ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-548/2021 от 29.09.2021 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

№ 21-548/2021

РЕШЕНИЕ

29 сентября 2021 года г. Оренбург

Судья Оренбургского областного суда Каширская Е.Н., при секретаре Мустафиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Мураева А.А. на постановление государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 9 июля 2021 года и решение судьи Сорочинского районного суда Оренбургской области от 2 августа 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «***» Мураева Анатолия Алексеевича,

установил:

постановлением государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 9 июля 2021 года директор общества с ограниченной ответственностью «***» (далее - ООО «***», общество) Мураев А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Сорочинского районного суда Оренбургской области от 2 августа 2021 года постановление должностного лица изменено путем исключения выводов о наличии в действиях директора ООО «***» Мураева А.А. обстоятельств, отягчающих административную ответственность - жалобы жителей города Сорочинска жилых массивов, прилегающих к территории предприятия на неблагоприятную окружающую среду и периодические репортажи средства массовой информации о негативном воздействии предприятия на атмосферный воздух города Сорочинска, снижения размера назначенного наказания в виде административного штрафа до 19 000 рублей.

В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, Мураев А.А. просит об отмене состоявшихся в отношении него актов, ссылаясь на их незаконность.

В возражениях должностное лицо, вынесшее постановление о назначении наказания, полагает решение судьи законным и обоснованным.

В судебном заседании принял участие Мураев А.А., поддержавший доводы жалобы.

Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, состоявшегося 29 сентября 2021 года, не явилось.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы и возражений, выслушав участника процесса, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 8.46 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

Пунктом 1 ст. 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ) установлено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Пунктом 6 ст. 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ установлено, что сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений: о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность; об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды; об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

Сведения, указанные в абзацах втором и третьем п. 6 названной статьи, представляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в срок не позднее чем через тридцать дней со дня государственной регистрации таких изменений (п. 7 ст. 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ).

Из материалов дела следует, что 27 мая 2021 года должностным лицом министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области в ходе проведения внеплановой выездной проверки по соблюдению требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха при осуществлении административной и хозяйственной деятельности ООО «***» установлен факт несвоевременного выполнения обязанности по актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (промплощадка ООО «***», код объекта 53-0256-000754-П), согласно используемых в осуществлении деятельности по сливу (наливу) нефти стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а именно: не поставлены на учет неорганизованные стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - площадки накопительных емкостей железнодорожной сливо-наливной эстакады для нефтепродуктов, подземные емкости ЕП-3, ЕП-4 (объем 60м2), дыхательные клапаны.

Указанные обстоятельства, отраженные в акте проверки, послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении в отношении директора ООО «***» Мураева А.А. по ст. 8.46 КоАП РФ и последующего привлечения названного лица к административной ответственности по этой норме.

Приведенные обстоятельства доводами жалобы не оспариваются и подтверждаются собранными доказательствами: приказом о проведении внеплановой выездной проверки от 23 апреля 2021 года № 182, актом проверки от 27 мая 2021 года № 6ВП-3, протоколами результатов испытаний проб атмосферного воздуха, протоколом об административном правонарушении от 29 июня 2021 года и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

При рассмотрении жалобы в суде второй инстанции Мураев А.А., не оспаривая обстоятельств совершения административного правонарушения, показал, что выявленные нарушения в настоящее время устранены.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

В соответствии с приказом от 17 мая 2019 года № 1 Мураев А.А. назначен на должность директора ООО «***».

В силу изложенного, действия Мураева А.А. квалифицированы по ст. 8.46 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного кодекса и законодательства в области охраны окружающей среды.

Вопреки доводам жалобы отсутствуют данные, свидетельствующие о нарушении в ходе проверки требований ч. 16 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», согласно которым о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в п. 2 ч. 2 этой статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

Из материалов дела следует, что фактически проверка министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области проведена с 17 по 27 мая 2021 года на основании приказа руководителя названного административного органа от 23 апреля 2021 года № 182, согласованного с прокуратурой, копия которого получено обществом 12 мая 2021 года по электронной почте (***), адрес которой указан на официальном сайте ООО «***» в сети Интернет (***). Факт получения обществом извещения о проведении проверки и копии распоряжения 12 мая 2021 года подтверждается доводами жалобы и приобщенным к жалобе скриншотом извещения.

Кроме того, при рассмотрении дела в суде Мураев А.А. подтвердил, что 17 мая 2021 года должностным лицом министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области был осуществлен выход на объект проверки, произведен визуальный осмотр и обследование территории, произведен отбор проб, запрошены необходимые документы. Ранее 17 мая 2021 года в рамках названной проверки мероприятия по контролю в отношении общества не проводились.

При изложенных обстоятельств оснований судить о нарушении требований ч. 16 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ не имеется. Фактически к проверке министерство приступило только 17 мая 2021 года, то есть по истечении 24 часов после уведомления о проведении проверки.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Административное наказание назначено директору ООО «***» Мураеву А.А. по правилам ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Состоявшиеся по делу постановление должностного лица и решение судьи районного суда сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными и оснований для их отмены или изменения не усматривается.

Руководствуясь ст.ст. 30.9, 30.1 - 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 9 июля 2021 года , с учетом внесенных в него изменений решением судьи Сорочинского районного суда Оренбургской области от 2 августа 2021 года, и решение судьи Сорочинского районного суда Оренбургской области от 2 августа 2021 года, вынесенные в отношении директора ООО «***» Мураева А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу Мураева А.А. - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Оренбургского

областного суда Е.Н. Каширская