ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 220 от 22.03.2022 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

№ 2а-2042/2022

УИД: 22RS0-26

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 марта 2022 года г. Барнаул

Центральный районный суд .... в составе:

председательствующего судьи Баньковского А.Е.,

при секретаре ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор Управления Федеральной службы исполнения наказаний ФИО2 по ...., начальнику Федерального казенного учреждения Следственный изолятор Управления Федеральной службы исполнения наказаний ФИО2 по ....ФИО4, о признании незаконным действий,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным действия Федерального казенного учреждения
СИЗО-1 ФИО2 по .... (далее ФКУ СИЗО-1 ФИО2 по ....) по непринятию документов и их последующему не направлению в связи с ненадлежащим оформлением.

В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГФИО3 через ФКУ СИЗО-1 ФИО2 по .... были направлены документы: ответ в ....вой суд по судебному запросу от ДД.ММ.ГГГГ по делу на 1 листе, ходатайство в Центральный районный суд .... на 1 листе. В талоне-уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ указано, что направлено только ходатайство в Центральный районный суд ...., а сведений об отправке ответа в ....вой суд нет. Таким образом, административный истец считает, что административным ответчиком нарушены его законные права и интересы, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», ст. 12 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен начальник ФКУ СИЗО-1 ФИО2 по ....ФИО4

Административный истец ФИО3 в судебное заседание явился, на доводах иска настаивал. Пояснил, что в талоне-уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ изначально было указано, что направлено ходатайство, но не указан ответ. Он подписал талон- уведомление, но потом зачеркнул свою подпись, а ДД.ММ.ГГГГ ему принесли его снова, где был указан ответ, но дата осталась прежней. Полагает, что сотрудники ФКУ СИЗО-1 ФИО2 по .... работают халатно и тем самым нарушают его права.

Административный ответчик – начальник ФКУ СИЗО-1 ФИО2 по ....ФИО4 в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Представитель административного ответчика ФКУ СИЗО-1 ФИО2 по .... в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, согласно талона-уведомления от ДД.ММ.ГГГГ администрацией ФКУ СИЗО-1 ФИО2 по .... от ФИО3 принята следующая корреспонденция:

-ходатайство в Центральный районный суд ....;

-ответ на запрос в ....вой суд.

Указанные обращения от ФИО3 были зарегистрированы в журнале учета жалоб и заявлений подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в учреждении.

Ходатайство в Центральный районный суд .... зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ под номером , с исходящим номером ФИО3 был ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ.

Ответ на запрос в ....вой суд зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ под номером , с исходящим номером ФИО3 был ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ.

Дополнительно представитель административного ответчика ФКУ СИЗО-1 ФИО2 по .... пояснила, что вся корреспонденция зарегистрирована своевременно и передана для отправки адресатам через курьера соответствующего суда. Сроков нарушения регистрации и отправки документов, предусмотренных положениями п. 58 ФИО2 Минюста ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» не допущено, ознакомление с сопроводительными письмами сотрудниками ФКУ СИЗО-1 ФИО2 по .... осуществлено, при этом сроков для ознакомления с исходящими номерами действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено. В силу ст.191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.

В соответствии с пунктом 120 Инструкции по делопроизводству в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ (Далее по тексту - Инструкция по делопроизводству), обработка документов для отправки почтовой связью осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи» (далее по тесту – Правила оказания услуг почтовой связи). Служба делопроизводства проверяется правильность оформления исходящих документов, производит сортировку документов по способу отправления (простая, заказная, международная, курьером и др.) согласно пункта 121 Инструкции по делопроизводству. Административный ответчик полагает, что приняты все меры для направления корреспонденции, а следовательно, оснований для признания действий незаконным и удовлетворения иска не имеется.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Предъявляя данный административный иск ФИО3 полагает, что его права были нарушены ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Административный иск подан ДД.ММ.ГГГГ, следовательно трехмесячный срок не пропущен.

Приговором Центрального районного суда .... от ДД.ММ.ГГГГ с учетом апелляционного постановления ....вого суда от ДД.ММ.ГГГГФИО3 признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 321 и ст. 319 УК РФ, ему назначено наказание на основании ч. 2 ст. 69, ч. 5 ст. 69 УК РФ в виде 1 года 8 месяцев 20 дней лишения свободы.

ДД.ММ.ГГГГ в ФКУ СИЗО-1 поступило распоряжение об исполнении вступившего в законную силу приговора суда. Постановлением судьи Железнодорожного районного суда
.... от ДД.ММ.ГГГГФИО3 оставлен в ФКУ СИЗО-1 на основании ст. 77.1 УИК РФ до рассмотрения уголовного дела.

Таким образом, в период до ДД.ММ.ГГГГФИО3 являлся обвиняемым в совершении преступления, содержащимся под стражей, а после вступления в силу приговора Центрального районного суда .... от ДД.ММ.ГГГГ правовое положение административного истца изменилось, ФИО3 стал лицом, осужденным к отбыванию наказания в виде лишения свободы.

Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее также Федеральный закон №103-ФЗ).

Согласно ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

Согласно статье 17 Федерального закона № 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе в суд, по вопросу о законности и обоснованности их содержания под стражей и нарушения их законных прав и интересов.

Согласно части 1 статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом требований настоящего Кодекса.

Направление предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованных в органы, указанные в части четвертой статьи 12 настоящего Кодекса, и получение ответов на данные предложения, заявления, ходатайства и жалобы осуществляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания.

Из содержания части 4 статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации следует, что предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные, в том числе, в вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, и ответы на них цензуре не подлежат. Указанные предложения, заявления, ходатайства и жалобы не позднее одного рабочего дня передаются операторам связи для их доставки по принадлежности.

Согласно п. 58 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных ФИО2 Минюста Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденного, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно – исполнительной системы и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, Европейский Суд по правам человека, и ответы на них цензуре не подлежит. При отсутствии на лицевом счете осужденного по независящим от его причина денежных средств, указанные предложения, заявления и жалобы отправляются за счет исправительного учреждения (за исключением направляемых в форме телеграмм). Указанные предложения, заявления, ходатайства и жалобы не позднее одного рабочего дня передаются операторам связи для их доставки по принадлежности. О принятии предложений, ходатайств и жалоб осужденному выдается расписка от имени администрации исправительного учреждения с указанием даты передачи жалобы представителю исправительного учреждения.

Согласно части 1 статьи 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, в частности, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 настоящего Кодекса.

ФИО2 Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее – Правила).

Пунктом 91 Правил предусмотрено, что представители администрации ежедневно обходят камеры и принимают от подозреваемых и обвиняемых предложения, заявления и жалобы как в письменном, так и в устном виде.

Предложения, заявления и жалобы, адресованные прокурору, в суд или иные органы государственной власти, которые имеют право контроля за местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации, уполномоченным по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, уполномоченным по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации, в Европейский Суд по правам человека, цензуре не подлежат и не позднее следующего за днем подачи предложения, заявления или жалобы рабочего дня направляются адресату в запечатанном пакете (пункт 94 Правил).

Правила документирования и порядок документооборота, обязательные для всех федеральных государственных гражданских служащих, сотрудников, рабочих и служащих уголовно-исполнительной системы, установлены Инструкцией по делопроизводству в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной ФИО2 ФСИН ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Инструкция).

В силу пункта 114 Инструкции регистрация отправляемых документов осуществляется службой делопроизводства в журнале учета исходящих документов или в электронной базе данных.

Регистрация отправляемых документов осуществляется в день их подписания (утверждения) или на следующий рабочий день (пункт 116 Инструкции).

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ от ФИО3 сотрудником ФКУ СИЗО-1 ФУСИН ФИО2 по .... принято два документа (ответ, ходатайство), адресованные в ....вой суд, присвоен исходящий /ТО/5/Г-45, в Центральный районный суд ...., присвоен исходящий /ТО/5/Г-40. Указанное подтверждается копией журнала «Учета жалоб и заявлений подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в учреждении» (инв. ), реестром ФКУ СИЗО-1 ФУСИН ФИО2 по .... на корреспонденцию переданную в Центральный районный суд ...., через курьера. ФИО3 был ознакомлен с исходящим номером каждого поданного им обращения, о чем имеется подпись последнего по каждому из двух отправлений. Вся корреспонденция зарегистрирована своевременно и передана для отправки адресатам через курьера соответствующего суда. Служба делопроизводства проверила правильность оформления исходящих документов, произвела сортировку документов по способу отправления (простая, заказная, международная, курьером и др.) согласно пункта 121 Инструкции по делопроизводству.

Ходатайство в Центральный районный суд .... с присвоенным исходящим номером 22/ТО/5/Г-40 передано через курьера ДД.ММ.ГГГГ согласно графика дежурств служебного автомобиля суда по доставке почты между районными судами .... на 2022 год (в связи с примечанием дежурство служебного автомобиля осуществляется два раза в неделю «среда», «пятница»).

Ответ на запрос в ....вой суд с присвоенным исходящим номером 22/ТО/5/Г-45 передан, через курьера ФИО6ДД.ММ.ГГГГ, согласно разносной книги для передачи корреспонденции по судам .....

В материалах дела представлен талон-уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, в котором усматривается, что от ФИО3 принято ходатайство в Центральный районный суд ...., ответ на запрос в ....вой суд, о чем имеется подпись последнего. Довод о том, что непосредственно ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано только ходатайство в Центральный районный суд ...., а ответ в ....вой суд был зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ и это повлекло существенное нарушение прав ФИО3 не принимается судом во внимание, так как ФИО3 не смог пояснить, в чем именно выразилось нарушение его прав. В то же время административный ответчик пояснил, что в виду колоссального объема поступающей корреспонденции в ФКУ СИЗО-1 ФИО2 по ...., ответ в ....вой суд был зарегистрирован не ДД.ММ.ГГГГ, когда он был внесен в талон-уведомление, а на день позже, то есть ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах, факт принятия документов от ФИО3, адресованных в ....вой суда, Центральный районный суд .... нашел свое подтверждение. Документы приняты и в срок направлены адресатам посредством курьеров. Права ФИО3 ничем не нарушены, каких-либо неблагоприятных правовых последствий ФИО3 не претерпел. Следовательно, незаконное действие со стороны ФКУ СИЗО-1 ФИО2 по .... – отсутствует.

В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1); об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными (пункт 2).

Таким образом, для признания решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий постановления должностных лиц, их действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Поскольку вышеуказанная необходимая совокупность условий по настоящему делу не установлена, административное исковое заявление ФИО3 удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования ФИО3 – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в ....вой суд через Центральный районный суд .... края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Баньковский А.Е.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.