ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-957/2023 от 11.09.2023 Орловского областного суда (Орловская область)

Судья Тишков Д.С.. 57RS0023-01-2023-001847-33

дело № 21-957/2023

Р Е Ш Е Н И Е

11 сентября 2023 года г. Орел

Судья Орловского областного суда Альянова Е.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда дело об административном правонарушении по жалобе директора общества с ограниченной ответственностью «ФЕНИКС» Курносова А.Н. на решение судьи Орловского районного суда Орловской области от 27 июля 2023 года, которым оставлено без изменения постановление заместителя начальника УГИБДД УМВД России по Орловской области Колосова А.В. от 12 мая 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «ФЕНИКС»,

установил:

постановлением заместителя начальника УГИБДД УМВД России по Орловской области Колосова А.В. от <дата> общество с ограниченной ответственностью «ФЕНИКС» (далее – ООО «ФЕНИКС», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением судьи Орловского районного суда Орловской области от 27 июля 2023 года постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Орловский областной суд, директор ООО «ФЕНИКС» Курносов А.Н. просит решение судьи районного суда и постановление должностного лица отменить, прекратить производство по делу об административном правонарушении.

Приводит доводы о том, что транспортное средство было предоставлено Обществу по договору аренды с экипажем от 11 мая 2022 года, заключенному с собственником транспортного средства Соколовым А.Н., на котором лежала обязанность по оформлению путевого листа.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере тридцати тысяч рублей.

Требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, установлены Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны, в числе прочего, обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям международных договоров Российской Федерации и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена.

Согласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ указанные в пункте 1 данной статьи юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), обязаны организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Приказом Минтранса России от 15 января 2021 года №9 утвержден Порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств.

Порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств (далее по тексту - Порядок) устанавливает требования к организации и проведению предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств (далее - контроль) с целью исключения выпуска на линию технически неисправных транспортных средств (пункт 1).

Порядок обязателен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями) (пункт 2).

При проведении контроля должны быть проверены исправность транспортное средства, его конструкций, систем, узлов и агрегатов (пункт 7).

При наличии конструктивных особенностей специальных и специализированных транспортных средств должны быть проверены работоспособность, состояние и исправность систем, механизмов, агрегатов, узлов и деталей, характерных для данных типов транспортных средств, влияющих на безопасность движения транспортных средств, на соответствие требованиям, установленным пунктами 14 - 27 приложения № 8 к Техническому регламенту (пункт8).

В случае если при контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным в пунктах 7 - 8 Порядка, сведения о пройденном контроле указываются в путевом листе в соответствии с порядком заполнения путевых листов, утверждаемым Минтрансом России в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", на основании записи о пройденном контроле, внесенной в журнал (пункт 13).

Статьей 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» определено, что обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1). Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство (часть 2).

В соответствии со статьей 2 названного Федерального закона, перевозчик – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу; путевой лист - документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя; транспортная накладная - перевозочный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза; фрахтователь - физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов; фрахтовщик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов.

Приказ Минтранса России от 30 апреля 2021 года № 145 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" (далее по тексту - Правила) устанавливает обязательность данных Правил для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на основании договора перевозки (пункт 2).

При организации и осуществлении перевозок пассажиров и (или) грузов указанные в пункте 2 настоящих Правил юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее субъекты транспортной деятельности) обязаны обеспечивать, в том числе безопасность транспортных средств, эксплуатируемых субъектом транспортной деятельности (пункт 3 Правил).

Безопасность транспортных средств обеспечивается посредством проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств в соответствии с порядком организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, устанавливаемым Минтрансом России в соответствии со статьей 20 Федерального закона № 196-ФЗ (не распространяется на физических лиц) (пункт 9 указанных Правил).

Из материалов дела следует, что 30 марта 2023 года в 18 часов 25 минут на 353 км автодороги Москва-Белгород ООО «ФЕНИКС» не организовало и осуществляло перевозку груза (картон) согласно транспортной накладной № 130 от 30 марта 2023 года на автомобиле Мерседес с государственным регистрационным знаком К463ТА46 под управлением водителя Соколова С.А. без проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства (путевого листа), чем нарушило требования части 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», части 1 статьи 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Факт совершения ООО «ФЕНИКС» административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ, подтверждается совокупностью исследованных доказательств: протоколом об административном правонарушении от <дата>, в котором полно изложены указанные выше обстоятельства (л.д.54); транспортной накладной от <дата>, из содержания которой следует, что ООО «ФЕНИКС» является перевозчиком груза (картон), грузоотправителем является ООО «ЛАЙТ КАРТОН», грузополучателем – АО «ГОТЭК-ПРИНТ», водителем – Соколов С.А. (л.д.83-84); постановлением по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.3 ч.2 КоАП РФ, в отношении водителя Соколова С.А., в котором он вину в совершении административного правонарушения не оспаривал (л.д.82), рапортом госинспектора отделения МОТНРАСиЭР ГИБДД УМВД России по <адрес> об обнаружении административного правонарушения <дата> (л.д.56); уставом ООО «ФЕНИКС», в соответствии с которым целью создания общества является осуществление самостоятельной хозяйственной деятельности и извлечение прибыли, одним из видов деятельности значится деятельность, связанная с сухопутным транспортом (л.д.17-35), выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, согласно которой основным видом деятельности Общества значится транспортная обработка грузов (л.д.37-46).

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса.

Привлекая ООО «ФЕНИКС» к административной ответственности по части 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ, административный орган, а также суд, применив к рассматриваемым правоотношениям приведенные нормы права, пришли к обоснованному выводу об осуществлении юридическим лицом перевозки груза автомобильным транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортного средства.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства, свидетельствующие о том, что Обществом приняты все зависящие от него меры, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, административному органу и суду не представлены.

Доводы заявителя, относительно отсутствия в деянии общества состава вмененного административного правонарушения, являлись предметом проверки судом первой инстанции и обоснованно признаны не состоятельными.

Доводы жалобы относительно того, что ООО «ФЕНИКС» не является субъектом вмененного административного правонарушения, не принимается во внимание, поскольку из содержания транспортной накладной от <дата>, которая в силу части 2 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 8 Федерального закона от <дата> № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", относится к документу, подтверждающему заключение договора перевозки груза, следует, что грузоперевозчиком является ООО «ФЕНИКС».

Следовательно, в силу положений статьи 20 Федерального закона № 196-ФЗ указанное Общество, являясь юридическим лицом, осуществляющим перевозку груза на основании договора перевозки, вопреки доводам жалобы, обязано было организовать и провести предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства.

Представленный заявителем договор аренды транспортного средства с экипажем от <дата>, как доказательство отсутствия вины Общества, с учетом установленных по делу обстоятельств, не влечет освобождение ООО «ФЕНИКС» от административной ответственности.

В данном случае Обществом не представлены доказательства того, что водитель Соколов С.А. являлся членом экипажа по указанному договору либо работником арендодателя - физического лица Соколова А.Н. Отсутствуют и документы, подтверждающие оформление заявки по договору аренды, с указанием срока аренды, маршрута, цены, а также доказательства фактического исполнения договора.

Таким образом, нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Порядок и срок давности привлечения Общества к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в пределах санкции части 3 статьи 12.31.1 названного Кодекса.

Обстоятельств, которые в силу статьи 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь отмену или изменение обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Руководствуясь статьями 30.2-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Орловского районного суда Орловской области от 27 июля 2023 года, которым оставлено без изменения постановление заместителя начальника УГИБДД УМВД России по Орловской области Колосова А.В. от <дата>, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «ФЕНИКС», оставить без изменения, жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «ФЕНИКС» Курносова А.Н. – без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 указанного Кодекса, должностным лицом, направившим дело в суд, либо опротестовано прокурором в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Е.Л. Альянова