ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-282/2022 от 06.07.2022 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело № 21-282/2022

Судья: Смаева Н.В.

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

6 июля 2022 года г. Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., изучив жалобу Семенова А.А. на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл, Чувашской Республике Волжско - Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 декабря 2021 года и решение судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 11 марта 2022 года по делу об административном правонарушении,предусмотренном частью 11 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношениидиректора ООО «Тусдорстрой» Семенова Андрея Анатольевича,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл, Чувашской Республике Волжско - Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 декабря 2021 года директор ООО «Тусдорстрой» Семенов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 11 марта 2022 года постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Семенов А.А. просит отменить состоявшиеся по делу акты, производство по делу прекратить.

В обоснование жалобы указывает, что ООО «Тусдорстрой» осуществляет рекультивационные работы на объекте «Рекультивация шламонакопителя для сухих солей (инв.№ ) и шламоотстойника № 5 (инв.№ ) ГУП Чувашской Республики «...» Минстроя Чувашии» в соответствии с условиями договора безвозмездного пользования земельными участками, находящимися в государственной собственности Чувашской Республики от 28 августа 2020 года, в рамках исполнения госконтракта. При этом в состав Объекта входят шламонакопитель для сухих солей (инв.№ ) и шламоотстойник № 5 (инв.№ ), внесенные в государственный реестр объектов размещения отходов Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25.09.2014 № 592 как объекты размещения отходов ГУП Чувашской Республики «...» Минстроя Чувашии. Шламонакопитель для сухих солей (инв.№ ) и шламоотстойник № 5 (инв.№ ) выведены из эксплуатации 31 декабря 2016 года ГУП Чувашской Республики «...» Минстроя Чувашии актом о выводе основного средства из эксплуатации от 30.12.2016 № б/н и, соответственно, с момента вывода из эксплуатации прекращается использование вышеуказанных шламонакопителя для сухих солей (инв.№ ) и шламоотстойника № 5 (инв.№ ) по прямому назначению, предусмотренному технологией обезвоживания образующихся осадков при очистке сточных вод: «...в шламонаконителях процесс обезвоживания и сушки осадков происходит в естественной среде путем испарения и вымораживания влаги; отделившаяся надиловая вода откачивается насосами на биологическую очистку...» (лист 23 раздела 8 «Перечень мероприятий но охране окружающей среды» с шифром 6860-2016-ООС Проектной документации «Рекультивация шламонакопителя для сухих солей (инв.№ ) и шламоотстойника № 5 (инв.№ ) ГУП Чувашской Республики «ФИО7» Минстроя Чувашии»), так как указанные объекты прекращается размещение образующихся осадков при очистке сточных вод. Размещение образующихся осадков при очистке сточных вод прекращено 30 декабря 2016 года. 20 августа 2019 года Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 457 шламонакопители № 5,6,7 и шламоотстойник № 5 исключены из государственного реестра объектов размещения отходов. В период с 31 декабря 2016 года до начала рекультивационных работ 29 июня 2020 года происходило хранение осадков при очистке сточных вод. В этой связи, Общество не осуществляет деятельность по размещению и хранению отходов, а выполняет лишь рекультивационные работы, предусмотренные госконтрактом. Предусмотренный госконтрактом мониторинг не относится к территориям объектов размещения отходов.

Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав пояснения старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл, Чувашской Республике Волжско - Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Кузьмина С.П., прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 11 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов.

Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, монито­ринга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду утверждён приказом Минпри­роды РФ от 08 декабря 2020 года № 1030.

Согласно п.п. 3, 4 Приказа Минприроды России № 1030 «Об утверждении Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду» мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду осуществляется собственниками, владельцами объектов размещения отходов, а в случае передачи этих объектов в пользование - пользователями объектов размещения отходов.

Для организации работ по наблюдению за состоянием и загрязнением окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, оценки изменений ее состояния лицами, ответственными за проведение мониторинга, разрабатывается программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду (далее - программа мониторинга).

Для объектов размещения отходов, выведенных из эксплуатации, мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду осуществляется в рамках контроля за их состоянием и воздействием на окружающую среду. Прекращение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях выведенных из эксплуатации объектов размещения отходов допускается по истечении срока, предусмотренного проектной документацией на вывод объекта размещения отходов из эксплуатации, при условии, если по результатам данного мониторинга подтверждено отсутствие негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляются в виде отчетов, которые составляются лицами, эксплуатирующими данные объекты размещения отходов, в свободной форме и в уведомительном порядке представляются в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещения отходов ежегодно в срок до 15 января года, следующего за отчетным. Отчет о результатах мониторинга может быть представлен с использованием электронных документов, подписанных простой электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Как следует из материалов дела, на основании решения о проведении внеплановой выездной проверки от 14 октября 2021 года проведена выездная внеплановая проверка ООО «Тусдорстрой» по адресу: Чувашская <адрес> объект размещения отходов (объектов накопления вреда): шламонакопитель для сухих солей и шламоотстойник № 5 ГУП Чувашской Республики «...» Минстроя Чувашии.

В ходе проверки установлено, что ООО «Тусдорстрой» на территории г. Новочебоксарск Чувашской Республике ведёт работы по ликвидации (рекультивации) объек­тов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волге - Рекультива­ция шламонакопителя для сухих солей и шламоотстойника № 5 ГУП Чувашской Республики «...» Минстроя Чувашии.

Работа осуществляется в соответствии с техническим заданием, приложенным к Государственному контракту от 30 июня 2020 года № 30 (идентификационный код закупки ) и проектной документацией. Объекты рекультивации находятся на одной промышленной площадке в 750 м на юг от р. <данные изъяты>, на ее правом берегу, и на расстоянии 1,75 км от русла реки <данные изъяты>.

Шламонакопитель для сухих солей (инв. № ), состоящий из трех площадок №№ 5, 6, 7 (общей площадью 12,6712 га), и шламоотстойник №5 (инв. № ), состоящий из двух площадок (общей площадью 10,6383 га), включены в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) за и в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользо­вания от 25 сентября 2014 года № 592. Объекты рекультивации представляют собой ёмкости, замкну­тые по периметру ограждающими и разделительными дамбами.

Проектная документация «Рекультивация шламонакопителя для сухих солей (инв. № ) и шламоотстойника № 5 (инв. № ) ГУП Чувашской Республики «...» Мин­строя Чувашии (далее - Объекты рекультивации) получила положительное заключение гос­ударственной экологической экспертизы (ГЭЭ), утвержденного приказом Департамента Рос­природнадзора по ПФО от 27 ноября 2018 года № 1641. Проектом рекультивации предусмотрен ком­плекс мероприятий по технической и биологической рекультивации объектов, направлен­ных на ликвидацию объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волга.

В соответствии с требованиями Проектной документации «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» (шифр 6860-2016-ООС том 8) с целью снижения негативного воздействия на почву предусмотрен отбор проб почвы на соли тяжелых металлов.

В нарушение вышеуказанных требований уста­новленных ст. 27 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспер­тизе», ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов разме­щения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утверждённого приказом Минприроды РФ от 08 декабря 2020 года №1030, на объекте рекультивации контроль (мони­торинг) за состоянием почвы не осуществляется.

В отношении директора ООО «Тусдорстрой» Семенова А.А. 10 декабря 2021 года составлен протокол об административном правонарушении и 22 декабря 2022 года вынесено постановление о привлечении его к административной ответственности за нарушение статьи 34, 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации.

Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.

Совокупность установленных должностным лицом и судом фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Действия Семенова А.А. правильно квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Приведенные в жалобе доводы сводятся к несогласию с данной судом оценкой доказательствам по делу, к утверждению о невиновности в совершении вмененного правонарушения, со ссылкой на то, что общество не осуществляет деятельность по размещению отходов и их хранению, а выполняет лишь рекультивационные работы, в связи с чем мониторинг, предусмотренный госконтрактом, не относится к территориям объектов размещения.

Между тем указанные доводы являлись предметом изучения. В обжалуемом решении приведены мотивы их отклонения. Выводы судьи городского суда являются верными.

Кроме того, следует отметить, что проектной документацией «Рекультивация шламонакопителя для сухих солей (инв. № ) и шламоотстойника № 5 (инв. № ) ГУП Чувашской Республики «...» Мин­строя Чувашии «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» (шифр том 8), с целью снижения негативного воздействия н почву предусмотрен отбор проб почвы на соли тяжелых металлов, т.е. предусмотрена программа экологического контроля (мониторинга) за характером изменения всех компонентов экосистемы на вновь образованных земельных участках, в приложения к разделу «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» проекта № приведена карта постов наблюдения за компонентами окружающей среды. Согласно указанному проекту на всех этапах его реализации хозяйствующий субъект обязан осуществлять экологический мониторинг в объеме, приведенном проектом.

Таким образом, несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием должностным лицом и судом первой инстанции норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и нормативно-правовых актов, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, основанием для отмены обжалуемых актов не является.

Признаков, характеризующих совершенное правонарушение как малозначительное и влекущих необходимость применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не выявлено.

Административное наказание назначено в соответствии с санкцией частью 11 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу постановлений, при рассмотрении дела не допущено.

Следует отметить, что на момент рассмотрения жалобы Семенова А.А. в Верховном Суде Чувашской Республики вступил в силу Федеральный закон от 26 марта 2022 года № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Согласно части 6 статьи 4.4 КоАП РФ, дополненной Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II данного Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 этой статьи.

Из справки, представленной административным органом по запросу судьи Верховного Суда Чувашской Республики, следует, что в отношении Семенова А.А. вынесены постановления об административных правонарушениях, предусмотренные разными статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по которым он привлечен к административной ответственности. Указанные постановления (по ст. 8.4, 8.46, 8.1, 8.41, 8.7 КоАП РФ) вступили в законную силу.

При этом материалы дела не содержат сведений, имело ли место привлечение Семенова А.А. к административной ответственности в рамках одного контрольного (надзорного) мероприятия, об их исполнении.

Следует отметить, что Семенов А.А. не лишен возможности на основании части 2 статьи 1.7, части 2 статьи 31.7, статьи 31.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 33.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», обратиться в орган, вынесший постановление о привлечении к административной ответственности, с заявлением о прекращении исполнения оспариваемого постановления при наличии к этому соответствующих оснований.

С учетом изложенного, оснований для изменения либо отмены состоявшихся по делу актов, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл, Чувашской Республике Волжско - Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 декабря 2021 года и решение судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 11 марта 2022 года по делу об административном правонарушении,предусмотренном частью 11 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношениидиректора ООО «Тусдорстрой» Семенова Андрея Анатольевича оставить без изменения, жалобу Семенова А.А. - без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики И.А. Максимова

Решение12.08.2022