ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-623/2021 от 08.12.2021 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

№ 21-623/2021

РЕШЕНИЕ

08 декабря 2021 года г. Оренбург

Судья Оренбургского областного суда Каширская Е.Н., при секретаре Гришине К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Васильевой Е.А., действующей в интересах администрации города Орска Оренбургской области по доверенности, на постановление главного государственного инспектора города Орска и города Новотроицка по пожарному надзору - начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Орску и городу Новотроицку управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Оренбургской области от 04 августа 2021 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Орска Оренбургской области от 29 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении администрации города Орска Оренбургской области,

установил:

постановлением главного государственного инспектора города Орска и города Новотроицка по пожарному надзору - начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Орску и городу Новотроицку управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Оренбургской области от 04 августа 2021 года , оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Орска Оренбургской области от 29 сентября 2021 года, администрация города Орска Оренбургской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, заявитель просит отменить состоявшиеся по настоящему делу постановление должностного лица и решение судьи районного суда, ссылаясь на их незаконность.

Представитель администрации города Орска Оренбургской области и должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, состоявшегося 08 декабря 2021 года, в суд не явились.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32 и ст. 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления) к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

В силу ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Статьей 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности.

В соответствии с п. 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 (далее - Правила противопожарного режима) правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.

Как следует из материалов дела, 01 мая 2021 года в 11:57 часов на пульт диспетчера ЦППС СПТ 5 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Оренбургской области поступило сообщение о горении сухой травянистой растительности в районе базы отдыха «Уральская деревня» (координаты: 51.193214; 58.506636). При проверке данного сообщения должностными лицами ОНД и ПР по г. Орска и г. Новотроицка УНД и ПР ГУ МЧС России по Оренбургской области установлено, что огнем уничтожена сухая трава на площади 8,9 га.

01 мая 2021 года в 14:21 часов на пульт диспетчера ЦППС СПТ 5 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Оренбургской области поступило сообщение о горении сухой травянистой растительности в районе Никельской объездной дороги (1 км западнее ул. Борисоглебской; координаты: 51.234390 58.566750). При проверке данного сообщения должностными лицами ОНД и ПР по г. Орска и г. Новотроицка УНД и ПР ГУ МЧС России по Оренбургской области установлено, что огнем уничтожена сухая трава на площади 3 га.

05 мая 2021 года в 10:27 часов на пульт диспетчера ЦППС СПТ 5 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Оренбургской области поступило сообщение о горении сухой травянистой растительности в районе п. Лесоторговый (координаты: 51 °13"59.67"С 58°35"27.31"В). При проверке данного сообщения должностными лицами ОНД и ПР по г. Орска и г. Новотроицка УНД и ПР ГУ МЧС России по Оренбургской области установлено, что огнем уничтожена сухая трава на площади 5 га.

05 мая 2021 года в 11:35 часов в 16 ПСЧ поступило сообщение от радиотелефониста ЦППС СПТ 5 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Оренбургской области о горении сухой травянистой растительности в районе «Попов угол» г. Орска (координаты: 51°1Г59.18"С 58°32"16.14"В). При проверке данного сообщения должностными лицами ОНД и ПР по г. Орска и г. Новотроицка УНД и ПР ГУ МЧС России по Оренбургской области установлено, что огнем уничтожена сухая трава на площади 100 га.

05 мая 2021 года в 15:12 часов на пульт ЦППС СПТ 5 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Оренбургской области поступило сообщение о горении сухой травянистой растительности в районе ул. Борисоглебской г. Орска (координаты: 51°14"36.28"С 58°35"19.23"В). При проверке данного сообщения должностными лицами ОНД и ПР по г. Орска и г. Новотроицка УНД и ПР ГУ МЧС России по Оренбургской области установлено, что огнем уничтожена сухая трава на площади 5 га.

05 мая 2021 года в 17:26 часов на пульт ЦППС СПТ 5 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Оренбургской области поступило сообщение о горении сухой травянистой растительности в районе ул. Матросской г. Орска (координаты: 51°14"48.93"С 58°36"21.11"В). При проверке данного сообщения должностными лицами ОНД и ПР по г. Орска и г. Новотроицка УНД и ПР ГУ МЧС России по Оренбургской области установлено, что огнем уничтожена сухая трава на площади 3 га.

Из сведений, представленных администрацией города Орска и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии земельные участки, на которых произошли возгорания сухой травянистой растительности, расположены в границах Ленинского района г. Орска Оренбургской области, относятся к категории земель, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду и иные виды пользования не переданы.

Согласно п. 2 ст. 3.3 Федерального Закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа, в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 7 Устава муниципального образования «город Орск» Оренбургской области к вопросам местного значения города Орска относятся, в числе прочего, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах города.

В связи с допущенными нарушениями требований пожарной безопасности в отношении администрации города Орска Оренбургской области 26 июля 2021 года был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении администрация города Орска Оренбургской области привлечена к административной ответственности по названной норме.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, должностное лицо, с выводами которого согласился судья районного суда, пришел к выводу о том, что своевременная уборка мусора, сухой растительности и покос травы относятся к первичным мерам пожарной безопасности, выполнение которых является обязанностью органа местного самоуправления.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, рапортами и донесениями о пожарах, протоколами осмотров мест совершения административного правонарушения с приложением фототаблиц, схемами мест расположения земельных участков, ответами администрации города Орска Оренбургской области, сведениями из Единого государственного реестра недвижимости и другими представленными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

При изложенных обстоятельствах следует признать правильным вывод должностного лица, с которым согласился судья районного суда, о нарушении администрацией города Орска Оренбургской области требований п. 67 ППР в РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Судьей районного суда правильно указано на то, что юридическое лицо имело возможность для соблюдения пожарных требований, но администрацией не были приняты все необходимые и достаточные для этого меры.

В материалы дела представлен муниципальный контракт от 11 мая 2021 года , заключенный между Управлением жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта администрации города Орска и ООО *** на выполнение работ по уходу за городскими лесами (л.д. 13-22). Судьей районного суда дана критическая оценка муниципальному контракту со ссылкой на то, что контракт заключен после произошедших возгораний. Ставить под сомнение данную оценку оснований не имеется, поскольку в акте о приемке выполненных работ за май 2021 года отражен отчетный период с 11 по 31 мая 2021 года (л.д. 89). Сведений о том, что этот контракт исполнялся в более ранние сроки, либо работы по своевременной уборке мусора, сухой растительности и покосу травы на названных выше земельных участках проводились иной организацией, не представлено.

Деяние администрации города Орска Оренбургской области, не принявшей, несмотря на имевшуюся возможность, всех зависящих от нее мер по соблюдению обязательных требований пожарной безопасности, квалифицировано по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства, действующего в означенной области.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

При назначении административного наказания требования ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ соблюдены.

В жалобе заявитель просит применить положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ и снизить размер назначенного наказания до максимального значения.

Частью 3 ст. 4.1 указанного Кодекса определено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В силу ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II указанного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 этой статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса (ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ).

Между тем в подтверждение заявления общества о применении положений ч. 3.2 ст. 4.1 названного Кодекса надлежащих доказательств наличия исключительных обстоятельств, связанных с имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, в материалы дела не представлено.

При назначении наказания должностным лицом учитывался характер совершенного административного правонарушения, то обстоятельство, что ранее администрация привлекалась к административной ответственности, что обоснованно признано обстоятельством, отягчающим административную ответственность (постановление от 06 февраля 2020 года о назначении наказания по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, штраф оплачен 31 декабря 2020 года; постановление от 01 марта 2020 года о назначении наказания по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, штраф оплачен 03 декабря 2020 года).

При изложенных обстоятельствах не установлено оснований для применения положений ч. 3.2 и ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ и изменения постановления должностного лица и судьи районного суда в части назначенного наказания.

Состоявшиеся по делу постановление должностного лица и решение судьи районного суда сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными и оснований для их отмены или изменения не усматривается.

Руководствуясь ст.ст. 30.9, 30.1 - 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление главного государственного инспектора города Орска и города Новотроицка по пожарному надзору - начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Орску и городу Новотроицку управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Оренбургской области от 04 августа 2021 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Орска Оренбургской области от 29 сентября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении администрации города Орска Оренбургской области оставить без изменения, а жалобу Васильевой Е.А. - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Оренбургского

областного суда Е.Н. Каширская