УИД № 21RS0024-01-2021-004407-02
№ 2а-517/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июля 2022 года г. Чебоксары
Калининский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Николаева М.Н., при секретаре судебного заседания Петровой Н.Н., с участием представителя ответчика – Ивановой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Яковлевой Веры Михайловны к Управлению Федерального казначейства по Чувашской Республике о признании решения незаконным,
установил:
Яковлева В.М. обратились в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федерального казначейства по Чувашской Республике (далее – УФК по ЧР) о признании решения № от 19 октября 2021 года незаконным.
Требования мотивированы тем, что решением Калининского районного суда г.Чебоксары от 27 мая 2021 года в пользу Яковлевой В.М. с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны РФ постановлено взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб. Исполнительный лист с приложением копий судебных актов и реквизитов счета Яковлева В.М. направила в УФК по ЧР. 19 октября 2021 года указанные документы были возвращены ответчиком истцу без исполнения. Административный истец считает данный отказ незаконным, поскольку согласно п.1 ст.242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляются путем предъявления исполнительных документов к исполнению в орган, исполняющий судебные акты в порядке, определенном главой 24.1 БК РФ: финансовые органы (министерство финансов Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования) и органы Федерального казначейства. При этом из разъяснений решения суда от 27 мая 2021 года следует, что в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с органа государственной власти (государственного органа, органа управления государственным внебюджетным фондом), осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств федерального бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации исполнительный документ о взыскании средств с органа государственной власти (государственного органа, органа управления государственным внебюджетным фондом), осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, направляется в орган Федерального казначейства для исполнения в порядке, установленном настоящей статьей. Основываясь на изложенных в административном иске обстоятельствах, истец обратилась в суд.
Административный истец Яковлева В.М., ее представитель Яковлев Е.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствии. В предыдущих судебных заседаниях поясняли, что в декабре 2021 года исполнительный лист направлен в Министерство финансов Российской Федерации.
Представитель административного ответчика Иванова И.С., выступающая также в качестве представителя заинтересованного лица Министерства финансов Российской Федерации, в судебном заседании в удовлетворении административного иска просила отказать по основаниям, изложенным в отзыве и ранее данных пояснениях. Так, п.3 ст.239 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании судебных актов в соответствии с главой 24.1 БК РФ. Положения данной главы разграничивают полномочия органов, исполняющих судебные акты об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и устанавливают различный порядок их исполнения. На Минфин России, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования возложено исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также иных судебных актов, предусматривающих взыскание средств за счет казны соответствующего публично-правового образования. Органы Федерального казначейства наделены полномочиями по организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих взыскание денежных средств с казенных учреждений, имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства, и с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся указанные юридические лица, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенным учреждениям для исполнения их денежных обязательств. Исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, возложено на Минфин России и осуществляется за счет казны Российской Федерации. Дополнительно пояснила, что после возврата исполнительный лист Яковлевой В.М. повторно не предъявлялся.
Заинтересованное лицо Следственное управление следственного комитета Российской Федерации по Чувашской Республике извещено надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило.
Заслушав объяснения лица, участвующего в деле, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему выводу.
Частью 1 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
При этом в силу п. п. 9, 11 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (п. 11).
Из материалов дела следует, что решением Калининского районного суда г.Чебоксары от 27 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Чувашской Республики от 25 августа 2021 года, с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Яковлевой В.М. взыскана компенсация морального вреда в размере 100 000 руб.
14 сентября 2021 года на основании названного решения выдан исполнительный лист серии №. В качестве должника в исполнительном листе указано Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике.
Данный исполнительный лист предъявлен для исполнения Яковлевой В.М. в Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике.
Письмом от 19 октября 2021 года № исполнительный лист возвращен Яковлевой В.М. В качестве основания для возврата исполнительного листа указано на несоответствие исполнительного листа требованиям ст.13 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в частности содержатся некорректные сведения о должнике, отсутствует адрес и идентификационный номер налогоплательщика должника – Министерства финансов Российской Федерации, а также то обстоятельство, что в УФК по ЧР Министерству финансов Российской Федерации лицевой счет не открыт.
27 октября 2021 года Яковлева В.М. обратилась в Калининский районный суд г.Чебоксары с заявлением о разъяснении решения от 27 мая 2021 года, поскольку ей не ясен порядок исполнения решения о взыскании денежных средств с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Определением суда от 03 ноября 2021 года Яковлевой В.М. разъяснено, что взыскание следует производить с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике.
Письмом УФК по ЧР от 24 ноября 2021 года № Яковлевой В.М. вновь возвращен исполнительный лист, кроме того, предложено после устранения недостатков предъявить исполнительный лист в Министерство финансов Российской Федерации.
Указывая, что административного ответчика отсутствовали основания для возврата исполнительного листа взыскателю, Яковлева В.М. обратилась в суд.
В соответствии с п.1 ст. 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина ст.1071 ГК РФ).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 мая 2019 года №13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» положения главы 24.1 БК РФ разграничивают полномочия органов, исполняющих судебные акты об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и устанавливают различный порядок их исполнения.
На финансовые органы - Минфин России, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования - возложено исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также иных судебных актов, предусматривающих взыскание средств за счет казны соответствующего публично-правового образования. Минфин России также осуществляет исполнение судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств федерального бюджета, а финансовые органы субъектов Российской Федерации и финансовые органы муниципальных образований исполняют судебные акты о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок соответственно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или за счет средств местного бюджета (статья 242.2 БК РФ).
Органы Федерального казначейства наделены полномочиями по организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих взыскание денежных средств с казенных учреждений, имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства, и с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся указанные юридические лица, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенным учреждениям для исполнения их денежных обязательств (пункт 7 статьи 161 БК РФ), - за счет средств соответствующего бюджета (статьи 242.3 - 242.6 БК РФ). Имущественные требования подлежат удовлетворению с выступающих самостоятельно в суде в качестве ответчиков казенных учреждений, осуществляющих свою деятельность за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающих исполнение денежных обязательств (пункты 2, 8, 9 статьи 161 Кодекса), а также с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся эти учреждения, поэтому в резолютивной части судебных актов не содержится указания о взыскании денежных сумм за счет казны публично-правового образования.
Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен бюджетным законодательством и не может быть произвольно определен судом при изложении резолютивной части судебного акта.
Исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц (статьи 1069, 1070 ГК РФ), в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, возложено на Минфин России и осуществляется за счет казны Российской Федерации (пункт 1 статьи 242.2 БК РФ).
Субъектом, обязанным возместить вред по правилам статьи 1069 ГК РФ, и, соответственно, ответчиком по указанным искам является Российская Федерация, от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств по ведомственной принадлежности тех государственных органов (должностных лиц), в результате незаконных действий (бездействия) которых физическому или юридическому лицу причинен вред.
При удовлетворении иска о возмещении вреда в порядке, предусмотренном статьей 1069 ГК РФ, в резолютивной части решения суд указывает на взыскание вреда с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств за счет казны Российской Федерации.
Субъектом, обязанным возместить вред по правилам статьи 1070 ГК РФ, и, соответственно, ответчиком по указанным искам является Российская Федерация, от имени которой в суде выступает Минфин России, поскольку эта обязанность ГК РФ, БК РФ или иными законами не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 ГК РФ).
При удовлетворении иска о возмещении вреда в порядке, предусмотренном статьей 1070 ГК РФ, в резолютивной части решения суд указывает на взыскание вреда с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации.
Исполнение судебных актов о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или их должностных лиц, а также по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования осуществляется: финансовым органом субъекта Российской Федерации - за счет казны субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования - за счет казны муниципального образования в порядке, аналогичном порядку, установленному для взыскания с казны Российской Федерации, и в соответствии с федеральным законодательством (пункты 3 и 4 статьи 242.2 БК РФ).
Таким образом, поскольку изложенными нормами права исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации возложено на Министерство финансов Российской Федерации, у Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике отсутствовали полномочия по принятию к исполнению исполнительного документа, предъявленного административным истцом.
При этом ссылки административного истца на определение Калининского районного суда г.Чебоксары от 03 ноября 2021 года о разъяснении решения, на основании которого выдан исполнительный лист, в соответствии с которым взыскание следует производить с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике, являются несостоятельными, поскольку апелляционным определением Верховного Суда Чувашской Республики от 25 апреля 2022 года указанное определение отменено.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемое административным истцом решение о возврате исполнительного документа взыскателю, выраженное в письме № от 19 октября 2021 года, принято уполномоченным органом в соответствии с нормами действующего законодательства и с соблюдением установленной законом процедуры.
При таких обстоятельствах суд находит административные исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 178-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Яковлевой Веры Михайловны к Управлению Федерального казначейства по Чувашской Республике о признании решения № от 19 октября 2021 года незаконным отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховый Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья М.Н.Николаев
Мотивированное решение изготовлено 04 августа 2022 года
Решение11.08.2022