ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-75/2014 от 12.02.2014 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

  ВЕРХОВНЫЙ СУД

 РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

 г.Уфа 12 февраля 2014 года

 Р Е Ш Е Н И Е

 Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Абземилова З.Р.,

 при секретаре Харрасовой Г.Г.,

 с участием Квасниной Н.А. - защитника Халитова В.Р. - лица, в отношении которого возбуждено административное производство, на основании доверенности №... от 24.07.2013г.,

 ФИО1 - представителя на основании доверенности №... от 10.01.2014г. заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан ФИО2, вынесшей постановление о назначении административного наказания,

 в отсутствие Халитова В.Р., извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы заказным судебным извещением от 28.01.2014г. (л.д.67,68),

 отказав представителю ФИО1 в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения жалобы,

 рассмотрев жалобу Халитова В.Р. на решение судьи Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 29.07.2013г., которым:

 постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан ФИО2 №... от 28.03.2013г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении руководителя Государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан «...» Халитова В.Р. оставлено без изменения, его жалоба – без удовлетворения,

 У С Т А Н О В И Л А:

 решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее – УФАС по РБ) по делу №... от 20.09.2012г. (в полном объеме решение изготовлено 03.10.2012г.) Государственное бюджетное учреждение Республики Башкортостан «...» (далее – ГБУ «...») признано нарушившим пункт 9 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно в том, что участвуя в оказании государственных услуг по доверенности от имени Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан, установило и взимало не предусмотренные законодательством Российской Федерации платежи при предоставлении государственных услуг. Учреждению выдано предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

 Сведений об отмене решения Комиссии УФАС по РБ по делу №... от 20.09.2012г. (в полном объеме решение изготовлено 03.10.2012г.) материалы дела не содержат.

 17.01.2013г. заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан ФИО2 в отношении руководителя ГБУ «...» Халитова В.Р. составлен протокол №... об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, за то, что, участвуя в оказании государственных услуг по доверенности от имени Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан, ГБУ «...» установило и взимало не предусмотренные законодательством Российской Федерации платежи при предоставлении государственных услуг (услуг по организации и проведению открытого аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи ...). Так, с января 2012г. по 20.09.2012г. ГБУ «...» по результатам торгов заключено ... договора купли-продажи ... и аренды ... на сумму ... руб.

 Одновременно заключено ... договора с победителями торгов о предоставлении услуг по заключению указанных договоров купли-продажи ... на сумму ... руб. (л.д.37-43 административного материала УФАС по РБ №...), чем допущено ограничение конкуренции путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам.

 Постановлением заместителя руководителя УФАС по РБ ФИО2 №... от 28.03.2013г. руководитель Государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан «...» Халитов В.Р. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, и привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 15000 руб.

 Судьей Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан 29.07.2013г. по жалобе Халитова В.Р. принято выше приведенное решение.

 Не соглашаясь с постановлением заместителя руководителя УФАС по РБ ФИО2 №... от 28.03.2013г. и решением судьи Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 29.07.2013г., Халитов В.Р. обжаловал их в Верховный Суд Республики Башкортостан, предлагая отменить. Указывается, что не установлена его вина, отсутствует объективная сторона административного правонарушения, он не является субъектом вмененного ему правонарушения, так как ГБУ «...» не является органом государственной власти и не участвует в предоставлении государственных услуг, а действовало по доверенности от Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан. Договоры, связанные с аукционом и предоставлением государственных услуг, заключались Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан, а им только подписывались на основании доверенности №... от 26.01.2012г., выданной ему Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан. Протокол об административном правонарушении составлен в его отсутствие без надлежащего извещения, чем было нарушено право на защиту. На момент подачи жалобы в Кировский районный суд г.Уфы решение комиссии УФАС по РБ по делу №... от 20.09.2012г. обжаловано в Арбитражный Суд Республики Башкортостан, решение по жалобе не принято.

 Изучив материалы дела, выслушав защитника ФИО3 – Кваснину Н.А., поддержавшую доводы жалобы, возражения представителя УФАС по РБ ФИО1, проверив доводы жалобы и возражений, нахожу жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.

 Частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ предусмотрено, что действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

 Согласно части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности в соответствии с пунктом 9 части 1 данной статьи, запрещаются: установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг.

 Согласно статье 39 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. Если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

 В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции» за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

 Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 16.09.2008г. №... созданы государственные бюджетные учреждения Республики Башкортостан, которые отнесены к ведению Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан. По согласованию с Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан утверждены уставы государственных бюджетных учреждений Республики Башкортостан, назначены их руководители.

 Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 12.04.2011г. №... утвержден Типовой устав государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан, согласно которому единоличным исполнительным органом Учреждения является руководитель (директор, начальник), назначаемый и освобождаемый от должности Учредителем - Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан. Руководитель Учреждения действует на основе законодательства и Устава Учреждения и подотчетен Учредителю, а также Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан – по имущественным вопросам. Руководитель Учреждения по вопросам, отнесенным законодательством к его компетенции, действует на принципах единоначалия. Руководитель Учреждения может быть привлечен к административной, уголовной, дисциплинарной и материальной ответственности в порядке и по основаниям, которые установлены законодательством.

 Требования закона о нарушении антимонопольного законодательства, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, Халитовым В.Р. не выполнены.

 Выводы заместителя руководителя УФАС по РБ, с которыми согласился судья первой инстанции, о доказанности совершенного Халитовым В.Р. вмененного правонарушения основан на правильно установленных фактических обстоятельствах и подтверждается доказательствами по делу.

 Согласно Уставу ГБУ «...» единоличным исполнительным органом учреждения является ... (Руководитель), назначаемый и освобождаемый от должности Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан.

 Приказом Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 28.11.2011г. №... руководителем ГБУ «...» назначен Халитов В.Р..

 Договоры купли-продажи ... и аренды ... ГБУ «...» заключает от имени Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан, выдавшего доверенность на осуществление этих полномочий.

 Таким образом, правильно установлено, что должностным лицом, совершившим административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, является руководитель Государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан «...» Халитов В.Р.

 Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

 Из материалов дела следует и зафиксировано протоколом об административном правонарушении №... от 17.01.2013г., что ГБУ «...», участвуя в оказании государственных услуг по доверенности от имени Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан, установило и взимало не предусмотренные законодательством Российской Федерации платежи при предоставлении государственных услуг, а именно при проведении и организации аукционов по продаже права на заключение договора купли-продажи ... в связи с осуществлением им функций и полномочий Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан в сфере деятельности по предоставлению государственных услуг, чем нарушены пункты 2, 9 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 С января 2012 года по 20 сентября 2012 года ГБУ «...» по результатам торгов заключено ... договора купли-продажи ... и аренды ... на сумму ... рублей. Количество договоров о предоставлении государственных услуг, заключенных с победителями торгов по заключению договоров купли-продажи ... равно ... (на сумму ... рублей).

 Факт взимания не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных услуг, осуществление действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, путем установления и (или) взимания не предусмотренных законодательством РФ платежей при участии в предоставлении государственных услуг, которые влекут нарушение антимонопольного законодательства, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, подтвержден материалами дела. У руководителя Учреждения Халитова В.Р. имелась возможность для соблюдения требований антимонопольного законодательства, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

 Антимонопольным органом вменяется ГБУ «...» нарушение пунктов 2 и 9 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в связи с осуществлением им функций и полномочий Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан в сфере деятельности по предоставлению государственных услуг, а именно при проведении и организации аукционов по продаже права на заключение договора купли-продажи ....

 Согласно пункту 2 части 1 статьи 83 Лесного Кодекса Российской Федерации, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, а именно: предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.

 В соответствии с Приказом Минсельхоза Российской Федерации от 24.02.2009 N 75 «Об утверждении Методических указаний по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78 - 80 Лесного кодекса Российской Федерации» организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды либо права на заключение договоров купли-продажи осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении полномочий, предусмотренных частью первой статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления. Организатором аукциона по продаже права на заключение договора аренды или договора купли-продажи являются уполномоченные органы государственной власти, местного самоуправления в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.

 Уполномоченным органом в Республике Башкортостан по реализации указанных полномочий является Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан, которое согласно Положению, утвержденному Указом Президента Республики Башкортостан от 31.07.2008г. №... (в редакции Указа от 13.12.2011г. №...), осуществляет в пределах своей компетенции реализацию государственной политики, оказание государственных услуг в области лесных отношений на территории Республики Башкортостан, в том числе заключает договоры купли-продажи ..., организует и проводит соответствующие аукционы.

 ГБУ «...» создано в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 06.09.2008г. № 319 «О создании государственных учреждений – лесничеств Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан» для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан в сфере лесных отношений.

 В частности, ГБУ «...» обеспечивает реализацию полномочий Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан по организации и проведению аукционов и заключению по их результатам договоров купли-продажи ....

 Местом приема заявок и проведения аукционов указывается адрес ..., указан лицевой счет ... для перечисления сумм задатка аукциону, протоколы приема заявок и протоколы о результатах аукциона оформляются и подписываются членами аукционной комиссии, сформированной из должностных лиц конкретных ..., договоры купли-продажи ... по результатам аукциона подписываются должностным лицом ..., имеющим соответствующую доверенность от Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан (продавца) на подписание договора купли-продажи ....

 Таким образом, в сфере реализации указанных полномочий ГБУ «...» является самостоятельной организацией, участвующей в осуществлении функций органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а именно полномочий Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан по организации и проведению аукционов на заключение договоров купли-продажи ....

 В связи с этим на ГБУ «...» распространяется предусмотренная законом обязанность по соблюдению запретов, установленных статьей 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении органов и организаций, осуществляющих функции органов исполнительной власти, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг.

 В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.

 Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.07.2009г. №300 «Об утверждении Перечня государственных услуг (функций) Республики Башкортостан» включены в перечень государственных услуг – услуги по заключению договоров купли-продажи ..., оказываемые Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан. При этом постановлением предусмотрено, что данный вид государственных услуг оказывается бесплатно.

 В соответствии со статьей 77 Лесного Кодекса Российской Федерации договор купли-продажи ... заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.

 Таким образом, деятельность по организации и проведению аукционов по заключению договоров купли-продажи ... относится к категории государственных услуг и, соответственно, подлежит регулированию Федеральным законом от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

 Федеральным законом от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусмотрено, что оказание государственных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, может осуществляться за плату только в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.

 Это установлено частью 3 статьи 8 данного закона, согласно которой в случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, государственные и муниципальные услуги оказываются за счет средств заявителя впредь до признания их утратившими силу.

 Аналогичный порядок предусмотрен частью 2 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» для оказания услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной или муниципальной услуги, то есть они могут оказываться за счет средств заявителя в случаях, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

 В данном случае постановлением Правительства Республики Башкортостан №... от 30.07.2009г. прямо предусмотрено бесплатное оказание Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан государственной услуги по заключению договоров купли-продажи ....

 При таких обстоятельствах правильно установлено, что Халитов В.Р., являясь руководителем ГБУ «...», незаконно установил и взимал плату за оказание государственных услуг с победителей аукционов по заключению договоров купли-продажи ..., что не предусмотрено законом.

 Юридическая оценка действиям Халитова В.Р. по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ дана правильная. Наказание отвечает требованиям ст.4.1 КоАП РФ.

 Порядок возбуждения дела и привлечения к административной ответственности соблюдены, доводы о неизвещении Халитова В.Р. о дате составления протокола об административном правонарушении, являются необоснованными. Протокол об административном правонарушении составлен 17.01.2013г. в отсутствие Халитова В.Р., надлежащим образом извещенного о дате его составления определением от 26.12.2012г. об отложении рассмотрения дела, направленным в адрес ГБУ «...» по электронной почте 13.01.2012г., что подтверждается представленными суду вышестоящей инстанции документами. Копия протокола об административном правонарушении получена по почте (л.д.24), что не оспаривается.

 Дело рассмотрено в отсутствие Халитова В.Р. 28.03.2013г., извещенного надлежащим образом, при участии его защитника, что не оспаривается. Жалоба судьей первой инстанции рассмотрена с участием защитника Квасниной Н.А., в отсутствие Халитова В.Р., извещенного надлежащим образом, что также не оспаривается.

 Существенных нарушений процессуальных требований, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи первой инстанции, по делу не имеется.

 На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,

 Р Е Ш И Л А:

 решение судьи Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 29.07.2013г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, в отношении должностного лица – руководителя Государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан «...» Халитова В.Р. оставить без изменения, его жалобу – без удовлетворения.

 Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.

 Судья Верховного Суда

 Республики Башкортостан п/п З.Р. Абземилова

 Справка

 судья Капустин В.И.

 дело №...4