Судья Кузнецова И.И. дело № 21-1770/2021 Р Е Ш Е Н И Е г. Самара 02 декабря 2021 года Судья Самарского областного суда Чемерисова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области ФИО2 на решение судьи Ленинского районного суда г. Самары от 21.09.2021, которым восстановлен Департаменту образования администрации г.о. Самара срока на подачу жалобы на постановление ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области от 20.07.2021; постановление ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области от 20.07.2021 об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) по исполнительному производству №-ИП отменено, производство по данному делу об административном правонарушении на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращено, установила: Постановление начальника отдела–старшего судебного пристава МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ Департамент образования администрации г.о. Самары признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей. Исполняющим обязанности заместителя главы городского округа Самара – руководителя Департамента образования администрации г.о. Самары ФИО7 в Ленинский районный суд г. Самары подана жалоба о признании незаконным постановления ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области ФИО2 от 20.07.2021 №. По результатам рассмотрения вышеуказанной жалобы, судьей Ленинского районного суда г. Самары 21.09.2021 постановлено вышеуказанное решение. Судебный пристав-исполнитель ФИО2 обратилась в Самарский областной суд с жалобой на вышеуказанное решение, в котором указывала, что дело рассмотрено в порядке Кодекса об административных правонарушениях, однако подлежало рассмотрению в порядке Кодекса административного судопроизводства, просит отменить вышеуказанное решение суда, поскольку вынесено судом без учета фактических обстоятельств дела. Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в порядке статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Проверив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам. В силу статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленных законом. В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Порядок подачи жалоб, принесения протестов на постановления (решения) по делам об административных правонарушениях и пересмотра таких постановлений (решений) установлен главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Подача жалоб, принесение протестов на не вступившие в законную силу постановления и решения по делам об административных правонарушениях осуществляется в соответствии с положениями статей 30.1-30.3, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом по смыслу положений главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья вправе возвратить жалобу на не вступившие в законную силу постановление и (или) решения по делу об административном правонарушении в том случае, если имеются обстоятельства, препятствующие ее принятию к рассмотрению. В соответствии с требованиями ст. 30.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, выясняет, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данными судьей, должностным лицом, а также обстоятельства, исключающие производство по делу, а при наличии таких обстоятельств принимается решение об отказе в принятии жалобы к рассмотрению. По смыслу закона жалобы на постановления по делам об административном правонарушении рассматриваются в порядке Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, иной порядок рассмотрения законодательством не предусмотрен. Главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрен порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Положениями части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданину, организации предоставлено право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Вместе с тем, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, административные исковые заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случаях, если проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке (ч. 6 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Суды не вправе рассматривать в порядке административного судопроизводства дела об оспаривании решений, действий (бездействия), связанных с применением норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. К числу таких решений относятся решения, для которых главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлен порядок их обжалования, а именно постановления по делам об административных правонарушениях, в том числе и о прекращении производства по делу об административном правонарушении, а также определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Кроме того, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено порядка обжалования решений, действий (бездействия), которые являются неразрывно связанными с конкретным делом об административном правонарушении и не могут быть предметом самостоятельного обжалования. Вместе с тем, порядок пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях закреплен в главе 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Из материалов дела следует, что 05.04.2021 МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыска УФССП по Самарской области на основании исполнительного листа ФС № от 20.01.2021, выданного Ленинским районным судом г.Самары по делу № в отношении должника Департамента образования администрации г.о. Самара возбуждено исполнительное производство №-ИП, на предмет исполнения: рассмотреть вопрос о предоставлении ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, места в образовательном учреждении в доступной близости от места проживания. Представитель Департамента образования Администрации городского округа Самара ФИО4 обратилась к МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области с заявлением (ходатайством) об окончании исполнительного производства №-ИП в связи с исполнением решения Ленинского районного суда г.Самары. 20.07.2021 ведущим приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области ФИО2 в рамках исполнительного производства №-ИП от 05.04.2021, возбужденного на основании исполнительного листа № от 20.01.2021, выданного Ленинским районным судом г.Самары (по решению по делу № от 03.07.2020), вынесено постановление об отказе в удовлетворении вышеуказанного заявления (ходатайства) Департамента образования Администрации городского округа Самара ФИО4 (л.д.14). Постановление начальника отдела–старшего судебного пристава МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области ФИО5№ от ДД.ММ.ГГГГ Департамент образования администрации г.о.Самары признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей. Определением судьи Ленинского районного суда г.Самары от 29.07.2021 возвращена жалоба представителя Департамента образования Администрации г.о. Самара ФИО6 на постановление ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области ФИО2 от 20.07.2021 №-ИП о привлечении к административной ответственности по части 2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заявителю без рассмотрения по существу, для устранения недостатков. Вместе с тем, предметом рассмотрения судьи Ленинского районного суда г.Самары ДД.ММ.ГГГГ являлось постановление ведущего пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области ФИО2 от 20.07.2021 по исполнительному производству №-ИП, которым было отказано в удовлетворении заявления Департамента образовании администрации г.о.Самара о б окончании исполнительного производства, а не постановление начальника отдела МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении. Таким образом, полагаю, что поданное заявление исполняющего обязанности Департамента образования администрации г.о. Самара ФИО7 об оспаривании постановления ведущего судебного пристава исполнителя ФИО2, вынесенного в рамках исполнительного производства №-ИП, подлежало рассмотрению в ином порядке судопроизводства. Требования, изложенные в первоначальном заявлении Департамента образования администрации г.о. Самара, с внесенными в него исправлениями, не конкретизированы, фактически заявителем ставился вопрос о признании незаконным постановления ведущего судебного пристава исполнителя ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного в рамках исполнительного производства №-ИП. Данные требования подлежали рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. КоАП РФ в главе 30 не предусматривает возможность обжалования в установленном им порядке каких-либо иных решений и действий, кроме постановлений по делу об административном правонарушении и определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, решений, связанных с вопросами о сроках обжалования, не устанавливает правила обжалования действий (бездействия) должностных лиц, не связанных с привлечением к административной ответственности (статья 30.1). Кроме того, основания для вывода о том, что заявленные требования связаны с производством по делу об административном правонарушении и фактически направлены на оспаривание постановления о привлечении к административной ответственности, в представленных материалах отсутствуют. При таком положении решение судьи Ленинского районного суда г.Самары от 21.09.2021, принятое с существенным нарушением норм процессуального права, нельзя признать законным, следовательно, подлежат отмене, вышеуказанное дело по жалобе Департамента образования администрации г.о. Самара подлежит направлению в суд первой инстанции со стадии принятия жалобы к производству На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья решила: Решение судьи Ленинского районного суда г.Самары от 21.09.2021, которым восстановлен Департаменту образования администрации г.о. Самара срока на подачу жалобы на постановление ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ; постановление ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) по исполнительному производству №-ИП отменено, производство по данному делу об административном правонарушении на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращено- отменить. Материалы дела по жалобе (заявлению) исполняющего обязанности заместителя главы городского округа Самара –руководителя Департамента образования ФИО7 на постановление ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) по исполнительному производству №-ИП, направить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд <адрес> на стадию принятия к производству. Жалобу судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области ФИО2- удовлетворить частично. В соответствии со ст. 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решение Самарского областного суда может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции. Судья Самарского областного суда О.В. Чемерисова |