ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-901/17 от 18.10.2017 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Сухопаров В.И. Дело № 21-901/2017

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Коми Соболев В.М., при секретаре Калинкович И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании 18 октября 2017 года в г.Сыктывкаре жалобу ООО "СевЛесПил" на решение судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 04 сентября 2017 года, которым

постановление заместителя главного государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Сыктывдинского района от 13 июня 2017 года, которым юридическое лицо - ООО "СевЛесПил" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей, оставлено без изменения, жалоба ООО "СевЛесПил" - без удовлетворения,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Сыктывдинского района от 13 июня 2017 года юридическое лицо - ООО "СевЛесПил" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Оспаривая законность вынесенного постановления должностного лица, ООО "СевЛесПил" обратилось с жалобой в суд.

По результатам рассмотрения жалобы судом принято указанное решение.

Не согласившись с вынесенным решением суда, ООО "СевЛесПил" направило жалобу, в которой указывает на отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что рекультивация карьера проводилась в строгом соответствии с проектом освоения лесов.

В судебном заседании защитник ООО "СевЛесПил" Турьева И.Н. доводы жалобы поддержала, представив также копию постановления Верховного Суда Республики Коми от 20 сентября 2017 года.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения защитника Турьевой И.Н., прихожу к следующему.

Часть 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализацию проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Как установлено судом и следует из материалов дела, постановления о привлечении юридического лица к административной ответственности, по результатам проведения планового рейдового осмотра территории карьеров в районе автодороги ... на ... км. в квартале ... (выдел ...) и квартале ... (выдел ...) Сыктывкарского участкового лесничества ГУ РК "... лесничество" установлено, что в ложе карьера, общей площадью ... га, складированы отходы лесопиления - опилки натуральной чистой древесины с примесью отходов измельченной коры. На день проведения осмотра <Дата обезличена> в карьере производилась рекультивация с использованием отходов лесопиления - опилок натуральной чистой древесины с примесью отходов измельченной коры, в ложе карьера размещены отходы лесопиления, ведутся работы по засыпке песком опилок.

В соответствии с положениями статьи 13 Земельного Кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе, по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В силу статьи 42 Земельного Кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Материалами дела подтверждается, что лесной участок с номером в государственном реестре <Номер обезличен>, расположенный в отработанном карьере и находящийся в ГУ "... лесничество", ... участковое лесничество, квартал ... (выдел ... и квартал ... (выдел ...) общей площадью ... га, предоставлен Комитетом лесов Республики Коми в аренду ООО "СевЛесПил" на основании договора от <Дата обезличена><Номер обезличен>.

При заключении договора аренды был разработан проект освоения лесов, получено заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов. В дальнейшем срок действия договора аренды ежегодно продевался, также продлевались сроки действия заключений государственной экспертизы.

В соответствии с приказом Минприроды Республики Коми <Номер обезличен> от <Дата обезличена> указанный земельный участок был предоставлен ООО "СевЛесПил" на срок с <Дата обезличена> до <Дата обезличена> с разрешённым видом использования: выполнение работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождения полезных ископаемых.

Местоположение земель лесного фонда: ГУ "... лесничество", ... участковое лесничество, квартала <Номер обезличен>. Цель предоставления земель лесного фонда - "работы по технической и биологической рекультивации", площадь предоставляемых земель - ... га.

Согласно данному приказу, при заключении договора договор аренды лесного участка с ООО "СевЛесПил" <Номер обезличен> от <Дата обезличена> расторгнут.

Из представленных материалов следует, что ООО "СевЛесПил" разработан проект освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду ООО "СевЛесПил" по договору аренды <Номер обезличен> от <Дата обезличена>. Вид использования лесов: выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых. Цель использования: техническая и биологическая рекультивация.

В соответствии с пунктом 23 Приказа Рослесхоза от 29 февраля 2012 года № 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" в подразделе "Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых" должны содержатся следующие сведения: о рекультивации нарушенных при выполнении указанных работ земель. К сведениям прикладывается проект рекультивации земель, разработанный в соответствии с лицензией на пользование недрами.

В соответствии с утверждёнными Приказом Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22 декабря 1995 года Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей (пункт 3).

На основании положений пункта 4 рекультивация для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический.

Технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап).

Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.

Согласно пункту 5 Основных положений рекультивации подлежат земли, нарушенные при разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа; складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов.

В порядке, установленном пунктом 6 названных положений, условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.

Согласно статье 33 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.

Оставляя без изменения постановление должностного лица, судья районного суда исходил из норм статьи 1, пункта 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" и факта, что в данном случае посредством рекультивации фактически осуществлялось размещение отходов I - V классов опасности.

Вместе с тем полагаю не согласиться с такими выводами суда в силу следующего.

ООО "СевЛесПил" разработан Проект освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду ООО "СевЛесПил" по договору аренды <Номер обезличен> от <Дата обезличена> с видом использования лесов: выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых. Цель использования: техническая и биологическая рекультивация. Проект разработан на период действия договора аренды до <Дата обезличена>.

Приказом Минприроды Республики Коми <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> утверждено заключение <Номер обезличен> государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка, переданного в аренду ООО "СевЛесПил" "Для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых".

Отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения) регулируются лесным законодательством.

Согласно части 1 статьи 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

Статья 89 Лесного кодекса РФ предусматривает, что проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Порядком государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утверждённого Приказом Рослесхоза от 22 декабря 2011 года № 545 (действовавшего на момент заключения договора аренды от 05 октября 2012 года), Экспертиза, проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 2).

Целью Экспертизы, как это следует из пункта 3 Порядка, является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации.

Экспертиза оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления. Положительное заключение Экспертизы оформляется при соответствии предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации (пункты 9,10 Порядка).

Согласно части 2 статьи 24 Лесного кодекса РФ невыполнение юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком.

Согласно п. 10.1 Положения о Комитете лесов Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 03 февраля 2012 года № 25 (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений), Комитет предоставляет, в том числе услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов.

Как уже указано выше, во исполнение требований лесного законодательства ООО "СевЛесПил" предоставило уполномоченному органу проект освоения лесов лесного участка, предоставленного в аренду по договору от <Дата обезличена>. Данный проект предусматривает проведение технической рекультивации, которая включает в себя проведение мероприятий в том числе, закладка полости карьера слоем коры и опилок вперемешку с грунтом. Других мероприятий, кроме мероприятий по технической и биологической рекультивации карьера, проект не предусматривает.

<Дата обезличена> уполномоченным органом выдано положительное заключение по данному проекту освоения лесов. В дальнейшем, приказами Комитета лесов РК от <Дата обезличена>, <Дата обезличена> сроки действия выше приведённого заключения экспертизы продлевались.

После заключения <Дата обезличена> с Минприроды Республики Коми нового договора аренды того же лесного участка, лесопользователем вновь предоставлен для государственной экспертизы новый проект освоения лесов, предусматривающий проведение аналогичных мероприятий по рекультивации карьера, что и в предыдущем проекте. Положительное заключение Экспертизы данного проекта также было утверждено приказом Минприроды РК <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.

Таким образом, утверждение уполномоченным органом власти заключения Экспертизы в силу пункта 10 выше приведённого Порядка свидетельствует о том, что все мероприятия, предусмотренные этим проектом, полностью соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Техническая рекультивация вышеуказанного карьера выполнена Обществом в ... годах в соответствии с этим проектом освоения лесов. Доказательств того, что при проведении работ по рекультивации Обществом допущены нарушения либо отступления от проекта освоения лесов, в материалы дело не представлено.

Письмом Минпрома РК от <Дата обезличена> согласован проект лесоразведения (биологической лесной рекультивации) данного участка.

<Дата обезличена> между Обществом и Министерством промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми подписан акт приема-передачи (возврата) спорного лесного участка лесного фонда без замечаний, о чём издан Приказ о приёмке земель лесного фонда от <Дата обезличена>.

Решением судьи Верховного суда Республики Коми от <Дата обезличена> отменено постановление судьи ... суда Республики Коми <Дата обезличена>, вынесенное в отношении ООО "СевЛесПил" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В указанном деле ООО "СевЛесПил" вменялось несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при размещении отходов производства (древесной коры и опилок) на территории карьеров в районе автодороги ... на ... км. в квартале ... (выдел ...) и квартале ... (выдел ...) ... участкового лесничества ГУ РК "... лесничество".

Отменяя постановление судьи районного суда, судья Верховного суда Республики Коми указал на то, что неправомерное размещение отходов лесопиления не осуществлялось, имело место рекультивация в соответствии с проектом освоения лесов данного лесного участка, прошедшем Экспертизу и утверждённом уполномоченным органом государственной власти, в связи с чем, отсутствует вина общества.

При этом ни заключение Экспертизы, ни приказы, утверждавшие эти заключения, никем не оспорены в установленном порядке и недействующими не признаны.

С учётом указанных обстоятельств, исходя из установленного судом факта рекультивации участка, что не образует размещения отходов, прихожу к выводу, что у общества отсутствовала обязанность по получению положительного заключения экологической экспертизы.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При изложенных обстоятельствах решение судьи Сыктывдинского районного суда Республик Коми от 04 сентября 2017 года, постановление заместителя главного государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Сыктывдинского района ФИО1 <Номер обезличен> от 13 июня 2017 года подлежат отмене.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "СевЛесПил" подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьёй 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 04 сентября 2017 года и постановление заместителя главного государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Сыктывдинского района ФИО1 <Номер обезличен> от 13 июня 2017 года отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "СевЛесПил" прекратить по основанию пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья В.М. Соболев

Копия верна,

судья: Соболев В.М.