ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 210 от 31.12.9999 Канашского районного суда (Чувашская Республика)

Дело а-1299/2020

УИД 21RS0-26

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Канашский районный суд ФИО1 Республики в составе председательствующего судьи Орлова Б.З.

при секретаре судебного заседания ФИО3,

с участием: административного истца К.А.В.,

представителя административного ответчика - межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по ФИО1 Л.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Канашского районного суда Чувашской Республики административное дело по иску Калинина К.А.В. к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по ФИО1 об обязании произвести перерасчет земельного налога,

у с т а н о в и л :

Калинин А.В. обратился в суд с иском к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Чувашской Республики (далее по тексту - МИФНС ) об обязании произвести перерасчет налога на принадлежащий ему земельный участок с кадастровым номером , ссылаясь в качестве правового обоснования иска на положения Федерального закона «О внесении изменений в статью 52 части 1 и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» и пункта 15 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ).

Требования мотивированы тем, Калинин А.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>». В ДД.ММ.ГГГГ году некоммерческим партнерством СРО «Экспертный совет» была произведена оценка кадастровой стоимости данного участка, которая стала составлять рублей, то есть увеличилась на 78,50%. Исходя из данной суммы им был оплачен налог. Не согласившись с результатами оценки, ДД.ММ.ГГГГ он (Калинин А.В.) обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ФИО1 с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, как необоснованно завышенной. ДД.ММ.ГГГГ комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости требования К.А.В. были удовлетворены и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость участка должна исчисляться из суммы рублей.

ДД.ММ.ГГГГ он обратился в МИФНС с просьбой пересчитать необоснованно уплаченный налог на земельный участок. ДД.ММ.ГГГГК.А.В. сообщено об отказе в перерасчете налога.

Калинин А.В. выражает несогласие с ответом МИФНС и считает, что налоговая база исчисляется с момента установления комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Определением Канашского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ постановлено рассмотреть гражданское дело по исковому заявлению Калинина К.А.В. к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Чувашской Республике об обязании произвести перерасчет земельного участка в порядке административного судопроизводства.

Административный истец Калинин А.В. в судебном заседании на требованиях административного искового заявления настаивал, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика - межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по ФИО1 Л.А. в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме, указывая, что истцом неверно трактуется налоговое законодательство.

В письменном отзыве, представленном на исковое заявление, представитель административного ответчика ссылался на то, что Калинин А.В. на основании пункта 1 статьи 388 НК РФ является плательщиком земельного налога, поскольку имеет в собственности недвижимое имущество в виде земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером . Кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере рыночной решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения заявления Калинина А.В. от ДД.ММ.ГГГГ, установленная кадастровая стоимость не может применяться для расчета налога за 2014, 2015 года и подлежит применению начиная с налогового периода 2016 года. Обращено внимание на позицию Верховного Суда Российской Федерации, указавшего, что Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» не предусмотрено распространение пункта 2.1 статьи 52 НК РФ с обратной силой на все предшествующие налоговые периоды. Новые правила перерасчета земельного налога для физических лиц согласно пунктам 2 и 6 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 334-ФЗ вступают в силу с ДД.ММ.ГГГГ и подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.

Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Из письменного сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ФИО1 усматривается, что в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в редакции, действовавшей на момент вынесения решения Комиссии, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии в порядке, установленной статьей 24.18 Закона об оценке, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии, применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости. Поскольку Калинином А.В. заявление в комиссию было подано ДД.ММ.ГГГГ, дата начала применения кадастровой стоимости в ЕГРН указана ДД.ММ.ГГГГ. В ЕГРН в отношении объекта недвижимости внесена новая кадастровая стоимость, утвержденная постановлением Кабинета министров ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории ФИО1 Республики», применяемая с ДД.ММ.ГГГГ в размере рублей 16 копеек (л.д.).

Суд, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту - КАС РФ) настоящее дело относится к административным делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 ЗК РФ).

Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка (пункты 1 и 2 статьи 66 ЗК РФ).

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Пункт 1 статьи 15 НК РФ к местным налогам относит земельный налог.

В силу пункта 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 3 статьи 396 НК РФ, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Пунктами 1, 1.1 и 4 статьи 391 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

В силу абзацев 4, 6 пункта 1 статьи 391 НК РФ в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено пунктом 1 статьи 391 Кодекса. В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 334-ФЗ), вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, абзацы 4 - 7 статьи 391 НК РФ признаны утратившими силу, статья 391 НК РФ дополнена пунктом 1.1, согласно которому изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено пунктом 1.1 Кодекса. В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы, начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Согласно пункту 2 статьи 403 НК РФ в редакции Федерального закона № 334-ФЗ в отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.

Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик этого объекта налогообложения учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.

В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что Калинину А.В. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 5744 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером (л.д.).

Кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлена в размере 605934 рубля 56 копеек (л.д.).

Кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлена в размере 2032169 рублей 76 копеек (л.д.).

Кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлена в размере 2032169 рублей 76 копеек (л.д).

Кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлена в размере 437000 рублей (л.д).

Кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлена в размере 437000 рублей (л.д.).

Кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлена в размере 437000 рублей (л.д).

Кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлена в размере 437000 рублей (л.д.).

Кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлена в размере 2045668 рублей 16 копеек (л.д.).

Как следует из разъяснений, содержащихся в письме Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, направленном для сведения и руководства в работе налоговых органов письмом Федеральной налоговой службы от ДД.ММ.ГГГГ, если изменения в части установления кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, внесены в государственный кадастр недвижимости в течение налогового периода на основании решения суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земельного участка, а также в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, то указанная кадастровая стоимость применяется в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены такие изменения в кадастр.

В адрес административного истца от административного ответчика поступило налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому административный истец обязан уплатить налог в размере 6555 рублей за спорный земельный участок (л.д.). Взыскиваемый налог рассчитан исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере на ДД.ММ.ГГГГ год.

Из налогового уведомления от ДД.ММ.ГГГГ видно, что административный истец обязан уплатить налог в размере рублей за спорный земельный участок (л.д. Взыскиваемый налог рассчитан исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере 437000 рублей на ДД.ММ.ГГГГ.

Из налогового уведомления от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что административный истец обязан уплатить налог в размере рублей за спорный земельный участок (л.д.). Взыскиваемый налог рассчитан исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере рублей ДД.ММ.ГГГГ год.

Из налогового уведомления от ДД.ММ.ГГГГ явствует, что административный истец обязан уплатить налог в размере рублей за спорный земельный участок (л.д.). Взыскиваемый налог рассчитан исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере рублей на ДД.ММ.ГГГГ год.

Из налогового уведомления от ДД.ММ.ГГГГ следует, что административный истец обязан уплатить налог в размере 30483 рубля за спорный земельный участок (л.д.33). Взыскиваемый налог рассчитан исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере рублей на ДД.ММ.ГГГГ.

Не согласившись с кадастровой стоимостью, Калинин А.В., как следует из сообщения заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.44, 56-57), трижды в ДД.ММ.ГГГГ году обращался в комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером .

Заявление, поступившее ДД.ММ.ГГГГ в комиссию, было удовлетворено, и решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ за кадастровая стоимость участка была установлено в размере рублей. ДД.ММ.ГГГГ сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в ЕГРН. Дата определения указана ДД.ММ.ГГГГ, дата подачи заявления - ДД.ММ.ГГГГ (л.д.

Между тем, налоговым органом был произведен расчет земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ г. исходя из кадастровой стоимости участков актуальной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.).

Административный истец, не согласившийся с суммой начисленного налога за спорный земельный участок на 2014-2015 годы, ДД.ММ.ГГГГ подал в МИФНС заявление о перерасчете налога. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ МИФНС отказал истцу в перерасчете суммы налога, мотивировав это тем, что по спорному земельному участку произведен расчет земельного налога К.А.В. за ДД.ММ.ГГГГ года исходя кадастровой стоимости, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год, в размере рублей, в рамках трехлетнего периода, установленного пунктом 4 статьи 397 НК РФ. До ДД.ММ.ГГГГ НК РФ не предусматривалась возможность распространения оспоренных результатов кадастровой стоимости (рыночной стоимости объекта недвижимости) на прошедшие налоговые периоды. Новые правила перерасчета земельного налога для физически лиц, согласно пунктам 2 и 6 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 334-ФЗ, вступают в силу с ДД.ММ.ГГГГ и подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с ДД.ММ.ГГГГ. При таких данных оснований для перерасчета сумм ранее исчисленных налогов за ДД.ММ.ГГГГ г., исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 437000 рублей, определенной приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № П/320, не имеется (л.д.).

Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.

В силу части 6 статьи 3 Федерального закона № 334-ФЗ, положения пункта 1.1 статьи 391 НК РФ и пункта 2 статьи 403 НК РФ, устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с ДД.ММ.ГГГГ.

При этом Федеральным законом № 334-ФЗ не предусмотрено, что положения статьи 1, дополняющей статью 52 НК РФ пунктом 2.1, имеют обратную силу.

Учитывая, что все юридически значимые действия были совершены административным истцом до ДД.ММ.ГГГГ, суд считает правомерным начисления земельного налога исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером на ДД.ММ.ГГГГ в размере рублей 76 копеек (л.д.), на ДД.ММ.ГГГГ в размере рублей 76 копеек (л.д.).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемые действия (бездействия) налогового органа соответствуют требованиям налогового законодательства, являются законными и обоснованными.

Таким образом, с учетом установленных по делу фактических обстоятельств суд приходит в выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

В удовлетворении административных исковых требований К.А.В. к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по ФИО1 об обязании произвести перерасчет земельного налога отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд ФИО1 Республики через Канашский районный суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Б.З. Орлов

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Дело а-1299/2020

УИД 21RS0-26