жалобы на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г.Чапаевске № 220-5-63 от 21 марта 2018 года и решение судьи Чапаевского городского суда Самарской области от 12 сентября 2018 года вынесенные в отношении Макаровой Н.В. подлежат изменению путем переквалификации её действий с ч. 2 ст. 6.7 КоАП РФ на ч. 1 ст. 6.7 данного Кодекса с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

Руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ

Постановление начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г.Чапаевске № 220-5-63 от 21 марта 2018 года и решение судьи Чапаевского городского суда Самарской области от 12 сентября 2018 года, в отношении должностного лица – руководителя структурного подразделения детский сад № 9 ГБОУ Самарской области СОШ № 1 имени Зои Космодемьянской г.о.Чапаевск Самарской области Макаровой Натальи Вячеславовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.7 КоАП РФ изменить:

исключить указание на нарушение п.п.11.2, 11.4 СП 3.1.3.3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций» - охват прививками против гриппа в предэпидемический период в группах риска, детей, посещающих дошкольную образовательную организацию, составил менее 75% (27%),

квалифицировать действия Макаровой Натальи Вячеславовны по ч.1 ст.6.7 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 (три тысячи) рублей с оплатой по реквизитам, указанным в постановлении по делу об административном правонарушении.

Жалобу защитника Майданюк Т.А. – удовлетворить частично.

Судья Самарского областного суда А.А.Толмосова

Верно: судья