ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-427/2016 от 15.06.2016 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Сухопаров В.И. Дело № 21-427/2016

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного суда Республики Коми Машкина И.М.

при секретаре Глобу Н.В.,

рассмотрев 15 июня 2016 года жалобу главы сельского поселения "ФИО1 ФИО2 на решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 05 мая 2016 года, которым постановление государственного инспектора Сыктывдинского района по пожарному надзору от 29.01.2016 о признании должностного лица - главы сельского поселения "Слудка" ФИО2 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде предупреждения оставлено без изменения, а жалоба должностного лица - главы сельского поселения "Слудка" ФИО2 - без удовлетворения,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора Сыктывдинского района по пожарному надзору от 29.01.2016 глава сельского поселения "Слудка" ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде предупреждения.

Не согласившись с указанным постановлением должностного лица, глава СП "Слудка" ФИО2 обратилась в суд с жалобой, в которой просила его отменить, указывая на отсутствие в ее действиях состава административного правонарушения.

По итогам рассмотрения жалобы главы СП "Слудка" ФИО2 судом вынесено вышеизложенное решение.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми, глава СП "Слудка" ФИО2 просит отменить постановление должностного лица и решение судьи, указывая на то, что содержание проездов и проходов к частным домам не относится к полномочиям СП "Слудка".

Изучив материалы дела, заслушав объяснения главы СП "Слудка" ФИО2, считаю, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением является нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.

Из материалов дела следует, что решением совета СП "Слудка" от <Дата обезличена><Номер обезличен> главой СП "Слудка" избрана ФИО2

На основании распоряжения начальника ОНД Сыктывдинского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Коми <Номер обезличен> от <Дата обезличена> в период с <Дата обезличена> в связи с поступлением обращения гр.ФИО3 была проведена внеплановая проверка в отношении администрации СП "Слудка" на предмет соблюдения требований пожарной безопасности на территории населенного пункта с.Слудка Сыктывдинского района Республики Коми.

В ходе проведения проверки выявлены нарушения в реализации полномочий требований пожарной безопасности, не обеспечено исправное содержание проездов, расположенных около д. <Адрес обезличен>, а также проезда, расположенного около домов <Адрес обезличен>, что является нарушением требований ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ " О пожарной безопасности"; ч.3 ст.4, п.4 ст.6 и п.6. ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п.75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2012 № 390.

По результатам проверки составлен акт проверки <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, в котором зафиксированы вышеизложенные нарушения, а также заключение от <Дата обезличена>, согласно которому, факты, изложенные ФИО3 о нарушениях требований пожарной безопасности на территории СП "Слудка" подтвердились, о чем направлен ответ заявителю и указано на направление рапорта начальнику ГУ МЧС России по ... для привлечения администрацию СП "Слудка" к административной ответственности.

В связи с выявленными нарушениями требований пожарной безопасности в отношении главы администрации СП "Слудка" ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении № 5 от 28.01.2016, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Постановлением государственного инспектора Сыктывдинского района по пожарному надзору №5 от 29.01.2016 глава администрации СП "Слудка" ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ей назначено наказание в виде предупреждения

Факт совершения административного правонарушения и виновность главы администрации СП "Слудка" ФИО2 в совершении административного правонарушения подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, оцененными должностным лицом и судьей на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Доводы жалобы сводятся к тому, что администрация СП "Слудка" не является субъектом вмененного ей административного правонарушения, поскольку содержание проездов, расположенных около <Адрес обезличен>, а также проезда, расположенного около домов <Адрес обезличен> не относится к полномочиям СП "Слудка", поскольку указанные домовладения являются частными. Данные доводы являются несостоятельными в силу следующего.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

В соответствии со статьёй 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Статьей 20 указанного Закона о пожарной безопасности установлено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения устанавливаются Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Согласно пункту 9 части 1 и части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В статье 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района обеспечение первичных мер пожарной безопасности не относится.

Статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", определяя полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов либо городского округа, не возлагает каких-либо обязанностей в этой части на органы местного самоуправления муниципальных районов.

Согласно Уставу МО СП "Слудка" к вопросам местного значения сельского поселения относится в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. (п.п.4 п.1 ст.7)

В соответствии со статьёй 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.

Согласно Правилам Благоустройства территории муниципального образования сельского поселения "Слудка", утвержденным решением Совета сельского поселения "Слудка" от 21.09.2015 № 10/9-1 к объектам благоустройства территории относятся, в том числе улицы. Проезды, дороги, внутри дворовые территории. Владельцы объектов благоустройства территории обязаны их содержать в чистоте, снег должен вывозиться в специально установленные администрацией сельского поселения "Слудка" места. Владельцы частных домовладений обязаны качественно и своевременно производить очистку придомовой территории от снега (пункты 2.2, 3.1-3.2, 3.6, 3.13).

В соответствии с п. 9 ст. 7 Устава сельского поселения "Слудка" содержание улиц осуществляется администрацией сельского поселения "Слудка" в рамках благоустройства.

Бесспорных доказательств того, что спорные участки улиц являются придомовой территорией, не имеется в материалах дела.

Из сообщения администрации МО МР "Сыктывдинский" от <Дата обезличена><Номер обезличен> следует, что в реестре муниципальной собственности МР "Сыктывдинский" внутрисельские проезды вдоль жилых домов по улицам <Адрес обезличен> не значатся. Согласно действующим СНиП данные дороги не являются автомобильными дорогами общего пользования местного значения, должны состоять на балансе администрации СП "Слудка".

Таким образом, администрация СП "Слудка" является лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности на объектах, расположенных в границах указанного сельского поселения, поскольку данные полномочия предусмотрены федеральным законодательством и Уставом администрации СП "Слудка". Вопреки доводам жалобы недостаточность денежных средств не освобождает администрацию сельского поселения от исполнения законодательства о пожарной безопасности.

Учитывая, что из представленных фотоматериалов, рапорта и заключения по результатам проверки следует, что на территории СП "Слудка проезды около домов 3<Адрес обезличен> а также проезда, расположенного около <Адрес обезличен>, не очищены от снега, что безусловно затрудняет беспрепятственный проезд пожарной техники к месту пожара, то вывод суда о наличии в действиях администрация СП "Слудка" вменяемого состава административного правонарушения, является верным.

В связи с изложенным доводы жалобы о том, что администрация СП "Слудка" не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, несостоятельны и правомерно отклонены судьей Сыктывдинского районного суда.

Иная оценка лицом, привлекаемым к административной ответственности, обстоятельств дела и представленных в материалы дела доказательств, иное толкование норм права, не свидетельствуют об ошибочности выводов должностного лица и незаконности вынесенного по делу решения судьи.

Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что главой администрации СП "Слудка", как должностным лицом, не были приняты все зависящие от нее меры по соблюдению требований пожарной безопасности. Сведений о наличии обстоятельств, объективно препятствующих администрации выполнению установленных законом обязанностей, в материалы дела не представлено.

Обстоятельства дела выяснены всесторонне, полно и объективно. Выводы о наличии в действиях главы администрации СП "Слудка" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, являются обоснованными.

Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу решения, являющихся существенными и препятствующими рассмотрению данного дела полно, всесторонне и объективно, в соответствии с требованиями законодательства, при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении и судебного решения не допущено.

Административное наказание назначено главе администрации СП "Слудка" ФИО2 соответствии с требованиями статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, соответствует принципам соразмерности и справедливости назначения наказания.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

решение судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 05 мая 2016 года и постановление государственного инспектора Сыктывдинского района по пожарному надзору от 29 января 2016 года оставить без изменения, жалобу главы администрации СП "Слудка" ФИО2 - без удовлетворения.

Судья подпись И.М.Машкина

Копия верна: судья -