ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-583/2022 от 09.06.2022 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья Бегишева Н.В. дело № 21-583/2022

Р Е Ш Е Н И Е

г. Самара 09 июня 2022 года

Судья Самарского областного суда Давыдова С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу исполняющего обязанности директора Общества с ограниченной ответственностью «ТЕМА» ФИО3 на решение судьи Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 15.02.2022, которым

постановление административной комиссии городского округа Новокуйбышевск № 835 от 29.09.2021 о признании Общества с ограниченной ответственностью «ТЕМА» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 4.2 Закона Самарской области №115-ГД от 01.11.2007 «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» оставлено без изменения,

установила:

Постановлением № 835 административной комиссии городского округа Новокуйбышевск Самарской области от 29.09.2021 юридическое лицо – Общество с ограниченной ответственностью «ТЕМА» (далее – ООО «ТЕМА» или Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 4.2 Закона Самарской области № 115-ГД от 01.11.2007 «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей (л.д. 54-56).

Не согласившись с привлечением к административной ответственности, директор ООО «ТЕМА» ФИО2 обратился с жалобой в Новокуйбышевский городской суд Самарской области (л.д. 2-8)

15.02.2022 судьей Новокуйбышевского городского суда постановлено вышеуказанное решение (л.д. 169-174).

В настоящей жалобе, поступившей на рассмотрение в Самарский областной суд, исполняющий обязанности директора ООО «Тема» ФИО3 просит отменить постановление административного органа и решение суда, прекратить производство по делу об административном правонарушении, указывая доводы необоснованности привлечения Общества к административной ответственности (л.д. 180-182).

В судебное заседание заявитель не явился, извещение Общества о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, надлежащее.

Проверив материалы дела с учетом доводов жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 4 статьи 4.2 Закона Самарской области от 01.11.2007 № 115-ГД нарушение сроков производства работ, установленных в разрешении либо в графике проведения работ, а также неисполнение требований, содержащихся в акте, определяющем состояние элементов благоустройства до начала работ и объемы восстановления, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

На территории городского округа Новокуйбышевск действуют Правила благоустройства территории городского округа Новокуйбышевск Самарской области, утвержденные Решением Думы городского округа Новокуйбышевск от 18.10.2017 № 382 (в редакции Решения Думы городского округа Новокуйбышевск от 30.10.2018 №524, от 28.03.2019 № 580, от 30.08.2019 № 635, от 15.04.2021 № 178), которые предусматривают комплекс мероприятий, направленных на организацию содержания и благоустройства территории городского округа Новокуйбышевск (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованием улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм). Правила содержат требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения. Устанавливают прядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий (часть 2 статьи 1 Правил).

Частью 3 статьи 1 Правил предусмотрено, что правила обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами.

Пунктом 23 части 4 статьи 1 Правил определено, что земляные работы - работы, связанные с разрытием грунта или вскрытием дорожных покрытий.

Пунктом 24 части 1 статьи 1 Правил, лицо, проводящее земляные работы - лицо, получившее разрешение на осуществление земляных работ или лицо, осуществляющее аварийные работы.

Статьей 33 Правил предусмотрены общие требования к осуществлению земляных работ.

Выполнение положений настоящей статьи является обязательным для заказчика проведения земляных работ, производителя работ, в том числе связанных с проектированием, строительством, ремонтом и эксплуатацией подземных сооружений и коммуникаций на территории городского округа (часть 1 статьи 33 Правил).

В соответствии с частью 2 статьи 33 Правил, разрешение на осуществление земляных работ выдается заказчику.

Предоставление разрешения на осуществление земляных работ осуществляется администрацией городского округа Новокуйбышевск в лице структурного подразделения - управления административно-контрольной работы (далее по тексту - Управление АКР) в порядке, установленном приказом министерства строительства Самарской области (часть 3 статья 33 Правил).

В соответствии с частью 4 статьи 33 Правил, перед получением разрешения на осуществление земляных работ составляется акт, определяющий состояние элементов благоустройства до начала работ и объемы восстановления (далее по тексту - Акт) и схема благоустройства земельного участка, на котором предполагается осуществить земляные работы, с графиком проведения земляных работ и последующих работ по благоустройству (далее по тексту - схема благоустройства земельного участка).

Осуществление земляных работ, в том числе по прокладке и переустройству подземных сооружений, возможно только при наличии разработанной и согласованной в установленном порядке технической документации, и разрешения на их проведение, выданного в соответствии с порядком, установленным приказом министерства строительства Самарской области (часть 8 статья 33 Правил).

Часть 9 статьи 33 Правил предусматривает обязанности заказчика земляных работ: получить разрешение на осуществление земляных работ; контролировать сроки производства работ, качество восстановления благоустройства нарушенного при производстве работ; в процессе выполнения работ информировать Управление АКР об изменении условий, на основании которых производилась выдача разрешения, в срок, не превышающий пяти рабочих дней после возникновения обстоятельств, свидетельствующих об изменении условий.

Часть 10 статьи 33 Правил предусматривает обязанности производителя земляных работ:

- соблюдать сроки производства работ, установленные в разрешении либо в графике проведения работ (пункт 14 часть 10 статья 33 Правил);

- после завершения работ в пределах срока действия разрешения (уведомления, направленного при проведении аварийных работ) выполнить восстановление элементов благоустройства, в том числе демонтировать временное ограждение (пункт 16 часть 10 статья 33 Правил).

В соответствии с частью 11 статьи 33 Правил, ведение земляных работ осуществляется в соответствии с графиком проведения земляных работ. В случае изменения графика проведения земляных работ заказчик проведения земляных работ обязан уведомить об этом Управление АКР для внесения соответствующих изменений в разрешение. При невыполнении работ в установленный срок, разрешение может быть продлено. Заявление о продлении cpoка осуществления земляных работ подается заказчиком, не менее чем за три рабочих дня до истечения срока окончания работ, указанного в разрешении. Форма заявления о продлении cpока осуществления земляных работ утверждается постановлением администрации городского округа Новокуйбышевск.

Уполномоченное на выдачу разрешения лицо устанавливает сроки проведения работ, полного восстановления нарушенного благоустройства с учетом поданного заявления, существующих норм продолжительности строительства, ремонтных работ и местных условий, а также условий согласования проведения работ обслуживающими организациями.

В соответствии с частью 38 статьи 33 Правил, после завершения работ, нарушенные объекты благоустройства подлежат восстановлению в сроки, установленные в разрешении или уведомлении, направленном при проведении аварийных работ.

В соответствии с частью 39 статьи 33 Правил, факт восстановления (не восстановления) благоустройства территории фиксируется актом с участием представителей Управления АКР, собственника (владельца, пользователя) земельного участка, заказчика и производителя работ (его представителя).

К акту прилагаются фотографии места проведения работ после восстановления благоустройства. Акт должен быть представлен в Управление АКР производителем работ не позднее 5 дней после истечения срока производства работ.

При наличии обоснованных замечаний по качеству благоустройства от представителей Управления АКР, собственника (владельца, пользователя) земельного участка данные замечания отражаются в акте. Указанные замечания устраняются производителем работ, после чего акт с отметкой об устранении замечаний представляется в Управление АКР не позднее 10 дней после истечения срока окончания работ.

В соответствии с частью 41 статьи 33 Правил, в случае нарушения настоящих требований к осуществлению земляных работ, уполномоченное должностное лицо Управления АКР выдает предписание об устранении нарушений.

В соответствии с частью 3 статьи 34 Правил, выдача предписания не является обязательным документом для решения вопроса о привлечении к административной ответственности лица, допустившего нарушение.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 25 августа 2021 года в 09 часов 10 минут в ходе проведенного обследования территории г.о. Новокуйбышевск во дворе многоквартирного жилого дома № 17 по ул. Суворова, на момент обследования проводятся земляные работы. Информация о лице, проводящем работы и сроках проведения работ, отсутствует. На поверхности внутриквартального проезда и внутриквартальной дороги, расположенного вдоль указанного дома, а также в части пешеходных зон, отсутствует асфальтобетонное покрытие, площадью 250 кв.м. Отсутствует планировка грунтом, площадью 120 кв.м. На территории общего пользования складирован строительный мусор.

Разрешение осуществления земляных работ на указанном участке выдано администрации городского округа Новокуйбышевск № 229 от 08.06.2021, срок действия разрешения до 10.08.2021, на момент обследования территории срок осуществления земляных работ и полного восстановления благоустройства истек. Работы не завершены, благоустройство в полном объеме не восстановлено. Исполнителем работ на вышеуказанном участке является ООО «Тема» на основании муниципального контракта № 24/21-МК от 29.03.2021.

Так, в указанный период времени установлено, что юридическое лицо - Общество с ограниченной ответственностью «ТЕМА», ОГРН <***>, ИНН <***>, проводя земляные работы на основании муниципального контракта №24/21-МК от 29.03.2021, по ремонту внутриквартального проезда по адресу: <...> в соответствии с разрешением № 227 на осуществление земляных работ от 08.06.2021 года, действительным до 10.08.2021 года, в нарушение требований к осуществлению земляных работ, определенных Правилами благоустройства территории городского округа Новокуйбышевск, утвержденных Решением Думы городского округа Новокуйбышевск № 382 от 18.10.2017 (в ред. Решения Думы городского округа Новокуйбышевск № 178 от 15.04.2021) допустило нарушение сроков производства работ, установленных в разрешении, а именно:

- в нарушение пункта 14 части 10 статьи 33 Правил, ООО «ТЕМА», являясь производителем земляных работ, не обеспечило соблюдение сроков производства работ, установленных в разрешении и графике проведения работ;

- в нарушение пункта 16 части 10 статьи 33 Правил, после завершения работ в пределах срока действия разрешения не выполнило восстановление элементов благоустройства;

- в нарушение части 38 статьи 33 Правил, после завершения работ, нарушенные объекты благоустройства не восстановило в сроки, установленные в разрешении;

- в нарушение части 39 статьи 33 Правил, не сдало объект по Акту завершения земляных работ после истечения срока производства работ, который истек 10.08.2021.

Указанные выше нарушения послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении в отношении ООО «ТЕМА», а в дальнейшем вынесения постановления о признании ООО «ТЕМА» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 4.2 Закона Самарской области №115-ГД от 01.11.2007 «Об административных правонарушениях на территории Самарской области».

Факт совершения ООО «ТЕМА» административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами:

- протоколом № 835 об административном правонарушении от 09.09.2021 (л.д.91-92);

- актом проведенного обследования территории г.о. Новокуйбышевск от 16.08.2021 (л.д.93),

- фотоматериалом (л.д.94-115);

- копией разрешения № 227 на осуществление земляных работ от 08.06.2021(л.д.116);

- актом определяющий состояние элементов благоустройства до начала земляных работ (л.д.121);

- копией муниципального контракта № 24/21-МК (л.д.127-136);

- предписанием № 66 от 24.08.2021 (л.д.124),

- выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО «ТЕМА» (л.д.125-131) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводам жалобы, представленным в дело доказательствам, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с правилами статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом каких-либо противоречий в материалах дела или сомнений относительно виновности ООО «ТЕМА» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 4.2.Закона Самарской области № 115-ГД от 01.11.2007 года «Об административных правонарушениях на территории Самарской области, не усматривается.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса.

Вывод административного органа и суда первой инстанции о наличии в действиях ООО «ТЕМА» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 4.2 Закона Самарской области "Об административных правонарушениях" от 01.11.2007 г. №115-ГД, является правильным. Достоверность и допустимость перечисленных доказательств сомнений не вызывает.

Как следует из материалов дела, установленные в ходе проверки нарушения стали возможны в результате неисполнения и ненадлежащего исполнения ООО «ТЕМА» своих обязанностей. Состав инкриминируемого правонарушения формальный и не требует наступления общественно опасных последствий.

Поскольку требования правил благоустройства подлежат неукоснительному исполнению, все разрушения и повреждения дорожных покрытий, зеленых насаждений и иных элементов благоустройства, возникшие в ходе производства земляных работ, ликвидируются в полном объеме в сроки, указанные в разрешении, акте, определяющем состояние элементов благоустройства до начала работ и объемы восстановления, что юридическим лицом - ООО «ТЕМА» в данном случае не сделано.

В рассматриваемом случае ООО «ТЕМА» допустило нарушение требований к осуществлению земляных работ, установленных Правилами благоустройства территории г.о. Новокуйбышевска, утвержденными Решением Думы городского округа Новокуйбышевск № 382 от 18.10.2017 (в редакции от 15.04.2021), и является надлежащим субъектом вышеуказанного административного правонарушения.

Ссылки заявителя жалобы о необоснованности привлечения к административной ответственности ООО «ТЕМА» к административной ответственности по части 4 статьи 4.2 Закона Самарской области от 01.11.2007 № 115-ГД были проверены и обоснованно отклонены судом первой инстанции.

Выводы административного органа и суда основаны на полном и тщательном изучении материалов дела, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании, и являются правильными.

Вместе с тем имеются основания для изменения состоявшихся по делу актов, в части назначенного наказания в силу следующего.

В соответствии с положениями статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно статье 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с санкцией части 4 статьи 4.2 Закона Самарской области от 01.11.2007 № 115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» предусмотрено назначение наказание на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В рассматриваемом случае, административное наказание ООО «ТЕМА» назначено в виде административного штрафа, предусмотренном санкцией части 4 статьи 4.2 Закона Самарской области от 01.11.2007 № 115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» в размере 100000 рублей, с учетом наличия отягчающего вину обстоятельства, а именно невыполнения предписания № 66 от 24.08.2021.

Однако с данными выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.

Статьей 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность. Данный перечень является закрытым и не подлежит расширению, за исключением части 3 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой установлено, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть предусмотрены иные обстоятельства, отягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, отягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления.

В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Таким образом, должностное лицо необоснованно расширил установленный статьей 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, и при вынесении постановления пришел к выводу о необходимости назначить более строгое наказание с учетом обстоятельств, которые фактически признаны по делу отягчающими, хотя таковыми в силу вышеприведенных требований закона являться не могут, поскольку не предусмотрены статьей 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судьей городского суда при рассмотрении жалобы на постановление указанное нарушение требований законодательства об административных правонарушениях не устранено, в связи с чем, постановление административного органа и решение суда первой инстанции подлежат изменению путем исключения вывода о невыполнении предписания № 66 как отягчающего обстоятельства.

Таким образом, из анализа вышеприведенных норм закона следует, что установленный действующим законодательством порядок реализации административной ответственности является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и назначающих административные наказания.

Вместе с тем, Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Названный Кодекс дополнен статьей 4.1.2 "Особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям", согласно части 2 которой, В случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.

Санкция части 4 статьи 4.2 Закона Самарской области от 01.11.2007 № 115-ГД не предусматривает ответственность для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

В силу части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

ООО «ТЕМА» является микропредприятием, что подтверждается сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

Учитывая вышеизложенное, постановление административного органа и решение судьи Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 15.02.2022 по делу об административном правонарушении подлежат изменению, путем снижения размера назначенного административного штрафа со 100 000 рублей до 25 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решила:

Жалобу исполняющего обязанности директора общества с ограниченной ответственностью «ТЕМА» ФИО3 – удовлетворить частично.

Постановление № 835 административной комиссии городского округа Новокуйбышевск Самарской области от 29.09.2021 и решение судьи Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 15.02.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 4.2 Закона Самарской области №115-ГД от 01.11.2007 «Об административных правонарушениях на территории Самарской области», в отношении общества с ограниченной ответственностью «ТЕМА» изменить, исключив вывод о невыполнении предписания № 66 как отягчающего обстоятельства и снизив размер назначенного административного штрафа со 100 000 рублей до 25 000 рублей.

В остальной части принятые по делу акты - оставить без изменения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке и сроки, установленные статьями 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Самарского областного суда С.Е. Давыдова

«КОПИЯ ВЕРНА»

подпись судьи______________________________

Наименование должности

уполномоченного работника аппарата

федерального суда общей юрисдикции

помощник судьи Фомин А.В._______________

«_______»___________________________ 2022 г.