ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 220066-01-2020-005703-55 от 18.03.2021 Железнодорожного районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело №2а-1109/2021

УИД №22RS0066-01-2020-005703-55

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 марта 2021 года г. Барнаул

Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Тагильцева Р.В.,

при секретаре Наконечникове Р.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю о признании решения незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1, ФИО3, ФИО2 обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором просят признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее – Управление Росреестра) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности, возложить на административного ответчика обязанность осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на кабельную линию <данные изъяты>, расположенную по адресу: <адрес> в соответствии с представленными документами.

ФИО1 также просил взыскать с административного ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб.

Впоследствии ФИО3 не поддержала свои административные исковые требования в связи с продажей своей доли на здание и земельный участок ФИО1, поэтому суд рассматривает уточненные административные исковые требования ФИО1 и ФИО2, представленные в суд ДД.ММ.ГГГГ

В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ административные истцы обратились в Управление Росреестра с заявлением о регистрации права общей долевой собственности на кабельную линию <данные изъяты> (далее – кабельная линия), расположенную по адресу: <адрес>, приложив к заявлению технический план, дополнительно представив справку Комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой разрешение на строительство объекта не требуется, а также договор с актом об осуществлении технологического присоединения от ДД.ММ.ГГГГ

Решением Управления Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности в связи с тем, что заявителями не представлены все необходимые для регистрации права документы, а именно документы, подтверждающие действие инвестиционных программ развития сетей энергоснабжения и (или) договор технологического присоединения, а также документ, подтверждающий факт утраты разрешительной и (или) проектной документации.

Оспариваемое решение административные истцы считают незаконным и необоснованным, противоречащим требованиям частей 4, 5 статьи 18 и статьи 21 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», поскольку заявители представили все необходимые документы для осуществления регистрации права на кабельную линию.

Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является в числе прочего технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке. Представленный заявителями технический план на кабельную линию полностью соответствует требованиям статьи 24 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно приказу Минэкономразвития России от 18.12.2015 №953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений», в случае если на момент принятия решения о вводе объекта в эксплуатацию для принятия указанного решения законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности не предусматривалось представление технического плана объекта недвижимости, сведения о здании, сооружении (за исключением сведений о местоположении такого здания, сооружения на земельном участке и о его площади, площади застройки) указываются в техническом плане также на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

В связи с тем, что кабельная линия была построена в 2000 году, для ввода ее в эксплуатацию не предусматривалось представление технического плана, соответственно, сведения о сооружении должны указываться на основании разрешения на ввод в эксплуатацию объекта. Однако поскольку на момент строительства линии действовал Градостроительный кодекс Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №73-ФЗ, которым не предусматривалась выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, то согласно разъяснениям Минэкономразвития России, содержащихся в письме от ДД.ММ.ГГГГ, в случае отсутствия разрешительной и технической документации, необходимой для подготовки технического плана на объекты недвижимости, относящиеся к коммунальной сфере, в отношении таких объектов недвижимости технический план может быть подготовлен на основании декларации утвержденной формы.

В судебном заседании административный истец ФИО1, его представитель по доверенности ФИО4, а также представитель административного истца ФИО2 по доверенности ФИО5 на удовлетворении требований настаивали по вышеизложенным основаниям.

Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по доверенности ФИО6 в судебном заседании возражал против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, пояснил, что заявители не представили инвестиционную программу развития сетей электроснабжения и (или) договор технологического присоединения, поэтому в государственной регистрации было отказано, что соответствует требованиям п. 6 ч. 5 ст. 44 Закона Алтайского края от 29.12.2009 №120-ЗС «О градостроительной деятельности на территории Алтайского края».

Административный ответчик главный специалист-эксперт Управления Росреестра по Алтайскому краю ФИО7 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще.

Представитель заинтересованного лица Комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.

Суд считает возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150, 152, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения сторон, их представителей, изучив доводы уточенного административного иска, исследовав материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод, а также право обжалования в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).

Право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, в том числе органа местного самоуправления, если лицо полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, установлено частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно положениям п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке административного судопроизводства рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления.

В силу п. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, ФИО1 через своего представителя ФИО4 и ФИО2 через своего представителя ФИО8 обратились в Управление Росреестра с заявлениями о регистрации права общей долевой собственности на кабельную линию <данные изъяты>, расположенную по адресу<адрес> (т. 1 л.д. 59-63, 62-65, 114-121).

К заявлению был приложен технический план сооружения от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 10-17).

Требования к техническому плану содержатся в статье 24 Федерального закона №218-ФЗ.

Представленный административными истцами в Управление Росреестра технический план на кабельную линию соответствовал требованиям, установленным в законе.

В ходе проведения правовой экспертизы ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором сделан запрос в Комитет по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула (далее – Комитет) о необходимости получения разрешения на строительство данного объекта и о факте выдачи такого разрешения.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления Росреестра поступил ответ из Комитета , согласно которому в силу п. 6 ч. 5 ст. 44 Закона Алтайского края от 29.12.2009 №120-ЗС «О градостроительной деятельности на территории Алтайского края» выдача разрешения на строительство не требуется в случае возведения кабельных, воздушных и кабельно-воздушных линий электропередачи, а также электроустановок напряжением до 20 киловольт включительно в соответствии с инвестиционными программами развития сетей электроснабжения и (или) договорами технологического присоединения (т. 1 л.д. 224).

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация права была приостановлена на основании заявления ФИО3, что подтверждается уведомлением Управления Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 99-100).

ДД.ММ.ГГГГ в Управление Росреестра заявители дополнительно представили договор энергоснабжения «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ и акт осуществления технологического присоединения от ДД.ММ.ГГГГ. При этом не представлены документы, подтверждающие действие инвестиционных программ развития сетей энергоснабжения, и (или) договор технологического присоединения (т. 1 л.д. 238-239, 240-244).

В представленном пакете документов имеется письмо Комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому разрещение на строительство, ввод объекта в эксплуатацию Комитетом не выдавалось (т. 1 л.д. 158).

Государственным регистратором был сделан межведомственный запрос в Комитет по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула, на который ДД.ММ.ГГГГ поступил ответ от ДД.ММ.ГГГГ о том, что разрешение на строительство вышеуказанного объекта Комитетом не выдавалась (т. 2 л.д. 6).

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон №218-ФЗ) по инициативе государственного регистратора ДД.ММ.ГГГГ осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности в отношении кабельной линии было приостановлено на срок до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку заявителями не представлены необходимые документы для его осуществления, кроме того, в доверенности, выданной ФИО1 ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ, отсутствуют полномочия на подачу заявлений на государственную регистрацию права собственности и постановки на кадастровый учет объектов недвижимости. Заявителям рекомендовано представить документы, подтверждающие действие инвестиционных программ развития сетей энергоснабжения и (или) договор технологического присоединения, а также документ, подтверждающий факт утраты разрешительной и (или) проектной документации (т. 1 л.д. 102-107).

В связи с тем, что указанные документы не были представлены заявителями в установленный срок, решением государственного регистратора Управления Росреестра ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на кабельную линию.

Данное решение является незаконным по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (п. 7 ч. 2 ст. 14 Федерального закона №218-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона №218-ФЗ заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.

Частью 4 статьи 18 настоящего Федерального закона предусмотрено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:

1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);

2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5 ст. 18 Федерального закона №218-ФЗ).

Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц (ч. 1 ст. 21 Федерального закона №218-ФЗ).

В силу ч. 10 ст. 40 Федерального закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

Перечень объектов, при строительстве которых не требуется получение разрешения на строительство, установлен частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В частности, выдача разрешения на строительство не требуется в иных случаях, установленных законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Согласно п. 6 ч. 5 ст. 44 Закона Алтайского края от 29.12.2009 №120-ЗС «О градостроительной деятельности на территории Алтайского края» выдача разрешения на строительство не требуется в случае возведения кабельных, воздушных и кабельно-воздушных линий электропередачи, а также электроустановок напряжением до 20 киловольт включительно в соответствии с инвестиционными программами развития сетей энергоснабжения и (или) договорами технологического присоединения.

В ответе Комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ за запрос суда от ДД.ММ.ГГГГ указано, что получение разрешения на строительство объекта «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, не требуется.

В пункте 20 раздела II Приложения №2 к Приказу Минэкономразвития России от 18.12.2015 №953 (ред. от 25.09.2019) «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» разъяснено, что в случае если на момент принятия решения о вводе объекта в эксплуатацию для принятия указанного решения законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности не предусматривалось представление технического плана объекта недвижимости, сведения о здании, сооружении (за исключением сведений о местоположении такого здания, сооружения на земельном участке и о его площади, площади застройки) указываются в техническом плане также на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Учитывая, что Закон Алтайского края от 29.12.2009 №120-ЗС «О градостроительной деятельности на территории Алтайского края» вступил в силу только с 19.01.2010 (ч. 1 ст. 48 Закона – с момента его официального опубликования), а также то, что кабельная линия была построена в 2000 году, и выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не предусматривалась действующим на тот момент Градостроительным кодексом Российской Федерации от 07.05.1998 №73-ФЗ, следовательно, в случае отсутствия разрешительной и технической документации, необходимой для подготовки технического плана на объекты недвижимости, относящиеся к коммунальной сфере, в отношении таких объектов недвижимости технический план может быть подготовлен на основании декларации утвержденной формы.

В соответствии с ч. 8 ст. 41 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в случае отсутствия разрешения на ввод в эксплуатацию объектов недвижимости, проектной документации таких объектов недвижимости или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта таких объектов недвижимости соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, и для созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а для бесхозяйного объекта недвижимости – органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минэкономразвития России от 12.09.2014 №Д23и-3189.

Таким образом, в отношении объектов недвижимости, строительство которых осуществлено до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешительная и (или) проектная документация на которые отсутствует, возможно оформление технического плана на основании декларации об объекте недвижимости при условии обоснования подготовки технического плана на основании декларации, что и было сделано административными истцами.

Следовательно, требование государственного регистратора Управления Росреестра ФИО7 о представлении для регистрации права и постановки на кадастровый учет кабельной линии документов, подтверждающих действие инвестиционных программ развития сетей энергоснабжения, и (или) договора технологического присоединения, являлось незаконным и, в принципе, было невозможным для заявителей.

При таких обстоятельствах суд признает незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на кабельную линию <данные изъяты>, расположенную по адресу: <адрес>

Согласно п. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, оснований для возложения на административного ответчика обязанности осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на кабельную линию в соответствии с представленными документами не имеется, поскольку суд не может предрешать решения уполномоченного на то органа по тому или иному вопросу.

Однако суд возлагает на государственного регистратора прав, в чьем производстве будут находиться заявления ФИО1 и ФИО2 о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на кабельную линию, обязанность устранить допущенные нарушения.

В соответствии со статьями 103, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации суд взыскивает с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб.

Руководствуясь статьями 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административные исковые требования ФИО1, ФИО2 удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на кабельную линию <данные изъяты>, расположенную по адресу: <адрес>, обязать государственного регистратора прав устранить допущенные нарушения.

Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Алтайского краевого суда через Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Р.В. Тагильцев

Мотивированное решение изготовлено 22 марта 2021 года.