Дело №21- 804/2019
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Хабаровск 26 сентября 2019 года
Судья Хабаровского краевого суда Куратов А.А.,
рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление заместителя главного государственного инспектора Хабаровского муниципального района по пожарному надзору от 06 июня 2019 г. и решение судьи Хабаровского районного суда Хабаровского края от 18 июля 2019 года в отношении
главы Ракитненского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края ФИО1, <данные изъяты>
привлекаемой к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
06 июня 2019 года заместителем главного государственного инспектора Хабаровского муниципального района по пожарному надзору ФИО2 (далее – государственный инспектор) вынесено постановление о привлечении главы Ракитненского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края ФИО1 к ответственности по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Указанным постановлением ФИО1 признана виновной в нарушении по состоянию на 21 мая 2019 г. п.16, п. 17 (1), п. 19, абз. 1, 3, 4 п. 55, п. 60 (1), 77 Правил противопожарного режима в РФ (далее – ППР РФ), утв. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390, п.п. 1, 2 ст. 62, п.п. 1,3,4 ст. 64 Федерального закона от 22 июля 2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 9.10, п. 8.6 «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» в условиях особого противопожарного режима, при обстоятельствах, изложенных в описательно-мотивировочной части постановления.
Решением судьи Хабаровского районного суда Хабаровского края от 18 июля 2019 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения.
ФИО1, не соглашаясь с состоявшимися актами, обратилась в краевой суд с жалобой. В обоснование своих доводов указала, что в 2019 году особый противопожарный режим на территории сельского поселения установлен не был. Считает, что доступ к пожарному крану, расположенному на расстоянии 1,5 метра от распашных ворот школы, которые не имеют запорных устройств, возможен в любое время суток. Указывает, что жилой <адрес> находится в собственности физических лиц, и обязать собственников обеспечить доступ к пожарному крану не имеет правовых оснований. Заявляет, что противопожарный водоём по адресу: <адрес> исправен, наполнен водой, при этом замерзание воды в нём зависит от климатических условий, а не от её бездействий. Она не согласна со ссылкой на нарушение положений п. 60 (1) Правил противопожарного режима, поскольку данный пункт регламентирует круглогодичную возможность забора воды из водонапорных башен, а не водоёмов. Уточняет, что водонапорная башня в с. Гаровка-2 находится на балансе МО РФ, в собственность администрации сельского поселения не передавалась. По состоянию на 1966 декабря 2017 г. принято решение о необходимости её демонтажа за счет средств МО РФ. Сообщает, что светоотражающие указатели с указанием расстояния до источников воды установлены. Территория общего пользования за <адрес> от горючих отходов очищена. Утверждает, что земельные участки в границах территорий <адрес> полностью переданы в собственность физических лиц, либо находятся у них в аренде. Общественных территорий в указанных кварталах не имеется. Пожары произошли в границах земельных участков, переданных физическим лицам в собственность или на праве аренды, которые в силу п. 17 (1) Правил противопожарного режима обязаны регулярно производить уборку мусора и покос травы. К полномочиям сельского поселения не отнесена обязанность по санитарной очистке мусора и сухой травы с земельных участков, принадлежащих физическим лицам. Просит решение судьи отменить, а производство по делу прекратить.
Дело в силу положений п.4 ч.2 ст. 30.6 КоАП РФ рассмотрено в отсутствие ФИО1
В судебном заседании защитник ФИО1 - Сотворенная А.А. доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.
В судебном заседании государственный инспектор ФИО2 просит в удовлетворении жалобы отказать. Пояснила, что в настоящее время предписание об устранении нарушений законодательства о противопожарном режиме исполнено, о чём представлено сообщение и.о. главы Ракитненского сельского поселения от 02 июля 2019 г. Считает, что все указанные в обжалуемом постановлении нарушения нашли своё подтверждение. Уточнила, что в п. 2 постановления вменено нарушение в виде отсутствия доступности подъезда к пожарному крану, расположенному по адресу: <адрес>, так как данный пожарный кран указан в реестре пожарных водоёмов на территории Ракитненского сельского поселения. В п. 4 постановления указана скважина, расположенная в с. Гаровка-2. К данной скважине применены нормы п. 60 (1) ППР РФ, регулирующие обустройство водонапорных башен, сходных по их устройству. Данная скважина не является сооружением водонапорной башни, принадлежащим Министерству обороны РФ. В п. 6 в постановлении указано нарушение в виде наличия свалки горючих отходов на территории общего пользования с. Ракитное (за клубом, в районе <адрес>), поскольку при проверке представители администрации сельского поселения не возражали о принадлежности данной территории к сельскому поселению. Доводов о принадлежности обнаруженных горючих отходов сельскому клубу, не заявляли. Считает, что в данном случае квалификация правонарушения по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ является правильной, поскольку постановление главы Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 22 февраля 2019 г. № 191 подлежало применению на территории Ракитненского сельского муниципального образования.
На основании ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ проверив дело в полном объеме, судья краевого суда приходит к следующим выводам.
Частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 КоАП РФ и частями 6, 6.1 и 7 указанной статьи, совершенные в условиях особого противопожарного режима.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится, в частности, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», под пожарной безопасностью понимают состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под требованиями пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона N 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Согласно статье 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 в соответствии со статьей 16 Федерального закона «О пожарной безопасности» утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Хабаровскому муниципальному району от 11 апреля 2019 г. № 56 проведена плановая проверка органов местного самоуправления Ракитненского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
По результатам проверки составлен акт от 21 мая 2019 г. (с приложенными фотоматериалами), согласно которому были выявлены следующие нарушения:
К пожарному крану, расположенному в сл. Ракитное, <адрес> не обеспечена доступность пожарной техники для забора воды (территория огорожена, установлен шлагбаум).
Территория с. Ракитное не оборудована источниками наружного противопожарного водоснабжения в достаточном количестве, с учётом хранимого запаса воды на пожаротушение 5 л/с (для пожарных резервуаров или искусственных водоёмов требуется не менее 108 м.?). Пожарный водоём, учтённый в расчете минимального количества источников противопожарного водоснабжения ликвидирован. К пожарному крану по <адрес> отсутствует доступность подъезда и забора воды.
В с. Ракитное пожарный водоём <адрес> не исправен (в замерзшем состоянии, недостаточен уровень воды). В <адрес> пожарные водоёмы не исправны (находятся в замерзшем состоянии).
В с. Гаровка-2 водонапорная башня (скважина) не приспособлена для забора воды пожарной техникой.
В <адрес> (водонапорная башня), с. Гаровка-2 (пруд) у источников наружного противопожарного водоснабжения, а также по направлению движения к ним, отсутствуют указатели с четко нанесенными цифрами, указывающими расстояние до источника.
На территории общего пользования с. Ракитное за клубом, в районе <адрес>) устроены свалки горючих отходов.
Территория с. Ракитное (<адрес>) не очищена от сухой растительности.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении от 22 мая 2019 г. и привлечения ФИО1 к ответственности постановлением от 06 июня 2019 года по ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ.
Согласно постановлению главы Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 22 февраля 2019 г. № 191 на территории Хабаровского муниципального района, в который также входит территория Ракитненского сельского поселения, с 22 февраля 2019 г. введён особый противопожарный режим до момента ликвидации пожароопасной обстановки.
Противопожарный режим на территории Хабаровского муниципального района отменён на основании постановления главы района от 13 июня 2019 г. № 601.
Согласно ч. 2 Закона Хабаровского края от 28 июля 2004 г. № 208 Ракитненское сельское муниципальное образование наделено статусом сельского поселения. Ракитненское сельское муниципальное образование входит в состав территории муниципального района Хабаровского края.
С учётом изложенного, постановление главы Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 22 февраля 2019 г. № 191 подлежало применению на территории Ракитненского сельского муниципального образования.
Таким образом, доводы жалобы о том, что на территории Ракитненского сельского поселения противопожарный режим на дату выявления правонарушения не был установлен, подлежат отклонению.
Соглашаясь с выводом государственного инспектора о доказанности вины ФИО1 в совершенном правонарушении, судья первой инстанции обоснованно сопоставил сведения акта проверки, публичной кадастровой карты с фототаблицей, имеющейся в материалах дела и установил, что вдоль дорог общего пользования в <...> Лесная поляна, Удачный не окошена сухая трава.
При таки обстоятельствах доводы заявителя, о том, что земельные участки в границах вышеуказанных территорий полностью переданы в собственность физических лиц, либо находятся у них в аренде, не нашли своего подтверждения. При этом постановлением ФИО1 не вменялось вину наличие сухой травы на территории физических лиц, а лишь была сделана привязка к конкретному участку местности территории общего пользования сельского поселения.
Доводы жалобы о расположении обнаруженной свалки горючих отходов на территории клуба по адресу: <адрес>, а не на территории общего пользования, как это указано в постановлении не нашли своего подтверждения и опровергаются материалами дела, пояснениями инспектора ФИО2
Утверждение ФИО1 о необоснованности вменения нарушения в виде неисправности пожарных водоёмов, находящихся в замерзшем состоянии, подлежат отклонению.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 68 Федерального закона от 22 июля 2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся, в том числе водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям п. 2 ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя также обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения.
Согласно положениям абз. 1,3 п. 55 Правил противопожарного режима в РФ руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов. Руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов и резервуаров, являющихся источником противопожарного водоснабжения, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, а также доступность подъезда пожарной техники и забора воды в любое время года.
С учётом вышеприведённых норм права следует признать ошибочным довод ФИО1 об отсутствии у неё обязанности, как главы Ракитненского сельского поселения по надлежащему круглогодичному содержанию пожарных водоёмов, являющихся источниками наружного противопожарного водоснабжения. В данном случае пожарные водоёмы должны находиться в состоянии, обеспечивающим возможность доступность подъезда пожарной техники и забора воды в любое время года и вне зависимости от климатических условий.
Утверждение заявителя о том, что ей необоснованно вменено в вину необеспечение доступности проезда пожарной техники и забора воды к пожарному крану, расположенному по адресу: <адрес>, подлежат отклонению. Как установлено в судебном заседании, по вышеуказанному адресу расположен пожарный кран, который поименован в реестре пожарных водоёмов на территории Ракитненского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края. Реестр пожарных водоёмов утверждён постановлением администрации Ракитненского сельского поселения Хабаровского муниципального района от 26 марта 2018 г. № 52 и действовал на дату обнаружения правонарушения.
Доступ к пожарному крану не обеспечен, что было выявлено при проведении проверки 21 мая 2019 г. То обстоятельство, что дом, расположенный по вышеуказанному адресу находится в собственности граждан, не свидетельствует невозможности исполнения требований пожарной безопасности. Принятые ФИО1 меры в рамках разрешения вопроса о доступе к пожарному крану по состоянию на 21 мая 2019 г. явились недостаточными. При отказе граждан в предоставлении доступа к пожарному крану глава Ракитненского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края ФИО1 не была лишена возможности обращения к ним с соответствующим иском в суд в интересах администрации Ракитненского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, однако таких действий предпринято не было. Вопрос об исключении данного пожарного крана из реестра пожарных водоёмов также не был решен.
Включение в реестр пожарных водоёмов пожарного гидранта на основании постановления от 02 августа 2019 г. № 244 на территории школьного двора <адрес> не исключает нарушения в части необеспечения доступности проезда пожарной техники и забора воды к пожарному крану, расположенному в <адрес>.
То обстоятельство, что после выявления административного правонарушения ФИО1 организовала установку светоотражающих указателей с указанием расстояния до источников воды, а территория общего пользования за <адрес> была очищена от горючих отходов, исполнила иные требования предписания надзорного органа, не исключает вины привлекаемого лица. Однако в силу ст. 4.3 КоАП РФ является обстоятельством, смягчающим административную ответственность.
Довод жалобы об отсутствии нарушений, указанных в пункте 2 постановления, подлежит отклонению, поскольку территория с. Ракитное на момент проверки не была оборудована источниками наружного противопожарного водоснабжения в достаточном количестве. Пожарный водоём, учтённый в расчете минимального количества источников противопожарного водоснабжения ликвидирован. К пожарному крану по <адрес> отсутствует доступность подъезда и забора воды.
Поскольку доказательств невозможности соблюдения требований пожарной безопасности в силу чрезвычайных событий, которые глава сельского поселения ФИО1 не могла предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от неё требовалась, а равно доказательств принятия исчерпывающих мер для соблюдения указанных правил не представлено, при наличии доказательств в подтверждение нарушений требований законодательства о пожарной безопасности государственный инспектор обоснованно посчитал вину ФИО1 доказанной.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену оспариваемых актов, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не допущено. Правонарушение квалифицировано правильно.
Вместе с тем состоявшиеся акты подлежат изменению в части указания на нарушение ФИО1 п. 60 (1) Правил противопожарного режима РФ с указанием на факт не приспособления водонапорной башни (скважины), расположенной в селе Гаровка-2 для забора воды пожарной техникой.
Из существа постановления однозначно невозможно сделать в данной части вывод о том, какой именно объект не соответствует требованиям п. 60 (1) Правил противопожарного режима РФ: водонапорная башня (сооружение, включающее большой бак воды, возвышающийся над уровнем земли), либо водозаборная скважина (пробуренная выработка круглого сечения, как правило, вертикальная, устраиваемая для добычи или откачки воды), которые по своему определению являются различными объектами.
Таким образом, к водозаборной скважине не подлежат применению положения п. 60 (1) Правил противопожарного режима РФ, регулирующие порядок соблюдения противопожарного режима относительно водонапорных башен.
Вместе с тем из материалов дела следует, что водонапорная башня, расположенная в с. Гаровка-2 находится на балансе Министерства обороны РФ и не передавалось в собственность муниципального образования Ракитненского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края (приложение № 2 к приказу от 10 февраля 2018 г. № 79). Кроме того, ни водонапорная башня, ни скважина в с. Гаровка-2 не поименованы в реестре пожарных водоёмов Ракитненского сельского поселения Хабаровского муниципального района, а поэтому не могут быть предметом нарушения п. 60 (1) ППР РФ.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст.30.7, ст.30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление заместителя главного государственного инспектора Хабаровского муниципального района по пожарному надзору от 06 июня 2019 г. и решение судьи Хабаровского районного суда Хабаровского края от 18 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении ФИО1 изменить.
Исключить из описательно-мотивировочной части постановления и решения выводы о виновности ФИО1 в нарушении п. 60 (1) Правил противопожарного режима в РФ в части не приспособления водонапорной башни (скважины) в селе Гаровка-2 для забора воды пожарной техникой.
В остальной части постановление и решение оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Хабаровского краевого суда А.А. Куратов