ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-537/2021 от 08.12.2021 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 21-537/2021

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Тюмень

Судья Тюменского областного суда Ревякин А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу АО «Транснефть-Сибирь» в лице представителя ФИО1 на решение судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 16 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении АО «Транснефть-Сибирь»,

у с т а н о в и л:

Постановлением старшего государственного инспектора ХМАО-Югры в области охраны окружающей среды Советского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры<.......> от 18 мая 2021 года АО «Транснефть-Сибирь» привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Не согласившись с указанными постановлением, АО «Транснефть-Сибирь» обратилось в суд с жалобой, в которой просило постановление должностного лица от 18 мая 2021 года отменить, прекратить производство по делу об административном правонарушении.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 16 сентября 2021 года постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлено без изменения, жалоба АО «Транснефть-Сибирь» оставлена без удовлетворения.

С данным решением не согласно АО «Транснефть-Сибирь» в лице представителя ФИО1, который в жалобе просит постановление должностного лица от 18 мая 2021 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 16 сентября 2021 года отменить, указывая, что на момент составления протокола об административном правонарушении договор аренды от 10.12.2018 года не действовал, а в отношении прежнего объекта аренды (лесного участка) заключен новый договор аренды от 08.10.2019 года. Обращает внимание, что между Обществом и Департаментом недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры 19.05.2021 года заключено соглашение о расторжении договора аренды лесного участка от 10.12.2018 года, в котором указано, что стороны пришли к соглашению о расторжении договора с 08 ноября 2019 года. Считает, что в действиях АО «Транснефть-Сибирь отсутствует событие административного правонарушения. Указывает, что в период заключения договора аренды лесного участка от 10.12.2018 года законодательство не предусматривало обязанность выполнять работы по лесовосстановлению на спорном лесном участке.

Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения защитников АО «Транснефть-Сибирь» ФИО1, ФИО2, просивших об удовлетворении жалобы, нахожу постановление должностного лица по делу об административном правонарушении от 18 мая 2021 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 16 сентября 2021 года не подлежащими отмене либо изменению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Согласно ч. 1 ст. 19 Лесного кодекса РФ мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.

В силу ч. 1 ст. 62 Лесного кодекса РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству.

Воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению (ч. 3 ст. 62 Лесного кодекса РФ).

Частью 1 статьи 63.1 Лесного кодекса РФ установлено, что за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, на площади, равной площади вырубаемых лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, за исключением случая, предусмотренного частью 3 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, в том числе в связи с переводом земель лесного фонда в земли иных категорий, на площади, равной площади такого земельного участка, за исключением случаев перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов, установлен Правилами выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 566 от 07.05.2019 года.

Согласно п. 2 Правил работы по лесовосстановлению или лесоразведению осуществляются в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, настоящими Правилами, правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с частью 3 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации, или правилами лесоразведения, установленными в соответствии с частью 2 статьи 63 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно проекту лесовосстановления или проекту лесоразведения, которые составлены в порядке, предусмотренном статьями 89.1 и 89.2 Лесного кодекса Российской Федерации соответственно.

Пунктом 3 правил установлено, что работы по лесовосстановлению или лесоразведению осуществляются на землях, предназначенных для искусственного или комбинированного лесовосстановления или лесоразведения (вырубки, гари, пустыри, прогалины и другие), в составе земель лесного фонда, населенных пунктов, особо охраняемых природных территорий, без предоставления лесного участка.

Работы по лесовосстановлению лицами, осуществляющими рубку лесных насаждений, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, проводятся искусственным или комбинированным способом (п. 4 Правил).

В соответствии с п. 5 Правил лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.

Как следует из материалов дела, 10 декабря 2018 года между Департаментом недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры (арендодатель) и АО «Транснефть» (арендатор) был заключен договор аренды лесного участка <.......> для целей строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (ст. 45 Лесного кодекса РФ) со сроком действия 11 месяцев с даты подписания.

Согласно п.п. «л» п. 3.4 договора арендатор обязан осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов.

В период с 24.02.2019 года по 09.11.2019 года АО «Транснефть-Сибирь» на лесных участках, расположенных в границах кварталов: <.......> (выдела <.......>), <.......> (выдела <.......>), <.......> (выдела <.......>), <.......> (выдела <.......>), <.......> (выдела <.......>), <.......> (выдела <.......>), <.......> (выдела <.......>), <.......> (выдела <.......>), <.......> (выдела <.......>), <.......> (выдела <.......>), <.......> выдела <.......>), <.......> (выдела <.......>), <.......> (выдела <.......>), <.......> (выдела <.......>), <.......> (выдела <.......>) <.......> участкового лесничества;

- в границах кварталов: <.......> (выдела <.......>), <.......> выдела (<.......>), <.......> (выдела <.......>) <.......> участкового лесничества;

- в границах кварталов: <.......> (выдела <.......>), <.......> (выдела <.......>), <.......> (выдела <.......>), <.......> (выдела <.......>), <.......> (выдела <.......>), <.......> (выдела <.......>), <.......> (выдела <.......>) <.......> участкового лесничества <.......> - лесничества, <.......>, произвело вырубку лесных насаждений на площади 80,6912 га, объёмом 5485,2 м3 - по лесной декларации от 13.02.2019 года <.......> к договору аренды от 10.12.2018 <.......> лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, под объект: «<.......>». Замена трубы на участке 26-68,15 км, 100,8-124.7, Д-820мм. Урайское УМН. Реконструкция.», категория земель - земли лесного фонда». Срок использования лесного участка согласно лесной декларации от 13.02.2019 <.......> истек в 24 часа 00 минут 09.11.2019 года.

09.03.2021 года АО «Транснефть-Сибирь» согласовало в Департаменте недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры проект искусственного лесовосстановления на площади 175,603га, то есть спустя 4 месяца после истечения установленного срока, а также разместило информацию на официальном сайте Департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры.

Таким образом, юридическое лицо АО «Транснефть-Сибирь», являясь лицом, использующим леса в соответствии со ст. 45 Лесного кодекса РФ по договору аренды лесного участка от 10.12.2018 года <.......>, в период времени февраль-ноябрь 2019 года осуществило вырубку лесных насаждений на площади 80,6912 га по лесной декларации от 13.02.2019 года, срок действия которой истек 09.11.2019 года, и в период с 09.11.2019 года по 09.11.2020 года не выполнило обязательные работы по лесовосстановлению и лесоразведению в границах территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на площади, равной площади вырубленных им лесных насаждений (80,6912 га), не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.

Факт совершения АО «Транснефть-Сибирь» административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается: письмо Депнедра и природных ресурсов Югры от 08 сентября 2020 года; письмо Депнедра и природных ресурсов Югры от 18 февраля 2021 года; договором аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов <.......> от 10 декабря 2018 года; лесной декларацией <.......> от 13 февраля 2019 года; отчетом об использовании лесов; служебной запиской от 14 сентября 2020 года; проектом освоения лесов; проектом искусственного лесовосстановления лесного участка от 09 марта 2021 года; протоколом об административном правонарушении <.......> от 14 апреля 2021 года и другими материалами дела.

Вышеуказанные доказательства полностью согласуются между собой и свидетельствуют о виновности юридического лица АО «Транснефть-Сибирь» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оценка имеющимся в деле доказательствам дана судьей районного суда по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

Вопреки доводам жалобы, должностным лицом верно вменено АО «Транснефть-Сибирь» нарушение ч. 1 ст. 63.1 Лесного кодекса РФ, поскольку АО «Транснефть-Сибирь» осуществляло рубку лесных насаждений в период времени с февраля по ноябрь 2019 года и, соответственно используя леса для выполнения работ по строительству, реконструкции, эксплуатации линейных объектов в соответствии со ст. 45 Лесного кодекса РФ, обязано было руководствоваться ст. 63.1 Лесного кодекса РФ, введенной Федеральным законом от 19.07.2018 года № 212-ФЗ, что прямо предусмотрено п.п. «л» п. 3.4 договора аренды лесного участка <.......> от 10 декабря 2018 года.

При таких обстоятельствах, должностное лицо административного органа правильно своим постановлением от 18 мая 2021 года привлекло АО «Транснефть-Сибирь» к административной ответственности по ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а судья районного суда обоснованно отказал АО «Транснефть-Сибирь» в удовлетворении жалобы.

Доводы жалобы об окончании срока договора аренды являются несостоятельными, поскольку договор аренды лесного участка <.......> от 10 декабря 2018 года был расторгнут сторонами 19 мая 2021 года, то есть после вынесения оспариваемого постановления должностного лица административного органа от 18 мая 2021 года, в связи с чем указанные обстоятельства не являются основанием для прекращения производства по делу.

Доводы, изложенные в жалобе АО «Транснефть-Сибирь», основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства и указаны с целью избежать ответственность за совершенное административное правонарушение, посягающее на нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению, поэтому не могут повлечь отмену обжалуемого постановления должностного лица и решения судьи районного суда.

Порядок привлечения АО «Транснефть-Сибирь» к административной ответственности не нарушен, наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 3.1., 4.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях в размере, предусмотренном санкцией ст. 8.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемых постановления должностного лица административного органа и решения судьи районного суда, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.1., ст. 30.6., п. 1 ч. 1 ст. 30.7., ст. 30.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

Постановление старшего государственного инспектора ХМАО-Югры в области охраны окружающей среды Советского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры<.......> от 18 мая 2021 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 16 сентября 2021 года в отношении оставить без изменения, жалобу АО «Транснефть-Сибирь» - без удовлетворения.

Судья Тюменского областного суда А.В. Ревякин