ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1534/2022 от 16.06.2022 Московского областного суда (Московская область)

Судья Буколова Н.А. дело № 21-1534/2022

Р Е Ш Е Н И Е

г. Красногорск Московской области 16 июня 2022 года

Судья Московского областного суда Бирюкова Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Пономарева С.Г., действующего в интересах ФИО1, на постановление государственного инспектора труда в Московской области ФИО2 № 50/7-5208-21-И/12-12607-И/990753 от 10 июня 2021 года и решение судьи Коломенского городского суда Московской области от 4 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, в отношении должностного лица- директора обособленного подразделения Общества с ограниченной ответственностью «ГАБИОНЫ МАККАФЕРИ СНГ» ФИО1,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора труда в Московской области ФИО2 №50/7-5208-21-И/12-12607-И/990753 от 10.06.2021 года, должностное лицо – директор обособленного подразделения Общества с ограниченной ответственностью «ГАБИОНЫ МАККАФЕРРИ СНГ» ФИО1, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренное ч.1 ст.5.27 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Решением судьи Коломенского городского суда Московской области от 4 апреля 2022 года вышеуказанное постановление должностного лица органа административной юрисдикции оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу актами, защитник Пономарев С.Г., их обжаловал в порядке ст. 30.9 КоАП РФ, просил отменить.

Частью 3 ст. 30.6 КоАП РФ установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Проверив материалы дела в полном объеме, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 данной статьи и статьей 5.27.1 названного Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, в Государственную инспекцию труда в Московской области поступило обращение ФИО3 о нарушениях трудового законодательства в ООО «ГАБИОНЫ МАККАФЕРРИ СНГ». По результатам внеплановой документарной проверки, проведенной в период времени с 11 мая 2021 года по 07 июня 2021 года в отношении ООО «ГАБИОНЫ МАККАФЕРРИ СНГ» на основании распоряжения Государственной инспекции труда в Московской области от 27.04.2021 года установлено, что между названным юридическим лицом в лице директора обособленного подразделения «Маккаферри-Зарайск» и ФИО3 10.03.2017 года заключен трудовой договор №0000000966/17, согласно которому последний принят на должность оператора технологической линии и на основании Приказа о приеме работника №70 от 10.03.2017 года приступил к данной должности, с окладом в размере 15 000 рублей. Данным трудовым договором предусмотрено, что работнику могут выплачиваться премия размер которой определяется Работодателем по своему усмотрению. В соответствии с пп.2.3 Положения об оплате труда и премировании работников ООО «ГАБИОНЫ МАККАФЕРРИ СНГ», утвержденного приказом генерального директора от 15.01.2020г. №1, ежемесячная оплата труда состоит из 2 частей постоянной и переменной. Постоянная часть оплаты труда рассчитывается исходя из должностного оклада. Переменная часть складывается из премий, надбавок и доплат за условия труда, отклоняющихся от нормативных. При этом, конкретно порядок начисления ежемесячной премии не прописан и не указан в данном Положении и в иных локально - нормативных актах. Вместе с тем исходя из содержания приказа № П06/03/21 от 31.03.2021 «О премировании работников ОП г. Зарайска за работу в марте 2021» с Приложением, детализацией по работникам и утвержденным процентом премии, в строке 14 Приложения, ФИО3, табельный номер 0000000966, начислен процент премии в размере 54%, тогда как остальным работникам начислен процент премии в размере более 100%. При этом локально нормативные акты, подтверждающие занижения процента премии (приказы о начислении премии, акты с согласием и ознакомлением работника под роспись) предоставлены не были.

Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения должностного лица - директора обособленного подразделения Общества с ограниченной ответственностью «ГАБИОНЫ МАККАФЕРРИ СНГ» ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ.

Судья Коломенского городского суда Московской области от 4 апреля 2022 года пришел к выводу о том, что постановление должностного лица является законным и обоснованным.

Между тем, данный вывод суда является преждевременным, подлежит дополнительной проверке, в связи с нижеследующим.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Требования приведенных норм о всестороннем и полном рассмотрении дела судьей городского суда не выполнены.

В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, трудовым договором и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Статьей 132 ТК РФ установлено, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).

Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективными договорами или правилами внутреннего распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, являющаяся мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которой относится к компетенции работодателя.

Из 3 раздела трудового договора № 0000000966/17 от 10 марта 2017 года, заключенного с ФИО3 следует, что Работодатель обязуется своевременно и в полном объеме выплачивать Работнику заработную плату в размере 15000 рублей в месяц, в том числе НДФЛ. По распоряжению работодателя Работнику может выплачивается премия, размер которой Работодатель определяет по своему усмотрению.

Разделом 6 Правил внутреннего трудового распорядка ООО «ГАБИОНЫ МАККАФЕРРИ СНГ» установлено, что система заработной платы, установленная в организации, определяется локальными нормативными актами и конкретизируется в трудовом договоре.

Отклоняя доводы защиты, суд первой инстанции сослался на п. 5.2 Положения об оплате труда и премировании работников ООО «ГАБИОНЫ МАККАФЕРРИ СНГ» № 1 от 15.01.2021 года, согласно которому премии устанавливаются по результатам работы за месяц до 300% от оклада, которые устанавливаются приказом (распоряжением) Работодателя. Размер премии зависит: от качества выполняемых работ и (или) оказанных услуг; личного вклада в выполнение уставных задач Работодателя; своевременного и качественного выполнения трудовых обязанностей; качественного и оперативного выполнения других особо важных заданий и особо срочных работ. При этом, работодатель имеет ОКВЭД - 25.11 (Производство строительных металлических конструкций, изделий и их частей) таким образом при ведении финансово-хозяйственной деятельности и составления себестоимости производства составляется порядок начисления премии, выводиться коэффициент эффективности, производительности труда..

Вместе с тем, указанное Положение об оплате труда и премировании работников ООО «ГАБИОНЫ МАККАФЕРРИ СНГ» № 1 в материалах дела отсутствует. Из протокола судебного заседания также не следует, что указанный локальный акт исследовался судом при рассмотрении данного дела. Сведений о том, что в положении об оплате труда имеется норма о том, что ежемесячная премия является обязательной частью заработной платы и гарантированной выплатой в представленных материалах дела не имеется.

Между тем, установление данного обстоятельства имеет юридическое значение для разрешения данного дела.

Допущенные процессуальные нарушения являются существенными, поскольку не позволили суду всесторонне, полно, объективно и в соответствии с требованиями закона рассмотреть данное дело.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

При таких обстоятельствах решение судьи Коломенского городского суда Московской области от 4 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, в отношении должностного лица- директора обособленного подразделения Общества с ограниченной ответственностью «ГАБИОНЫ МАККАФЕРИ СНГ» ФИО1 подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение в Коломенский городской суд Московской области.

При новом рассмотрении необходимо учесть изложенное, проверить доводы жалобы и с учетом имеющихся и вновь представленных доказательств вынести законное и обоснованное решение.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.11, п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

решение судьи Коломенского городского суда Московской области от 4 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, в отношении должностного лица- директора обособленного подразделения Общества с ограниченной ответственностью «ГАБИОНЫ МАККАФЕРИ СНГ» ФИО1 - отменить.

Дело возвратить на новое рассмотрение в Коломенский городской суд Московской области.

Судья Е.Ю. Бирюкова