ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-99/2021 от 18.11.2021 Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика)

Судья Чинаева Е.А. Дело № 21-99/2021 г.

РЕШЕНИЕ

18 ноября 2021 года г. Нальчик

Судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Бабугоева Л.М. при секретаре Дауровой А.Х., с участием представителя Местной администрации городского округа Нальчик ФИО1, действующей по доверенности от 13 июля 2021 года, рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> на решение судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 24 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 14 статьи 7.20 Кодекса Кабардино-Балкарской Республики об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты>

УСТАНОВИЛ:

17 июня 2021 года ведущим инспектором отдела административно – технической инспекции Управления административно – технического контроля Местной администрации городского округа Нальчик ФИО2 был составлен Акт осмотра контейнерной площадки, установленной в районе многоквартирных жилых домов и по <адрес> в <адрес>, из которого следует, что Общество с ограниченной ответственностью <данные изъяты> ненадлежащим образом произвело уборку место погрузки твердых коммунальных отходов, следствием чего явилось образование на контейнерной площадке очагового навала мусора, кроме обрезок деревьев и бытового мусора (л.д. 22-24).

На основании указанного Акта осмотра тем же должностным лицом - ведущим инспектором отдела административно – технической инспекции Управления административно – технического контроля Местной администрации городского округа Нальчик ФИО2 30 июня 2021 года был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 14 статьи 7.20 Кодекса Кабардино-Балкарской Республики об административных правонарушениях, в отношении ООО <данные изъяты> (л.д.16-17).

Постановлением административной комиссии Местной администрации городского округа Нальчик от 14 июля 2021 года ООО «<данные изъяты> привлечено к административной ответственности по части 14 статьи 7.20 Кодекса Кабардино-Балкарской Республики об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 5 000 рублей.

Общество признано виновным в том, что в нарушение пункта 3.4.16 Правил благоустройства территории городского округа Нальчик, 17 июня 2021 года в 09 часов 58 минут в <адрес> по месту размещения контейнерной
площадки по реестру, ненадлежащим образом произвело уборку места
погрузки твердых коммунальных отходов, следствием чего явилось
образование очагового навала мусора, кроме обрезок деревьев и бытового
мусора, не обеспечено удовлетворительное состояние территории г.Нальчика (л.д.14-15).

Копия постановления от 14 июля 2021 года была получена ООО <данные изъяты> 21 июля 2021 года (л.д.5).

27 июля 2021 года Общество обратилось в суд с жалобой на указанное постановление, просило его отменить за незаконностью, ссылаясь на то, что ООО <данные изъяты> не является субъектом инкриминированного правонарушения, а пункт 3.4.16 Правил благоустройства территории городского округа Нальчик противоречит федеральному законодательству.

Решением судьи Нальчикского городского суда от 24 августа 2021 года жалоба ООО «<данные изъяты> оставлена без удовлетворения, постановление административной комиссии Местной Администрации городского округа Нальчик № 179 от 14 июля 2021 года – без изменения.

Копия решения судьи Нальчикского городского суда от 24 августа 2021 года была вручена представителю ООО <данные изъяты> в тот же день 24 августа 2021 года (л.д.47).

03 сентября 2021 года в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики через Нальчикский городской суд поступила жалоба ООО <данные изъяты> на решение судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 24 августа 2021 года.

Заявитель жалобы просит отменить решение судьи Нальчикского городского суда и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд, мотивируя незаконностью и необоснованностью обжалуемого судебного акта.

Как указано в жалобе, судом первой инстанции дело рассмотрено без соблюдения требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о полноте и всесторонности исследования обстоятельств имеющих значение для его правильного разрешения.

Заявитель считает, что пункт 3.4.16 Правил благоустройства городского округа Нальчик, предусматривающий ответственность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами за погрузку таких отходов в мусоровоз, включающую в себя уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов, противоречит статье 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89 ФЗ «Об отходах производства и потребления», (Далее - Закон №89-ФЗ), пункту 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12ноября 2016 года N 1156 ( далее Правила №1156), и пункту 148 (12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года №354 (далее Правила №354), в соответствии с которыми региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. При этом погрузка твердых коммунальных отходов включает в себя уборку мест погрузки этих отходов, под которой, согласно пункту 2 Правил №1156, понимаются только действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз. Бремя содержания в чистоте и порядке прилегающих территорий и самой контейнерной площади возлагается на лиц, являющихся собственниками данного имущества. Обязанность же регионального оператора по уборке мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов возникает только при его действиях, влекущих загрязнение контейнерной площадки в связи с просыпанием при погрузке твердых коммунальных отходов в мусоровозы.

Заявитель жалобы считает, что Правила благоустройства и санитарного содержания территории городского округа Нальчик противоречат вышеприведенным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также возлагает на Регионального оператора дополнительные обязанности по содержанию в чистоте контейнерных площадок для твердых коммунальных отходов, не предусмотренные действующим федеральным законодательством в сфере обращения с отходами и в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Кроме того, указано в жалобе, ООО <данные изъяты> осуществляет вывоз твердых коммунальных отходов согласно графика и с 14 по 16 июня 2021 года ежедневно осуществлялся вывоз с контейнерной площадки. Указано также, что в постановлении Административной комиссии Местной администрации городского округа Нальчик от 14 июля 2021г. адрес места совершения правонарушения указан ошибочно: <адрес>, однако такого адреса не существует, в том числе такого адреса нет в реестре контейнерных площадок, утвержденных постановлением администрации городского округа Нальчик.

ООО <данные изъяты> извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по жалобе Общества, не направило своего представителя в суд, не сообщило о причине неявки и на заявило ходатайства об отложении судебного заседания, в связи с чем суд второй инстанции, руководствуясь частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебном заседании представитель Местной администрации городского округа Нальчик ФИО1 просила жалобу ООО <данные изъяты> отклонить, полагая обжалуемое решение судьи законным и обоснованным.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, выслушав представителя Местной администрации городского округа Нальчик ФИО1, прихожу к следующему.

Как следует из материалов дела, 17 июня 2021 года ведущим инспектором отдела административно – технической инспекции Управления административно – технического контроля Местной администрации городского округа Нальчик ФИО2 был составлен Акт осмотра контейнерной площадки в районе многоквартирных жилых домов и по <адрес> в <адрес> и установлен факт образования очагового навала мусора на площадке, кроме обрезок деревьев и бытового
мусора (л.д. 22-24).

На основании указанного Акта осмотра 30 июня 2021 года был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 14 статьи 7.20 Кодекса Кабардино-Балкарской Республики об административных правонарушениях, в отношении ООО <данные изъяты> (л.д.16-17).

Постановлением административной комиссии Местной администрации городского округа Нальчик от 14 июля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Нальчикского городского суда от 24 августа 2021 года ООО <данные изъяты> привлечено к административной ответственности по части 14 статьи 7.20 Кодекса Кабардино-Балкарской Республики об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 5 000 рублей.

Общество признано виновным в том, что в нарушение пункта 3.4.16 Правил благоустройства территории городского округа Нальчик, 17 июня 2021 года в 09 часов 58 минут в <адрес> по месту размещения контейнерной
площадки по реестру, ненадлежащим образом произвело уборку место
погрузки твердых коммунальных отходов, следствием чего явилось
образование очагового навала мусора, кроме обрезок деревьев и бытового
мусора, не обеспечено удовлетворительное состояние территории г.Нальчика.

В соответствии с пунктом 3.4.16 Правил благоустройства территории городского округа Нальчик, утвержденных решением Совета местного самоуправления городского округа Нальчик от 29 августа 2017 года N 91 региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. Погрузка твердых коммунальных отходов включает в себя уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.

В силу части 14 статьи 7.20 Кодекса Кабардино-Балкарской Республики об административных правонарушениях иное нарушение правил благоустройства (содержания) территорий муниципальных образований, установленных муниципальными нормативными правовыми актами, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей, на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей, на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Установленное 17 июня 2021 года нарушение ООО <данные изъяты> требования пункта 3.4.16 Правил благоустройства территории городского округа Нальчик, приведшее на контейнерной площадке по адресу: <адрес> к навалу твердых бытовых отходов, постановлением административной комиссии Местной администрации городского округа Нальчик от 14 июля 2021 года квалифицировано по части 14 статьи 7.20 Кодекса Кабардино-Балкарской Республики об административных правонарушениях.

Суд первой инстанции правомерно согласился с указанной квалификацией.

Факт совершения юридическим лицом правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами, получившими оценку суда на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Актом осмотра контейнерной площадки в районе многоквартирных жилых домов и по <адрес> в <адрес> от 17 июня 2021 года, фотоснимками, приложенными к этому акту (л.д. 22-24); протоколом об административном правонарушении от 30 июня 2021 года (л.д.16-17); реестром контейнерных площадок на территории городского округа Нальчик, утвержденного постановлением главы Администрации городского округа Нальчик от 24 декабря 2021 года (л.д.32-35).

Вопреки доводам жалобы при вынесении решения суд первой инстанции справедливо исходил из того, что предусмотренная пунктом 3.4.16 Правил благоустройства территории городского округа Нальчик обязанность организаций, осуществляющих сбор и вывоз отходов, производить уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов, сама по себе не противоречит требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами; региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 89-ФЗ правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется указанным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно статье 13 данного Федерального закона N 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Статьей 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, чтонакопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (часть 1); места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Согласно статьям 14, 16, 16.2 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" благоустройство территории относится к вопросам местного значения и представляет собой комплекс предусмотренных правилами благоустройства соответствующего муниципального образования мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшения санитарного и эстетического состояния территории.

Содержание вышеприведенных норм федерального законодательства свидетельствует о том, что Правила благоустройства территории городского округа Нальчик №91 приняты Советом местного самоуправления городского округа Нальчик в рамках полномочий данного органа и пункт 3.4.16 этих Правил, предусматривающий обязанность организаций, осуществляющих сбор и вывоз отходов, производить уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов, не противоречит приведенным нормам федерального законодательства, регулирующим обращения с твердыми коммунальными отходами.

Вопреки доводам жалобы Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 в действующей редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2018 года N 1572 определяет "погрузку твердых коммунальных отходов" как перемещение твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов или иных мест, с которых осуществляется погрузка твердых коммунальных отходов, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов ( абзац 7 пункта 2 Правил).

Кроме того, в силу статей 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договоров и иных оснований, предусмотренных законом, и должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

По настоящему делу установлено, что Соглашением от 28 апреля 2018 N 1 "Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Кабардино-Балкарской Республики" (далее - Соглашение N 1), заключенным между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики и ООО <данные изъяты>, Общество приняло на себя выполнение на территории Кабардино-Балкарской Республики функций регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, Кабардино-Балкарской Республики и данным соглашением.

В силу соглашения N 1 региональный оператор обязан: пункт 2.1.1 - в течение срока действия соглашения N 1 осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов в соответствии с территориальной схемой; обеспечить реализацию территориальной схемы и мероприятий регионального оператора, предусмотренных Региональной программой в области обращения с отходами, утвержденной постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики; пункт 2.1.14 - организовывать ликвидацию несанкционированных мест размещения твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора в порядке, установленном Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации 12 ноября 2016 года N 1156; пункт 2.1.15 - устанавливать график сбора твердых коммунальных отходов в соответствии с нормами действующего экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства в соответствии с определенным Территориальной схемой контейнерным или бесконтейнерным способом сбора твердых коммунальных отходов на территории зоны деятельности регионального оператора; пункт 2.1.16 - соблюдать график вывоза твердых коммунальных отходов на территории зоны деятельности Регионального оператора; количество срывов вывоза твердых коммунальных отходов не должно превышать значения "Критерий надежности" приведенный в приложении 2 к соглашению; пункт 2.1.17 - организовать содержание территории, находящейся в зоне деятельности регионального оператора, включая места сбора и накоплениятвердых коммунальных отходов, в надлежащемсанитарном состоянии, за исключением мусороприемных камер мусоропроводов и оборудования, используемого в них; пункт 2.1.30 - нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных соглашением N 1 и действующим законодательством, выплачивать неустойки (штрафы, пени) за нарушение обязательств по соглашению N 1, возмещать убытки, причиненный вред Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики и третьим лицам, в том числе вред окружающей среде, в порядке, предусмотренном данным соглашением и законодательством; пункт 2.1.31 - выполнять иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.

Исходя из вышеприведенных обстоятельств, на основании оценки представленных в деле доказательств в их совокупности суд первой инстанции правомерно признал ООО <данные изъяты> субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку данное Общество обязано организовать содержание территории, находящейся в зоне его деятельности, включая места сбора и накопления твердых коммунальных отходов, в надлежащем санитарном состоянии.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.

Деяние ООО <данные изъяты> правильно квалифицировано по части 14 статьи 7.20 Кодекса Кабардино-Балкарской Республики об административных правонарушениях.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

В силу части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Содержание протокола об административном правонарушении по настоящему делу соответствует приведенным требованиям части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вопреки доводам жалобы, в протоколе об административном правонарушении и в постановлении о привлечении ООО <данные изъяты> к административной ответственности правильно указано место совершения правонарушения: как место размещения контейнерной площадки возле многоквартирных жилых домов и по <адрес> в <адрес>, а не <адрес> нет <адрес>).

В частности в обжалуемом постановлении Административной комиссии Местной администрации городского округа Нальчик от 14 июля 2021г. указано, что правонарушение совершено по <адрес> по месту размещения контейнерной
площадки по реестру, а согласно пункта 309 Реестра контейнерных площадок на территории городского округа Нальчик, утвержденного постановлением главы Администрации городского округа Нальчик от 24 декабря 2021 года, контейнерная площадка оборудована между многоквартирными жилыми домами - по <адрес> (л.д.32-35).

Порядок и срок давности привлечения ООО «<данные изъяты> к административной ответственности соблюдены.

Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях ООО <данные изъяты> объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 14 статьи 7.20 Кодекса Кабардино-Балкарской Республики об административных правонарушениях, не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу решения судьи Нальчикского городского суда. Доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как способ избежать административной ответственности за совершенное административное правонарушение.

Административное наказание назначено Обществу по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1- 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого решения суда, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,судья Верховного СудаКабардино-Балкарской Республики,

РЕШИЛ:

Решение судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 24 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 14 статьи 7.20 Кодекса Кабардино-Балкарской Республики об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> оставить без изменения, а жалобу Общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> - без удовлетворения.

Судья Л.М. Бабугоева