Дело № 21-339/2021
Р Е Ш Е Н И Е
09 марта 2021 года гор. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «Билд» Хуснуллина И.Р. на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 23.12 2020 года по делу №12-502/2020 и постановление должностного лица от 14.02.2020 года,
у с т а н о в и л:
постановлением заместителя начальника управления экологического надзора Южно-Крымского региона - заведующего отделом экологического надзора г.Ялта – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО1 от 14 февраля 2020 года за №, ООО «Билд» привлечено к административной ответственности по ст. 4.1 Закона Республики Крым «Об административных правонарушениях в Республики Крым» и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 350000 рублей.
Данное постановление, обжаловано в судебном порядке.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 23.12 2020 года № жалоба ООО «Билд» оставлена без удовлетворения, постановление должностного лица от 14.02.2020 года изменено, снижен размер назначенного обществу административного наказания в виде штрафа с 350 000 рублей до 175 000 рублей. В остальной части указанное постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с указанным решением, защитник ООО «Билд» Хуснуллин И.Р. подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит отменить решение городского суда от 23.12.2020 года и постановление должностного лица от 14.02.2020 года, принять по делу новое решение, которым удовлетворить жалобу в полном объеме.
Жалоба мотивирована тем, что при рассмотрении дела суд первой инстанции не проверил правомерность привлечения ООО «Билд» к административной ответственности согласно требованиям действующего законодательства.
Проверив доводы жалобы, заслушав пояснения защитника ООО «Билд» Хуснуллина И.Р., изучив материалы дела, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Закон Республики Крым «Об административных правонарушениях в Республике Крым» (далее Закон об административных правонарушениях) в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Конституцией Республики Крым устанавливает административную ответственность по вопросам, не отнесенным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению Российской Федерации, в том числе за нарушение норм и правил, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами Республики Крым, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым (далее - органы местного самоуправления), а также определяет органы и должностных лиц, которые уполномочены составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 4.1 Закона Республики Крым «Об административных правонарушениях в Республике Крым»уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Республики Крым, за исключением животных и растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных илик гибели таких растений, либо добыча, хранение, перевозка, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного нормативными правовыми актами Республики Крым порядка - влечет наложение административного штрафа: на граждан - в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 60 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов их генетический фонд подлежит сохранению в низкотемпературных генетических банках, а также в искусственно созданной среде обитания. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.
Согласно ч. 2, 3 ст.5 Закона Республики Крым от 13.01.2015 года № 65-ЗРК/2015 «О Красной книге Республики Крым» объекты животного и растительного мира, занесенные в Красную книгу Республики Крым, подлежат особой охране. Изъятие из естественной природной среды объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Республики Крым, допускается в исключительных случаях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Республики Крым. Действия, которые могут привести к гибели, снижению численности, сокращению ареала распространения или нарушению среды обитания объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Республики Крым, не допускаются.
Исходя из Перечня объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Республики Крым, утвержденного Приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 08.04.2015 года № 252, - иглица колючая (Ruscusaculeatus L. [R. Ponticus Woronowex Grossh.]) занесена в Красную книгу Республики Крым.
В соответствии с п. 3.9 Положения о парке-памятнике садово-паркового искусства регионального значения Республики Крым «Форосский», утвержденного приказом Министерства экологии, природных ресурсов Республики Крым от 13.02.2017 года № 293, удаление (снос, уничтожение) зеленых насаждений осуществляется в соответствии с порядком, установленным законодательством Республики Крым. Содержание и благоустройство парка, обрезка зеленых насаждений осуществляются в соответствии с проектом его содержания, а до его утверждения - по согласованию с Министерством.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 20 Закона Республики Крым от 25.12.2014 -ЗРК «О растительном мире» в обязанности физических и юридических лиц в сфере пользования зелеными насаждениями в соответствии с действующим законодательством входит обеспечение сохранности зеленых насаждений, не допущение незаконных деяний, способных привести к их повреждению зеленых насаждений или их уничтожению.
Из материалов дела следует, что 29.03.2019 года должностными лицами управления экологического надзора Южно-Крымского региона на основании приказа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 14.03.2019 года №389, по согласованию с прокуратурой Республики Крым от 15.03.2019 года, проведена внеплановая выездная проверка ООО «Парк Форос», расположенного на территории парка-памятника садово-паркового искусства регионального значения Республики Крым «Форосский» по адресу: <адрес>, на предмет нарушений требований законодательства в области природоохранного законодательства.
В ходе проверки установлено, что на территории парка-памятника садово-паркового искусства регионального значения Республики Крым «Форосский» вырыта траншея длиной 161 кв.м., при этом уничтожены 35 кустов растения иглица колючая, занесенного в Красную Книгу Российской Федерации. По данному факту составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ№ с фототаблицей и планом-схемой.
Также установлено, что работы по рытью траншеи осуществляло ООО «Билд» на основании договора подряда от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно пункту 6.12 указанного договора ООО «Билд» обязано было соблюдать все необходимые меры по охране окружающей природной среды.
Поскольку ООО «Билд» в ходе выполнения подрядных работ не обеспечило сохранность растущего на территории парка-памятника садово-паркового искусства регионального значения Республики Крым «Форосский» растения, занесенного в Красную Книгу Республики Крым, должностное лицо органа экологического надзора пришло к правильному выводу о наличии в действиях ООО «Билд» состава правонарушения, предусмотренного статьей ст.4.1 Закона Республики Крым от 25.06.2015 года№ 117-ЗРК/2015.
Постановлением заместителя начальника управления экологического надзора Южно-Крымского региона - заведующего отделом экологического надзора г. Ялта – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО1 от 14 февраля 2020 года за №, ООО «Билд» привлечено к административной ответственности по ст. 4.1 Закона Республики Крым «Об административных правонарушениях в Республики Крым».
Факт допущенного правонарушения и виновность ООО «Билд» в совершении административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении 31.10.2019 года; актом проверки от 29.03.2019 года №; планом-схемой и фототаблицей к нему; договором подряда от 04.02.2019 года №04-02/19; письмом ООО «Парк Форос» от 25.03.2019 года №; показаниями сотрудников отдела экологического надзора г.Ялта управления экологического надзора Южно-Крымского региона ФИО1 и ФИО2, которые, будучи допрошенным в качестве свидетелей, пояснили, что они проводили осмотр территории парка-памятника садово-паркового искусства регионального значения Республики Крым «Форосский», по всей территории парка произрастает растение иглица колючая, ими была обнаружена траншея длиной более 100 метров, проходящая через ареал произрастания иглицы колючей, растение было уничтожено, порубленные остатки растения находились в траншее и в следах грунта около нее, было установлено количество уничтоженных кустов иглицы колючей – 35 кустов; фотоматериалами.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция соглашается с выводом суда первой инстанции о соответствии фактическим обстоятельствам дела выводов должностного лица о виновности ООО «Билд» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.1 Закона Республики Крым от 25.06.2015 №117-ЗРК «Об административных правонарушениях».
Довод жалобы об отказе в удовлетворении ходатайства о проведении видео-конференц связи, не свидетельствует о нарушенном праве Хуснуллин И.Р. на защиту, поскольку он, будучи надлежаще извещенным о дате и времени слушании дела на 23.12.2020 года в суде первой инстанции, имел реальную возможность подать дополнительные документы, пояснения в суд, посредством почтовой связи либо в электронном виде.
Ссылка защитника общества на отсутствие точных данных о количестве вырубленных кустарников, не влияет на законность принятых актов, поскольку сам факт уничтожения редких видов растений иглицы колючей на территории парка-памятника «Форосский» при рытье траншеи установлен.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
При определении вида и размера наказания за совершенное административное правонарушение, судьей городского суда были учтены характер совершенного административного правонарушения, организационно-правовая форма юридического лица, требования статей 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при этом были применены требования части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также имущественное и финансовое положение юридического лица, вследствие чего обществу было назначено наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией ст. 4.1 Закона Республики Крым «Об административных правонарушениях в Республики Крым».
Доказательства, подтверждающие, что ООО «Билд» приняло все зависящие от него меры по предупреждению совершения административного правонарушения, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего осуществления требований в сфере экологии и природопользования, обеспечения сохранения редких видов растений произрастающих на землях находящихся в собственности Республики Крым в материалах дела не имеется, не представлены таковые и в судебное заседание при рассмотрении жалобы в апелляционном порядке.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Принцип презумпции невиновности судьей не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу ООО «Билд», не усматривается.
Сроки давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Обстоятельств, которые могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта и постановления должностного лица, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Верховный Суд Республики Крым,
р е ш и л:
жалобу защитника ООО «Билд» Хуснуллина И.Р. на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 23.12 2020 года по делу №12-502/2020 и постановление должностного лица от 14.02.2020 года - оставить без удовлетворения.
Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 23.12 2020 года №12-502/2020 и постановление должностного лица от 14.02.2020 года в отношении ООО «Билд», в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.1 Закона Республики Крым от 25.06.2015 года №117-ЗРК «Об административных правонарушениях» – оставить без изменения.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья <данные изъяты> Е.Г. Тимошенко
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>