ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-51/2021 от 17.02.2021 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Михеева С.А.

№ 21-51/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

17.02.2021

г. Петрозаводск

Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу ЗАО "Шуялес" на постановление начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия от 15.10.2020, решение судьи Пряжинского районного суда Республики Карелия от 25.12.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 КоАП РФ, в отношении ЗАО "Шуялес",

установил:

постановлением начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия от 15.10.2020, оставленным без изменения решением судьи Пряжинского районного суда Республики Карелия от 25.12.2021, ЗАО "Шуялес" (далее - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 140000 руб.

С такими постановлением должностного лица и решением судьи не согласно Общество, в поданной жалобе просит их отменить и прекратить производство по делу. Указывает, что в 2019 г. на арендованном лесном участке в полном объеме выполнило мероприятия по воспроизводству лесов, предусмотренные Проектом освоения лесов (осветление и прочистка). Согласно п. 2.17.3.2, 2.17.3.4 Лесохозяйственного регламента Пряжинского лесничества прореживания и проходные рубки к воспроизводству лесов не относятся. Предусмотренные данным Проектом объемы прореживаний и проходных рубок включены в объем расчетной лесосеки и учтены в размере арендных платежей. Указанные объемы рубок, согласно табл. 6.2.4 являются предельно допустимым объемом изъятия древесины, а не обязательным к изъятию. Необходимость указывать в отчете о воспроизводстве лесов по форме 1-ВЛ объемы прореживаний и проходных рубок в числе мероприятий по воспроизводству лесов, согласно приказу Минприроды России от 21.08.2017 № 452, не означает отнесение данных видов рубок к воспроизводству лесов.

Заслушав защитника (...) поддержавшую доводы жалобы, представителя административного органа (...) возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив дело, прихожу к следующему.

В соответствии с ст. 8.27 КоАП РФ нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

В силу п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 61 Лесного кодекса РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству. Воспроизводство лесов включает в себя, в том числе, уход за лесами.

Согласно ст. 64 Лесного кодекса РФ уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов. Правила ухода за лесами устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В силу п. 3 Правил ухода за лесами, утвержденных приказом Минприроды России от 22.11.2017 № 626 (далее - Правила), действовавших в период совершения вменяемого правонарушения, уход за лесами осуществляется в соответствии с настоящими Правилами в объемах по видам мероприятий, указанных в лесных планах субъектов РФ, лесохозяйственных регламентах лесничеств (лесопарков), в проектах освоения лесов.

Уход за лесами должен осуществляться, в том числе, лицами, использующими леса на основании договора аренды лесного участка (п. 4 Правил).

Согласно п.п. 6 и 10 Правил к мероприятиям по уходу за лесами относятся рубки, проводимые в целях ухода за лесными насаждениями. В зависимости от возраста лесных насаждений и целей ухода за лесами осуществляются различные виды рубок ухода за лесами, в том числе рубки прореживания, направленные на создание в лесных насаждениях благоприятных условий для формирования стволов и крон лучших деревьев; проходные рубки, направленные на создание благоприятных условий роста лучших деревьев, увеличения их прироста, продолжения (завершения) формирования структуры насаждений.

Форма № 1-ВЛ отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении (приложение № 2 к приказу Минприроды России от 21.08.2017 № 452) предусматривает необходимость указания объемов и площади рубок прореживания и проходных рубок в числе мероприятий по уходу за лесами (строка 19).

Указанные виды рубок в настоящее время также отнесены к рубкам ухода пунктом 10 действующих в настоящее время Правил ухода за лесами, утвержденных приказом Минприроды России от 30.07.2020 № 534 и вступивших в действие 01.01.2021.

В связи с изложенным доводы жалобы о том, что проходные рубки и рубки прореживания не относятся к воспроизводству лесов, не основаны на законодательстве.

Из положений Лесохозяйственного регламента Пряжинского лесничества не следует, что приведенные виды рубок ухода не должны осуществляться на участках лесничества.

В силу п. 11 Правил в защитных лесах проходные рубки, рубки прореживания, рубки сохранения лесных насаждений, рубки обновления лесных насаждений, рубки переформирования лесных насаждений, рубки реконструкции, ландшафтные рубки должны осуществляться в соответствии с проектом ухода за лесами, который составляется лицом, осуществляющим такие рубки.

Основанием привлечения Общества к административной ответственности послужили выявленные 10.01.2020 при изучении представленного в ГКУ РК "Пряжинское центральное лесничество" отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении (форма 1- ВЛ), отчета об использовании лесов (форма 1 - ИЛ) за январь-декабрь 2019 г. следующие обстоятельства. Общество, являясь по договору арендатором лесного участка, расположенного в кварталах Сяпсинского участкового лесничества (...) в нарушение вышеуказанных требований лесного законодательства, договора аренды и табл. 6.2.4 Проекта освоения лесов не выполнило в полном объеме мероприятия по уходу за лесами (рубки прореживания, проходные рубки). Так, Обществом выполнены рубки прореживания в объеме 496 куб.м на площади 16,9 га (при требуемом ликвидном объеме 2600 куб.м на площади 160,7 га), проходные рубки в объеме 10665 куб.м на площади 257,5 га (при требуемом ликвидном объеме 15400 куб.м на площади 514,3 га).

Указанные обстоятельства и вина Общества в совершении административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении, Проектом освоения лесов, договором аренды с приложениями к нему, актом о фактическом выполнении мероприятий по рубкам ухода за лесом в 2019 г., выпиской из ЕГРЮЛ, отчетами о воспроизводстве лесов об использовании лесов за январь-декабрь 2019 г., иными материалами дела, объяснениями представителя административного органа.

Соответствующие объемы выполненных рубок прореживания и проходных рубок Общество признает, полагая об отсутствии в таких действиях нарушений лесного законодательства.

Вместе с тем, доводы жалобы о том, что указанный в постановлении объем рубок ухода за лесами является максимально допустимым и не исключает выполнение их в меньшем объеме, не находят подтверждения. По смыслу ст.ст. 19, 81 - 84 Лесного кодекса РФ уход за лесами является обязанностью арендатора. Из материалов дела следует, что Общество арендует указанный в постановлении лесной участок, находящийся в государственной собственности, в целях лесозаготовки. Согласно п. 1.4 договора аренды ежегодный объем заготовки древесины приведен в приложении № 3 к договору. Пунктом 4.4.5 договора предусмотрена обязанность арендатора по осуществлению мероприятий по воспроизводству лесов на лесном участке. Ежегодный объем рубок ухода в 2019 г. согласно приложению 3 к договору аренды, утвержденному дополнительным соглашением к договору от 05.12.2017, составляет 18 тыс. куб. м. ликвидной древесины. Из договора аренды или Проекта освоения лесов не следует право арендатора определять ежегодный объем рубок ухода по своему усмотрению в пределах указанного объема. В дело не представлено доказательств согласования с арендодателем иных условий договора аренды в части объема рубок ухода.

Положения ст. 29 Лесного кодекса РФ, запрещающие превышать установленные объемы изъятия древесины, как и условия Проекта освоения лесов о том, что указанные в постановлении объемы заготовки древесины при прореживании и проходных рубках являются предельно допустимыми, не имеют непосредственного отношения к вменяемому правонарушению. Оно выражается не в нарушении правил заготовки древесины, а в невыполнении публично-правовой обязанности лесопользователя по уходу за лесами в согласованном в договоре аренды объеме.

Заслуживает оценки также то обстоятельство, что 19.03.2019 лесничеством в адрес Общества заблаговременно была направлена претензия. В ней представитель арендодателя напомнил предприятию объемы и виды подлежащих выполнению в текущем году рубок ухода, сообщив также о том, что, исходя из поданных арендатором лесных деклараций, есть вероятность недовыполнения им указанных рубок.

При возникновении после получения претензии какой-либо неясности лесозаготовитель имел возможность своевременно обратиться к арендодателю по поводу уточнения объемов и видов предстоящих рубок ухода, в том числе, предложив оформить дополнительное соглашение к договору аренды об иных объемах рубок, не противоречащее Проекту освоения лесов. Подобной инициативы арендатор не проявлял.

С учетом изложенного в действиях лесопользователя правомерно усмотрен состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ.

По делу назначено административное наказание с применением ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, в связи с чем оснований полагать о его излишней строгости не имеется.

Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену или изменение обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи, не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения поданной жалобы, в том числе по изложенным в ней доводам, не имеется.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия от 15.10.2020, решение судьи Пряжинского районного суда Республики Карелия от 25.12.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 КоАП РФ, в отношении ЗАО "Шуялес" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Решение вступает в силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Судья

С.В. Щепалов