ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-68/20 от 19.02.2020 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Михеев А.В.

№ 21-68/2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

19.02.2020

г. Петрозаводск

Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу защитника (...), действующего в интересах открытого акционерного общества "Ладэнсо", на постановление начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия от 22.10.2019, решение судьи Сортавальского городского суда Республики Карелия от 25.12.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 КоАП РФ, в отношении открытого акционерного общества "Ладэнсо",

установил:

постановлением начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия от 22.10.2019, оставленным без изменения решением судьи Сортавальского городского суда Республики Карелия от 25.12.2019, ОАО "Ладэнсо" (далее - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб.

С такими постановлением должностного лица и решением судьи не согласен защитник (...) в поданной жалобе просит их отменить и прекратить производство по делу. Указывает, что мероприятия по уходу за лесами, включающие в себя проходные рубки и рубки прореживания, представляют собой заготовку ликвидной древесины. Согласно ч. 4 ст. 29 Лесного кодекса РФ запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины). В таблице 3.2.9 Проекта освоения лесов указан ежегодный допустимый объем изъятия древесины. Общество в 2018 г. путем проведения проходных рубок и рубок прореживания заготовило 940 куб. м древесины, не превысив допустимый объем ее изъятия. Пункт 9 Правил заготовки древесины предусматривает возможность использования дополнительного объема древесины в текущем году за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года. Таким образом, Общество имеет право заготовить недоиспользованный объем до 2021 г.

На рассмотрение дела по поданной жалобе Общество защитника не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.

Заслушав представителя административного органа (...) возражавшую по доводам жалобы, проверив дело, прихожу к следующему.

В соответствии с ст. 8.27 КоАП РФ нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

В силу п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 61 Лесного кодекса РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству. Воспроизводство лесов включает в себя, в том числе, уход за лесами.

Согласно ст. 64 Лесного кодекса РФ уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов. Правила ухода за лесами устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В силу п. 3 Правил ухода за лесами, утвержденных приказом Минприроды России от 22.11.2017 № 626 (далее - Правила), уход за лесами осуществляется в соответствии с настоящими Правилами в объемах по видам мероприятий, указанных в лесных планах субъектов РФ, лесохозяйственных регламентах лесничеств (лесопарков), в проектах освоения лесов.

Уход за лесами должен осуществляться, в том числе, лицами, использующими леса на основании договора аренды лесного участка (п. 4 Правил).

Согласно п.п. 6 и 10 Правил к мероприятиям по уходу за лесами относятся рубки, проводимые в целях ухода за лесными насаждениями. В зависимости от возраста лесных насаждений и целей ухода за лесами осуществляются различные виды рубок ухода за лесами, в том числе рубки прореживания, направленные на создание в лесных насаждениях благоприятных условий для формирования стволов и крон лучших деревьев; проходные рубки, направленные на создание благоприятных условий роста лучших деревьев, увеличения их прироста, продолжения (завершения) формирования структуры насаждений.

В силу п. 11 Правил в защитных лесах проходные рубки, рубки прореживания, рубки сохранения лесных насаждений, рубки обновления лесных насаждений, рубки переформирования лесных насаждений, рубки реконструкции, ландшафтные рубки должны осуществляться в соответствии с проектом ухода за лесами, который составляется лицом, осуществляющим такие рубки.

Основанием привлечения Общества к административной ответственности послужили выявленные 10.01.2019 при изучении представленного в ГКУ РК (...) отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении (форма 1- ВЛ) за январь-декабрь 2018 г. следующие обстоятельства. Общество, являясь по договору (...) арендатором лесного участка (...) в нарушение вышеуказанных требований лесного законодательства, положений договора аренды и Проекта освоения лесов не выполнило в полном объеме мероприятия по уходу за лесами (рубки прореживания, проходные рубки). Так, Обществом выполнены рубки прореживания в объеме 0,64 тыс. куб. м на площади 19,7 га, проходные рубки в объеме 0,3 тыс. куб. м на площади 6,3 га, всего 0,94 тыс. куб. м. при требуемом объеме 1,1 тыс. куб.м; невыполненный объем в 2018 г. составил 0,16 тыс. куб.м на площади 43,9 га.

Указанные обстоятельства и вина Общества в совершении административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении, проектом освоения лесов, договором аренды с дополнительным соглашением к нему, отчетом о воспроизводстве лесов за январь- декабрь 2018 г., претензией Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, протоколом по выполнению условий договора аренды лесного участка, отчетом об использовании лесов, объяснениями представителя административного органа.

Доводы жалобы о том, что указанный в постановлении объем рубок ухода за лесами является максимально допустимым и не исключает выполнение их в меньшем объеме, не находят подтверждения. По смыслу ст.ст. 19, 81 - 84 Лесного кодекса РФ уход за лесами является обязанностью арендатора. Из материалов дела следует, что Общество арендует указанный в постановлении лесной участок, находящийся в государственной собственности, в целях лесозаготовки. По смыслу п.п. 1.4 и 4.4.15 договора аренды арендатор действительно не должен превышать установленные договором и приложениями к нему объемы рубок, в то же время рубки ухода за лесами также являются его обязанностью; объем рубок ухода в 2018 г. составляет 1100 куб.м. Такие же условия использования лесного участка закреплены в Проекте освоения лесов (раздел 3.2.2 проекта, таблицы 3.2.9, 3.2.11), из положений которого не следует право арендатора самостоятельно определять ежегодный объем рубок ухода. В дело не представлено доказательств согласования с арендодателем иных условий договора аренды в части объема указанных лесовосстановительных мероприятий.

Ссылка подателя жалобы на п. 9 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 13.09.2016 № 474, подлежит отклонению. Данный пункт предоставляет лесопользователю право использовать дополнительный объем древесины за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины за предыдущие три года при условии полного использования установленного на текущий год объема изъятия древесины. Вместе с тем, данное положение не может быть истолковано как предоставляющее арендатору безусловное право распределить предусмотренный договором аренды ежегодный объем рубок ухода также на последующие два года.

Положения ст. 29 Лесного кодекса РФ, запрещающие превышать установленные объемы изъятия древесины, не имеют непосредственного отношения к вменяемому Обществу правонарушению.

При составлении протокола об административном правонарушении и при рассмотрении дела по существу Общество не представило возражений в отношении вменяемого нарушения лесного законодательства, заявило о намерении осуществить недовыполненный объем рубок ухода в текущем году.

С учетом изложенного в действиях Общества правомерно усмотрен состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ.

Вместе с тем, с учетом обстоятельств дела, наличия обстоятельства, смягчающего административную ответственность, по делу правомерно назначено административное наказание с применением ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ в виде половины минимального размера административного штрафа.

Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену или изменение обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи, из материалов дела не усматривается.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения поданной жалобы, в том числе по изложенным в ней доводам, не имеется.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республике Карелия, заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия от 22.10.2019, решение судьи Сортавальского городского суда Республики Карелия от 25.12.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 КоАП РФ, в отношении открытого акционерного общества "Ладэнсо" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судья

С.В. Щепалов