ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-304/20 от 03.06.2020 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Леконцев А.П. Дело № 21-304/2020

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Коми Машкина И.М.,

при секретаре судебного заседания Вахниной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 3 июня 2020 года в городе Сыктывкаре Республики Коми жалобу заместителя начальника Департамента финансов – начальника отдела муниципальных закупок администрации МО ГО «Сыктывкар» ФИО1 на решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 5 февраля 2020 года, которым постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми – начальника отдела контроля закупок ФИО2 от 9 декабря 2019 года № 04-06/9522 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ в отношении ФИО1 оставлено без изменения,

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми – начальника отдела контроля закупок ФИО2 от 9 декабря 2019 года № 04-06/9522 заместитель начальника Департамента финансов – начальника отдела муниципальных закупок администрации МО ГО «Сыктывкар» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением должностного лица административного органа, заместитель начальника Департамента финансов – начальника отдела муниципальных закупок администрации МО ГО «Сыктывкар» ФИО1 обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с жалобой в порядке, предусмотренном статьями 30.1-30.2 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения жалобы судьей принято приведенное выше решение.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми, заместитель начальника Департамента финансов – начальника отдела муниципальных закупок администрации МО ГО «Сыктывкар» ФИО1 указывает на незаконность и необоснованность принятого решения, просит прекратить производство по делу по в связи с малозначительностью правонарушения.

В судебном заседании в Верховном Суде Республики Коми заместитель начальника Департамента финансов – начальника отдела муниципальных закупок администрации МО ГО «Сыктывкар» ФИО1 на доводах жалобы настаивал.

Должностное лицо Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми, будучи надлежащим образом извещенное о дне, времени и месте рассмотрения жалобы в Верховном Суде Республики Коми, не явилось, ходатайство об отложении слушания дела не направило, в связи с чем, на основании статьи 30.6 КоАП РФ, судебное заседание проведено при имеющейся явке лиц.

Заслушав объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, проверив материалы дела об админитсративном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.

Частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 1.3 и 1.7 названной статьи, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей..

Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 названного Закона).

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная данным Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

По смыслу положений статей 42, 59, 63, 64, 66 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» аукцион в электронной форме (электронный аукцион) - аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает двух миллиардов рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, помимо прочего информация о сроке (в том числе дата и время окончания срока), месте и порядке подачи заявки на участие в таком аукционе.

Участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в таком аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок. Заявка на участие в электронном аукционе направляется участником такого аукциона оператору электронной площадки в форме двух электронных документов. Указанные электронные документы подаются одновременно. В течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе оператор электронной площадки возвращает эту заявку подавшему ее участнику такого аукциона в случае получения данной заявки после даты или времени окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В силу подпунктов 9.1, 9.2 пункта 9 Регламента организации и проведения электронных процедур, утвержденного Генеральным директором ЗАО «Сбербанк – АСТ» 1 октября 2018 года, формирование и публикация извещения о проведении электронной процедуры осуществляется организатором торгов в ЕИС, извещение о проведении электронной процедуры автоматически передается на электронную площадку в соответствии с регламентом интеграции в ЕИС.

Как следует из материалов дела, Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации МО ГО «Сыктывкар» в лице уполномоченного органа Департамента финансов Администрации МО ГО «Сыктывкар» являлось заказчиком осуществления закупки с наименованием объекта закупки – «Выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок с земельных участков, находящихся в составе муниципальных земель и земель, право на которые не разграничены на территории МО ГО «Сыктывкар» с установлением начальной (максимальной) ценой договора в размере 2 425 000,00 рублей.

Источником финансирования явились средства бюджета МО ГО «Сыктывкар».

Извещение о проведении электронного аукциона, документация о проведении электронного аукциона размещены на официальном сайте 30 апреля 2019 года.

В нарушении вышеприведенных положений закона, в пункте 8 раздела II «Информационная карта» документации об электронном аукционе в качестве даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе указано: 8 мая 2019 года в 08 часов 00 минут по московскому времени.

Между тем, в извещении № ... о проведении электронного аукциона при его размещении (формировании) на официальном сайте установлен иной период времени подачи заявок: «8 мая 2019 года 00 часов 00 минут».

Выявленное несоответствие размещенной информации послужило основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и привлечении заместителя начальника Департамента финансов – начальника отдела муниципальных закупок администрации МО ГО «Сыктывкар» ФИО1 к административной ответственности по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ

Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными по делу доказательствами, в том числе: жалобой М., выписками и скриншотами единой информационной системы (http://zakupki.gov.ru), документацией об электронном аукционе от 29 апреля 2019 года, решением от 20 мая 2019 года № 04-02/3722, предписанием от 20 мая 2019 года № 04-02/3723, приказом о приеме ФИО1 на работу ..., трудовым договором ..., должностной инструкцией заместителя начальника Департамента финансов – начальника отдела муниципальных закупок от 1 января 2018 года, справкой о статусе сертификата ключа, сообщением диспетчерской группы СУЭ ФК от 4 июня 2019 года, протоколом об административном правонарушении № 011/04/7.30-755/2019 от 9 декабря 2019 года, а также иными доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с примечанием к указанной норме лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

Таким образом, заместитель начальника Департамента финансов – начальника отдела муниципальных закупок администрации МО ГО «Сыктывкар» ФИО1, в чьи обязанности входит организация работы и контроля за исполнением функций в сфере муниципальных закупок, обоснованно привлечен к административной ответственности по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Доводы жалобы о том, что вменяемое административное правонарушение отвечает признакам малозначительности, аналогичны доводам, которые являлись предметом оценки суда городского суда и обоснованно им отклонены.

Согласно разъяснению, приведенному в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При этом малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 года № 4-П указано, что возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения допустима лишь в исключительных случаях, поскольку иное способствовало бы формированию атмосферы безнаказанности и было бы несовместимо с принципом неотвратимости ответственности правонарушителя.

Исходя их приведенных правовых позиций Верховного и Конституционного Судов Российской Федерации, для признания административного правонарушения малозначительным необходимо установление фактов не только отсутствия причинения им существенного вреда общественным отношениям, охраняемым законом, но отсутствие угрозы его причинения. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Вместе с тем, совершенное административное правонарушение создало угрозу нарушения прав участников электронного аукциона по осуществлению соответствующей закупки. Учитывая характер совершенного деяния, связанного с нарушением требований Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», направленного на предотвращение злоупотреблений в сфере размещения заказов и создание условий для развития добросовестной конкуренции, совершенное должностным лицом ФИО1 административное правонарушение не может быть признано малозначительным.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание в виде штрафа назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ в пределах санкции части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

Каких-либо существенных процессуальных нарушений при производстве по делу, влекущих за собой отмену постановления должностного лица и судебного решения, допущено не было.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, судом также не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления и судебного решения не усматривается.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья,

решил:

постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми – начальника отдела контроля закупок ФИО2 от 9 декабря 2019 года № 04-06/9522 и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 5 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ, в отношении должностного лица заместителя начальника Департамента финансов – начальника отдела муниципальных закупок администрации МО ГО «Сыктывкар» ФИО1 - оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Судья подпись И.М. Машкина