Дело № 21-310/2021
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Тюмень |
Судья Тюменского областного суда Ревякин А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ГБУ Тюменской области «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» в лице директора ФИО1 на решение судьи Армизонского районного суда Тюменской области от 03 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ГБУ Тюменской области «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов»,
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя начальника Ишимского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области от 12 августа 2020 года ГБУ Тюменской области «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 210000 рублей.
Заместителем начальника Ишимского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области в отношении ГБУ Тюменской области «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» также вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 12 августа 2020 года.
Не согласившись с указанным постановлением и представлением, ГБУ Тюменской области «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» обжаловало его в суд. В жалобе просило постановление должностного лица от 12 августа 2020 года и представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 12 августа 2020 года отменить.
Решением судьи Армизонского районного суда Тюменской области от 03 июня 2021 года постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, от 12 августа 2020 года и представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 12 августа 2020 года оставлено без изменения, жалоба ГБУ Тюменской области «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» оставлена без удовлетворения.
С данным решением не согласно ГБУ Тюменской области «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» в лице директора ФИО1, который в жалобе просит решение судьи Армизонского районного суда Тюменской области от 03 июня 2021 года, постановление должностного лица от 12 августа 2020 года и представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 12 августа 2020 года отменить. Указывает, что Авиабаза, находясь в подчиненном положении, исполнила приказ Департамента лесного комплекса Тюменской области, при этом соблюдая все нормы и правила, действовала добросовестно, в рамках закона. Работы были приняты с положительным заключением от 15.08.2019 года. Обращает внимание, что о нарушении Правил ухода за лесом Авиабазе стало известно только после проверки Государственной инспекции лесов в 2020 году, то есть в указанный период учреждение даже не предполагало о наличии какого-либо нарушения, соответственно не могло предпринять какие-либо меры по его недопущению. Выражает согласие с фактом нарушения Правил ухода за лесом в части снижения полноты насаждения до 0,4, однако в данном нарушении отсутствует вина Авиабазы, так как причинами нарушения явилось неверно составленное Государственное задание. Считает, что состав административного правонарушения отсутствует, так как отсутствует вина. Обращает внимание, что постановление от 12 августа 2020 года не содержит каких-либо сведений об исполнении либо нарушении Авиабазой Постановления Тюменской области -П, однако, суд вменил заявителю в вину отсутствие обращения к Департаменту лесного комплекса Тюменской области о потребностях в работах. Полагает, что положительное заключение в отношении спорного участка считается действующим, а работы принятыми без замечаний. Считает, что нарушен процессуальный порядок привлечения к административной ответственности. Обращает внимание, что ни проверка, ни административное расследование в отношении Авиабазы не проводились, Авиабаза не присутствовала при осмотре лесного участка, не имела возможности представить свои возражения, пояснения при натурном осмотре. Кроме того, указывает, что суд незаконно применил к настоящим правоотношениям Правила выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса РФ, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка. Авиабаза к данной категории лиц не относится. Выражает несогласие с применением в качестве отягчающего обстоятельства повторного совершения однородного административного правонарушения. Считает, что представление должностного лица незаконным.
Проверив в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя ГБУ Тюменской области «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» ФИО2, просившей об удовлетворении жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно ч. 2 ст. 19 Лесного кодекса РФ мероприятия по сохранению лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, в том числе учреждениями, осуществляющими лесную охрану.
В силу ч. 1 ст. 61 Лесного кодекса РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству.
Воспроизводство лесов включает в себя: лесное семеноводство; лесовосстановление; уход за лесами; осуществление отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса (ч. 2 ст. 61 Лесного кодекса РФ).
Воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению (ч. 3 ст. 61 Лесного кодекса РФ).
Частью 1 статьи 64 Лесного кодекса РФ установлено, что уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (рубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия).
Правила ухода за лесами, утвержденные Приказом Минприроды России от 30.07.2020 года № 534, разработаны в соответствии со статьей 64 Лесного кодекса Российской Федерации и устанавливают порядок осуществления мероприятий по уходу за лесами во всех лесных районах Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил ухода за лесами установлено, что уход за лесами осуществляется в соответствии с настоящими Правилами в объемах по видам мероприятий, указанных в лесных планах субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентах лесничеств, в проектах освоения лесов.
Согласно п. 16 Правил ухода за лесами возрастные периоды проведения различных видов рубок, проводимых в целях ухода за лесными насаждениями, приведены в приложении № 1 к настоящим Правилам.
Приложением № 2 установлены нормативы рубок, проводимых в целях ухода за лесными насаждениями, согласно которому в березовых насаждениях равнинных лесов Западно-Сибирского подтаежно-лесостепного района – рубки прочистки минимальная сомкнутость крон до ухода 0,9 после ухода 0,6.
Как следует из материалов дела, 19 декабря 2018 года издан приказ об утверждении государственного задания ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годы, согласно приложению к которому, рубки осветления, проводимые в целях ухода за лесами выполняются на основании проектов рубок ухода за молодняками, утверждаемыми лесничими лесничеств ГКУ ТО Тюменскре управление лесами» и в соответствии с Правилами ухода за лесами, утвержденными Приказом Минприроды России от 22.11.2017 года , а также Правилами Пожарной безопасновсти в лесах, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 417 от 30.06.2007 года.
Заключением от 15 августа 2019 года работы по мероприятиям на обеспечение охраны, защиты и воспроизводства лесов, предусмотренных государственным заданием, в том числе работы по рубке ухода за лесом(осветление) на территории Армизонского сельского участкового лесничества (ФИО3) приняты соцекой качества работ как удовлетворительного.
11 июня 2020 года был произведен натурный осмотр лесного участка, расположенного в квартале 12 выделе 2 Армизонского сельского участкового лесничества (ФИО4) Армизонского лесничества Тюменской области, о чем составлен акт от 11 июня 2020 года. В результате осмотра установлен факт неудовлетворительного исполнения мероприятия – рубки осветления и рубки прочистки, а именно: Не соответствие техническому заданию в части: площади пройденной рубкой к проектной, а также насаждение в соответствии с правилами рубок ухода не требовало данного мероприятия по полноте (норматив с 0,9 до 0,6, исходная полнота 0,5 снижена до 0,4); отклонение площади лесосеки (не более 3% от отчетной) – (-45,1%); насаждение с полнотой 0,4 не отвечает установленным требованиям.
Принятое положительное заключение от 15 августа 2019 года о приемке выполненных работ по мероприятиям на обеспечение охраны, защиты и воспроизводства лесов, предусмотренных государственным заданием на указанном лесном участке, отменено приказом ГКУ ТО «Тюменьлес» от 22 июня 2020 года в связи с неудовлетворительной оценкой при государственной инвентаризации лесов.
Следовательно, выполнение работ по рубке осветлению и рубке прочистке произведено ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» с нарушением требований лесного законодательства, за что предусмотрена административная ответственность по ст. 8.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Факт совершения административного правонарушения и вина ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от 17 июля 2020 года; приказом Департамента лесного комплекса Тюменской области « 196 от 19 декабря 2018 года об утверждении государственного задания ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов; актом натурного осмотра от 11 июня 2020 года; приказом ГКУ ТО «Тюменьлес» от 09 июня 2020 года -о/д «Об отмене заключения о приемке выполненных работ по мероприятиям на обеспечение охраны, защиты и воспроизводства лесов», другими материалами дела.
Вышеуказанные доказательства полностью согласуются между собой и свидетельствуют о виновности юридического лица ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оценка имеющимся в деле доказательствам дана судьей районного суда по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Юридическое лицо – ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» имело возможность для соблюдения правил лесовосстановления, но им не были приняты все необходимые и достаточные для этого меры.
При таких обстоятельствах, должностное лицо административного органа правильно своим постановлением от 12 августа 2020 года привлекло ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» к административной ответственности по ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а судья районного суда обоснованно отказал ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» в удовлетворении жалобы.
В соответствии с ч. 1 ст. 29.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Учитывая, что вышеуказанными доказательствами в их совокупности было установлено нарушение ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» требований статьи 61, 64 Лесного кодекса РФ, у заместителя начальника Ишимского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области имелись законные основания для внесения представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, если после выявления административного правонарушения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, а также в случаях совершения административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.1.1, 7.27 настоящего Кодекса, проводится административное расследование.
Поскольку проведения процессуальных действий, требующих значительных временных затрат после, выявления административного правонарушения не требовалось, оснований для проведения административного расследования в соответствии с положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях у должностных лиц Департамента лесного комплекса Тюменской области не имелось.
Вопреки доводам ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые бы не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, должностным лицом административного органа и судьей районного суда при рассмотрении дела не допущено. При этом, всем доводам жалобы судьей была дана надлежащая правовая оценка по мотивам, подробно изложенным в судебном решении. Законных оснований не согласиться с выводами судьи в указанной части также не имеется.
Порядок привлечения ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» к административной ответственности не нарушен, наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 3.1., 4.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях в размере, предусмотренном санкцией ст. 8.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемых постановления должностного лица административного органа, представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения и решения судьи районного суда, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.1., ст. 30.6., п. 1 ч. 1 ст. 30.7., ст. 30.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Решение судьи Армизонского районного суда Тюменской области от 03 июня 2021 года, постановление заместителя начальника Ишимского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области от 12 августа 2020 года, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 12 августа 2020 года в отношении ГБУ Тюменской области «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» оставить без изменения, жалобу ГБУ Тюменской области «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» - оставить без удовлетворения.
Судья Тюменского областного суда А.В. Ревякин