ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-335/18 от 07.08.2018 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

дело № 21-335/2018

РЕШЕНИЕ

07 августа 2018 года г. Оренбург

Судья Оренбургского областного суда Пересыпкина Т.И., при секретаре Горковской Ж.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Паниной М.П. на постановление заместителя начальника управления государственного лесного контроля и пожарного надзора в лесах министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области от 14 февраля 2018 года и решение судьи Бузулукского районного суда Оренбургской области от 04 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.25 КоАП РФ, в отношении публичного акционерного общества «Оренбургнефть»,

установил:

постановлением заместителя начальника управления государственного лесного контроля и пожарного надзора в лесах министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области от 14 февраля 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Бузулукского районного суда Оренбургской области от 04 июня 2018 года, публичное акционерное общество (далее – ПАО) «Оренбургнефть» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.25 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 42 000 рублей.

В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, защитник ПАО «Оренбургнефть» Панина М.П. просит об отмене вынесенных актов, ссылаясь на их незаконность, просит о прекращении производства по делу.

В возражениях должностное лицо, вынесшее постановление, полагает, что постановление о назначении наказания и судебное решение являются законными и обоснованными.

Лица, участвующие в деле: законный представитель ПАО «Оренбургнефть», защитник Панина М.П., должностное лицо, вынесшее постановление, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения настоящей жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения настоящей жалобы не заявили.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, заслушав мнение защитника ПАО «Оренбургнефть» ФИО1, поддержавшей доводы жалобы, прихожу к следующему.

Административным правонарушением, предусмотренным ч. 2 ст. 8.25 КоАП РФ является нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений.

Приказом Рослесхоза от 10 июня 2011 года № 223 утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (далее – Правила использования лесов для линейных объектов).

В силу п. 10 Правил использования лесов для линейных объектов для проведения указанных в п. 8 Правил выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан юридические и физические лица, использующие леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, направляют в орган государственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 84 Лесного кодекса РФ, не позднее 15 дней до завершения рубки, при проведении рубок в целях предотвращения аварий или проведения аварийно-спасательных работ - не позднее чем через 2 рабочих дня с момента начала рубок следующую информацию: наименование юридического лица, фамилию, имя, отчество - для физического лица; объем и породный состав вырубаемой древесины; сведения о местонахождении лесного участка в соответствии с материалами лесоустройства (выдел, квартал) (для объектов электросетевого хозяйства также указываются диспетчерское наименование объекта и проектный номинальный класс напряжения); срок завершения рубки лесных насаждений.

Из материалов дела следует, что 21 декабря 2017 года при проведении патрулирования земель лесного фонда должностным лицом было выявлено, что на объектах ПАО «Оренбургнефть», а именно в квартале выделе *** лесничества, проведены работы по расчистке охранной зоны линий электропередач от древесно-кустарниковой растительности.

По представленным ПАО «Оренбургнефть» документам, работы проводились по договору от 24 октября 2017 года , срок окончания которых 30 ноября 2017 года.

В нарушение п. 10 Правил использования лесов для линейных объектов ПАО «Оренбургнефть» не представило не позднее 15 дней до завершения рубки в орган государственной власти в сфере лесных отношений (Министерство лесного и охотничьего хозяйства) информацию об объеме и породном составе вырубаемой древесины, сведения о местонахождении лесного участка, сроке завершения рубки, чем нарушило порядок проведения рубки.

Фактические обстоятельства и вина ПАО «Оренбургнефть» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.25 КоАП РФ, подтверждены материалами дела, а именно: служебной запиской; определением о возбуждении дела об административном правонарушении; протоколом об административном правонарушении; справкой о балансовой принадлежности объекта основных средств «***» ПАО «Оренбургнефть»; сведениями об объеме, породном составе и стоимости древесины; договором на оказание услуг по расчистке воздушной линии от древесно-кустарной растительности; техническим заданием и другими доказательствами, оцененными по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности ПАО «Оренбургнефть» в совершении данного административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, действия ПАО «Оренбургнефть» правильно квалифицированы судьей районного суда по ч. 2 ст. 8.25 КоАП РФ.

В своей жалобе заявитель указывает, что к объективной стороне административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.25 КоАП РФ следует отнести действие или бездействие, непосредственно связанное с процессами валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иными технологически связанными с ними процессами (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу). Судья районного суда в своем решении перечислил действия, непосредственно связанные с технологическими процессами рубки лесных насаждений. Наличие в Правилах использования лесов для линейных объектов обязанности по предоставлению информации об объемах и породном составе вырубаемой древесины само по себе не свидетельствует об установлении порядка проведения рубок. Нарушение ПАО «Оренбургнефть» правил проведения рубок, определяемых ст. 16 Лесного кодекса РФ, выявлено не было. Считает, что бездействие, совершенное обществом, не охватывается объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.25 КоАП РФ.

Доводы жалобы подлежат отклонению по следующим основаниям.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.25 КоАП РФ, является нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений.

Рубки лесных насаждений определяются правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами (ч. 3 ст. 16 Лесного кодекса РФ).

Статья 16 Лесного кодекса РФ регламентирует общий порядок осуществления рубок лесных насаждений. В соответствии с ч. 1 указанной статьи под рубками лесных насаждений, то есть деревьев, кустарников, лиан в лесах, понимаются процессы их спиливания, срубания, срезания.

Лесной кодекс РФ устанавливает две формы рубок - выборочную и сплошную.

Пунктами 34, 35 постановления Правительства РФ от 30 июня 2007 года № 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» предусмотрено, что просеки, на которых находятся линии электропередачи и связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.

В соответствии со ст. 25 Лесного кодекса РФ строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является одним из видов использования лесов.

В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков (ч. 4 ст. 45 Лесного кодекса РФ).

Порядок использования лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, а также в охранных зонах таких объектов установлен ст. 45 Лесного кодекса РФ и Правилами использования лесов для линейных объектов.

Под линейными объектами понимаются линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (п. 4 ч. 1 ст. 21 Лесного кодекса РФ и п. 2 Правил использования лесов для линейных объектов).

Пунктом 8 Правил использования лесов для линейных объектов установлено, что в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются: прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов; обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки его вертикальной проекции, увеличенное на 2 метра; вырубка сильноослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.

Для проведения указанных в п. 8 Правил выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан юридические и физические лица, использующие леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, направляют в орган государственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 84 ЛК РФ, не позднее 15 дней до завершения рубки, при проведении рубок в целях предотвращения аварий или проведения аварийно-спасательных работ - не позднее чем через 2 рабочих дня с момента начала рубок следующую информацию: наименование юридического лица, фамилию, имя, отчество - для физического лица; объем и породный состав вырубаемой древесины; сведения о местонахождении лесного участка в соответствии с материалами лесоустройства (выдел, квартал) (для объектов электросетевого хозяйства также указываются диспетчерское наименование объекта и проектный номинальный класс напряжения); срок завершения рубки лесных насаждений (п. 10 Правил использования лесов для линейных объектов).

Требование о направлении заявителем иной информации, помимо указанной в п. 10 Правил использования лесов для линейных объектов, а также отказ в получении направляемой информации, ее регистрации не допускаются.

Таким образом, организация обязана самостоятельно предоставить органу местного самоуправления не позднее 15 дней до завершения рубки информацию, предусмотренную п. 10 Правил использования лесов для линейных объектов, в том числе о сроках вырубки деревьев и кустарников с целью прокладки просек по периметру ЛЭП, а также объемах вырубаемой древесины. В случае если организация не предоставила такую информацию, орган местного самоуправления вправе потребовать ее предоставления от организации в порядке муниципального лесного контроля, установленном муниципальным правовым актом.

Из справки о балансовой принадлежности объекта основных средств «***» от 12 января 2018 года усматривается, что объект основных средств под инвентарным (номером) учитывается на балансе ПАО «Оренбургнефть» по состоянию на 31 декабря 2017 года.

Из договора на оказание услуг по расчистке воздушной линии от древесно-кустарной растительности от 24 октября 2017 года Д следует, что ПАО «Оренбургнефть» заключило договор с ООО «***» по оказанию услуг по расчистке воздушной линии от древесно-кустарной растительности на основании Технического задания. Начало оказания услуг с 01 ноября 2017 года, окончание – 30 ноября 2017 года.

Из технического задания следует, что объем работ по вырубке угрожающих падением деревьев и поросли в зоне *** кв «***» ПС 35/6 кВ «***». Работы по вырубке поросли и валке деревьев должны выполняться строго по намеченному плану, а также выданных заказчиком корректировок. Исполнитель обязан самостоятельно получить перед началом работ необходимый разрешения и согласования на выполнения работ в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с принадлежностью земель (лесной фонд, муниципальные земли, находящиеся в аренде и т.п.) по которым проходят ВЛ.

Материалами дела установлено, что уведомление о проведении вырубки древесины ПАО «Оренбургнефть» представлено в министерство лесного и охотничьего хозяйства 23 декабря 2017 года, а информацию об объеме, породном составе и стоимости древесины 09 января 2018 года.

Рубки лесных насаждений при эксплуатации линий электропередач (далее – ЛЭП) имеют целью обеспечить безопасность граждан и создать условия для их (ЛЭП) эксплуатации (ч. 5 ст. 21 Лесного кодекса РФ).

Следовательно, проведение рубок лесных насаждений при эксплуатации линейных объектов регламентируется не только Правилами использования лесов для линейных объектов, но и Правилами пожарной безопасности в лесах. Нарушение указанных Правил свидетельствует о нарушении порядка проведения рубок лесных насаждений (ч. 3 ст. 16 Лесного кодекса РФ).

Таким образом, доводы защитника основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и действия ПАО «Оренбургнефть» образуют состав административно правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о принятии ПАО «Оренбургнефть» необходимых и достаточных мер по исполнению возложенных на него обязанностей по соблюдению лесного законодательства в области порядка использования лесов и эксплуатации линейных объектов, а также о невозможности соблюдения им норм действующего законодательства, в материалы дела не представлено.

Ссылок на процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильных по существу постановления должностного лица и решения судьи районного суда, жалоба не содержит.

Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу решений, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

По существу доводы жалобы направлены на несогласие с выводами должностного лица, судьи районного суда и на переоценку доказательств, которые были исследованы в полном объеме и получили надлежащую оценку в постановлении по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ. При изложенных выше обстоятельствах следует признать, что настоящая жалоба не содержит доводов, которые могли повлечь отмену или изменение состоявшихся по делу решений.

Постановление о привлечении ПАО «Оренбургнефть» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.25 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ч. 2 ст. 8.25 КоАП РФ.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление заместителя начальника управления государственного лесного контроля и пожарного надзора в лесах министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области от 14 февраля 2018 года и решение судьи Бузулукского районного суда Оренбургской области от 04 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.25 КоАП РФ, в отношении публичного акционерного общества «Оренбургнефть» оставить без изменения, а жалобу заявителя - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном ст. ст. 30.12 - 30.19 КоАП РФ.

Судья Оренбургского

областного суда Т.И. Пересыпкина