72RS0022-01-2021-000293-20 | |
Дело № 21-202/2021 |
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Тюмень | 02 июня 2021 года |
Судья Тюменского областного суда Глушко А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника Тобольского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области ФИО1 на решение судьи Уватского районного суда Тюменской области от 13 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «РН-Уватнефтегаз»,
установил:
Постановлением начальника Тобольского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области (далее по тексту также – ДЛК ТО) ФИО1 от 26.02.2021 общество с ограниченной ответственностью «РН-Уватнефтегаз» (далее по тексту также ООО «РН-Уватнефтегаз») привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьёй 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также – КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере двести десять тысяч рублей, поскольку в период времени с 31.12.2019 по 31.12.2020 ООО «РН-Уватнефтегаз» не выполнило обязательные работы по лесовосстановлению и лесоразведению в границах Тюменской области на площади, равной площади вырубленных им лесных насаждений составившей 10,0341 гектаров, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.
С названным постановлением не согласилось ООО «РН-Уватнефтегаз». В жалобе защитник ООО «РН-Уватнефтегаз» просил постановление изменить, поскольку отягчающие административную ответственность обстоятельства отсутствуют, однако при рассмотрении дела не было учтено наличие смягчающего обстоятельства, а именно того, что ООО «РН-Уватнефтегаз» выполнило работы по лесовосстановлению путем посадки саженцев сосны на площади 6,7875 гектаров, что составляет более половины от площади вырубленных лесов.
Решением судьи Уватского районного суда Тюменской области от 13 апреля 2021 года постановление начальника Тобольского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области ФИО1 от 26.02.2021 отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
С данным решением не согласен начальник Тобольского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) ДЛК по ТО ФИО1, который в жалобе в вышестоящий суд просит судью Уватского районного суда Тюменской области от 13 апреля 2021 года отменить. Полагает, что судьёй районного суда сделан ошибочный вывод об отсутствии у Общества обязанности выполнить работы по лесовосстановлению в связи с тем, что арендные отношения возникли до вступления в силу статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку обязанность по «компенсационному» лесовосстановлению в соответствии с действующим лесным законодательством при использовании лесов согласно статьям 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации возникает у лиц, осуществляющих рубку лесных насаждений после 01.01.2019 вне зависимости от даты заключения договора аренды лесного участка, а также не зависит от даты утверждения проектной документации.
На жалобу должностного лица поступили возражения лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении ООО «РН-Уватнефтегаз» в лице защитника Григорьева М.В., в которых она полагает решение судьи районного суда законным и обоснованным, а доводы жалобы удовлетворению не подлежащими.
Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы в вышестоящий суд, заслушав представителя Департамента лесного комплекса ФИО2, просившего об удовлетворении жалобы, заслушав защитника ООО «РН-Уватнефтегаз» Григорьеву М.В., просившего в удовлетворении жалобы отказать, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно статье 61 Лесного кодекса Российской Федерации (далее по тексту также – ЛК РФ) вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству (часть 1). Воспроизводство лесов включает в себя: 1) лесное семеноводство; 2) лесовосстановление; 3) уход за лесами; 4) осуществление отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса (часть 2). Воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, на которых названым Кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению (часть 3).
Статьёй 62 ЛК РФ определено, что лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия (часть 1). Лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с настоящим Кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 настоящего Кодекса (часть 2). Правила лесовосстановления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3).
Особенности осуществления лесовосстановления и лесоразведения отдельными категориями лиц установлены статьёй 63.1 ЛК РФ.
В силу части 1 ст. 63.1 ЛК РФ за исключением случая, предусмотренного частью 3 названной статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При этом, согласно части 3, предусмотренная частью 1 указанной статьи обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению или лесоразведению не распространяется на лиц, использующих леса для эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, при осуществлении ими рубок лесных насаждений в соответствии с частью 3.1 статьи 43, частью 4 статьи 45 названного Кодекса в границах созданных охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых.
Использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута (часть 1 ст. 43 ЛК РФ).
Правила использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 6 ст. 43 ЛК РФ).
Правила выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 № 566 (далее по тексту также – Правила).
Названные Правила устанавливают порядок выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, на площади, равной площади вырубаемых лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, за исключением случая, предусмотренного частью 3 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - лица, осуществляющие рубку лесных насаждений), и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, в том числе в связи с переводом земель лесного фонда в земли иных категорий, на площади, равной площади такого земельного участка, за исключением случаев перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов (далее - лица, обратившиеся с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка) (пункт 1 Правил).
Работы по лесовосстановлению или лесоразведению осуществляются в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, названными Правилами, правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с частью 3 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации, или правилами лесоразведения, установленными в соответствии с частью 2 статьи 63 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно проекту лесовосстановления или проекту лесоразведения, которые составлены в порядке, предусмотренном статьями 89.1 и 89.2 Лесного кодекса Российской Федерации соответственно (далее соответственно - проект лесовосстановления, проект лесоразведения) (пункт 2 Правил).
Работы по лесовосстановлению или лесоразведению осуществляются на землях, предназначенных для искусственного или комбинированного лесовосстановления или лесоразведения (вырубки, гари, пустыри, прогалины и другие), в составе земель лесного фонда, населенных пунктов, особо охраняемых природных территорий, без предоставления лесного участка (пункт 3 Правил). Работы по лесовосстановлению лицами, осуществляющими рубку лесных насаждений, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, проводятся искусственным или комбинированным способом (пункт 4 Правил).
Лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений (далее - лесная декларация) (пункт 5 Правил).
Лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (часть 1 ст. 26 ЛК РФ).
Как следует из материалов дела и правильно установлено судьёй районного суда, 20.05.2019 между ДЛК ТО (арендодатель) и ООО «РН-Уватнефтегаз» (арендатор) был заключен договор аренды лесного участка № 114-43ч-19 площадью 10,5207 га, расположенного в Уватском лесничестве, Верхне-Демьянском участковом лесничестве, кварталы 264 (выдел 2,6, 9), 265 (выдел 1,5,6,9-12,14,16), 266 (выдел 21, 23, 26-29, 31,34, 36, 38), 267 (выдел 16), 292 (выдел 10) для выполнения работ по геологическому изучению недр. Согласно подпункту е) пункта 3.3 Договора, арендатору разрешалось осуществлять выполнение работ по геологическому изучению недр в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов. Подпунктом л) пункта 3.4 Договора на арендатора возлагалась обязанность осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов. Срок действия договора составлял 11 месяцев с даты его подписания.
Соглашением от 23.09.2020 договор аренды лесного участка № 114-43ч-19 от 20.05.2019 расторгнут по взаимной договоренности, датой расторжения договора стороны определили считать 18.09.2019.
На основании договора аренды лесного участка № 114-43ч-19 от 20.05.2019 в 2019 году был разработан проект освоения лесов № 226/ЭПО, который прошёл государственную экспертизу, что отражено в заключении Департамента лесного комплекса Тюменской области от 26.06.2019. Приложением № 8 к указанному проекту освоения лесов является проект рекультивации. Проект рекультивации предусматривал техническую рекультивацию на площади 10,5207 гектаров, то есть проведение на всей площади арендуемого лесного участка следующих работ: очистка территории от строительного мусора; вывоз строительного мусора, металлолома; планировка территории механизированным способом. Также проект рекультивации предусматривал биологическую рекультивацию на площади 6,7875 гектаров в том числе: внесение минеральных удобрений, боронование в один след, посадка саженцев сосны 4 400 штук на гектар.
ООО «РН-Уватнефтегаз» 26.06.2019 составлена лесная декларация, согласно которой Обществом на лесном участке в Уватском лесничестве Тюменской области с 15.07.2019 по 31.12.2019 используются леса в указанных объемах для выполнения работ по геологическому изучению недр, ведется разработка полезных ископаемых. Согласно данных лесной декларации, на площади лесосеки 10,5207 гектаров производится рубка в целях расчистки площади для строительства и эксплуатации различных объектов (площадка производственная, дорога автомобильная).
На основании поручения ДЛК по ТО от 17.09.2019, участковым лесничим Верхне-Демьянского участкового лесничества Уватского лесничества 24.09.2019 проведен осмотр лесного участка в Уватском лесничестве, Верхне-Демьянском участковом лесничестве, кварталы 264 (выдел 2,6, 9), 265 (выдел 1,5,6,9-12,14,16), 266 (выдел 21, 23, 26-29, 31,34, 36, 38), 267 (выдел 16), 292 (выдел 10) площадью 10,5207 га и составлен акт, согласно которого запланированные в проекте освоения лесов этапы рекультивирования выполнены в полном объеме.
В материалы дела также представлено письмо ООО «РН-Уватнефтегаз» на имя директора ДЛК по ТО от 19.06.2019, из которого усматривается, что в ответ на письмо ДЛК по ТО № 528-19 от 05.02.2019, общество информировало ДЛК ТО о намерении провести работы по лесовосстановлению на территории Тюменской области на площади 714,88 га и направило заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению от 17.02.2020 на площади 389,5270 га и согласно письму ДЛК по ТО от 26.02.2020 для ООО «РН-Уватнефтегаз» в целях проведения лесовосстановительных работ в соответствии с пунктом 1 ст. 63.1 ЛК РФ зарезервированы участки, расположенные в Сладковском и Ишимском лесничествах на общей площади 389,5270 га.
Одиннадцатого января 2021 года на имя начальника Управления федерального государственного лесного надзора начальником отдела мониторинга охраны и защиты лесов ДЛК ТО направлена служебная записка, из которой следует, что несмотря на то, что действие лесной декларации по договору аренды лесного участка № 114-43ч-19 от 20.05.2019 закончилось 31.12.2019, по состоянию на 11.01.2021 работы ООО «РН-Уватнефтегаз» не выполнены.
Названные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО «РН-Уватнефтегаз» протокола об административном правонарушении № 50 от 11.02.2021 о наличии признаков административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.27 КоАП РФ, поскольку Обществом допущено нарушение статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктов 1-5 Правил выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, утвержденых постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 № 566.
Постановлением начальника Тобольского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области ФИО1 от 26.02.2021 ООО «РН-Уватнефтегаз» привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьёй 8.27 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере двести десять тысяч рублей.
Судья районного суда, принимая оспариваемое решение, исходил из того, что поскольку ООО «РН-Уватнефтегаз» брало в аренду земли лесного участка для производства работ по геологическому изучению недр, то в соответствии с частью 3 ст. 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, требования части 1 ст. 63.1 данного кодекса на него не распространяются.
Нахожу, что данный вывод судьи районного суда является ошибочным.
Вступившая в силу 01 января 2019 года ст. 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации накладывает на организации, осуществляющие после указанной даты вне зависимости от даты заключения соответствующего договора, использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых обязанность в случае проведения рубок лесов при таких работах, после их окончания по проведению мероприятий по лесовосстановлению или лесоразведению в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений.
В то же время из вышеизложенного следует, что в соответствии с представленной лесной декларацией со сроком действия с 15.07.2019 по 31.12.2019 ООО «РН-Уватнефтегаз» вырубило по договору № 114-43ч-19 от 20.05.2019 лесные насаждения на площади 10,0341 га, в то время, как работы по лесовосстановлению и лесоразведению в границах Тюменской области на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений в течение не более, чем одного года со дня окончания срока действия вышеуказанной лесной декларации обществом в полном объёме выполнены не были.
При таких обстоятельствах нахожу, что вывод судьи районного суда о наличии оснований к отмене оспариваемого ООО «РН-Уватнефтегаз» постановления должностного лица административного органа о привлечении указанного лица к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.27 КоАП РФ, и прекращения производства по делу об административном правонарушении является ошибочным. При этом соответствующие выводы судьи районного суда о соответствии работ, выполненных ООО «РН-Уватнефтегаз», объёму работ, определённых проектом освоения лесов № 226/ЭПО, при отсутствии проекта лесовосстановления, основанием к иному выводу не являются. При этом, обязанность по лесовосстановлению и его объёмы регламентированы законом. В то же время объёмы работ по лесовосстановлению, уже выполненные ООО «РН-Уватнефтегаз», могут быть учтены в качестве обстоятельств, имеющих значение для дела.
С учётом изложенного, поскольку срок давности, определяемый частью 1 ст. 4.5 КоАП РФ по административному правонарушению, предусмотренному ст. 8.27 КоАП РФ, по установленным должностным лицом административного органа и судьёй районного суда обстоятельствам в настоящее время не истёк, нахожу, что оспариваемое решение судьи районного суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Уватский районный суд Тюменской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Решение судьи Уватского районного суда Тюменской области от 13 апреля 2021 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Уватский районный суд Тюменской области.
Судья Тюменского областного суда | А.Р. Глушко |