Дело №2а-191/2022
УИД №22RS0066-01-2021-005518-44
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 января 2022 года г. Барнаул
Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Тагильцева Р.В.,
при секретаре Кузвесовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации г. Барнаула, заместителю главы администрации г. Барнаула по градостроительству и земельным отношениям ФИО2, управлению имущественных отношений Алтайского края, заместителю начальника управления имущественных отношений Алтайского края ФИО3, комитету по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула, заместителю председателя комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула ФИО4, комитету по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула, заместителю председателя комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула ФИО5, заместителю председателя организационно-контрольного комитета администрации г. Барнаула ФИО6 о признании незаконными ответов, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котом просит признать незаконными ответ заместителя председателя организационно-контрольного комитета администрации г. Барнаула ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ№ ответ заместителя главы администрации г. Барнаула по градостроительству и земельным отношениям ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№ ответ заместителя начальника управления имущественных отношений Алтайского края ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№, ответ заместителя председателя комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ№ и ответ заместителя председателя комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ№ возложить на административных ответчиков обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу сформировать (образовать) земельный участок под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>
В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ приобрела квартиру по адресу: г<адрес> Квартира находится в доме с кадастровым номером №, построенном в ДД.ММ.ГГГГ, дом располагается в границах кадастрового квартала № При этом земельный участок под ним не образован и на кадастровый учет не поставлен.
Согласно положениям частей 3, 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в случае, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом; при этом образование указанного земельного участка является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления, которые должны совершить все необходимые действия, предусмотренные законом.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в администрацию г. Барнаула, управление имущественных отношений Алтайского края (далее - Алтайкрайимущество), комитет по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула, комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула с заявлениями, в которых просила органы образовать земельный участок под вышеуказанным домом.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ Алтайкрайимущество уведомило административного истца о направлении ее заявления на рассмотрение в комитет по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула. В дальнейшем данное заявление рассмотрено Администрацией г. Барнаула, которая письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ отказала в образовании земельного участка.
Заявление ФИО1, направленное в администрацию г. Барнаула, перенаправлено на рассмотрение в комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула, о чем она была уведомлена письмом от ДД.ММ.ГГГГ№. На это заявление, а также на заявление, поданное непосредственно в комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула, дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ№, в котором административному истцу отказано в образовании земельного участка.
Комитет по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула в письме от ДД.ММ.ГГГГ№ также отказал ФИО1 в образовании земельного участка.
Считая вышеуказанные ответы незаконными, ФИО1 обратилась с настоящим административным иском в суд о защите ее нарушенного права.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще, ее представитель по доверенности ФИО7 в судебном заседании на удовлетворении административных исковых требований настаивал по вышеизложенным основаниям, пояснил, что отказ государственных органов в рассмотрении заявления ФИО1 по существу влечет нарушение пунктов 3, 4 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», которыми предусмотрено, что в случае, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом; при этом образование указанного земельного участка является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления, которые должны совершить все необходимые действия, предусмотренные законом.
Представитель административного ответчика администрации г. Барнаула по доверенности ФИО8 в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Представитель административного ответчика управления имущественных отношений Алтайского края по доверенности ФИО9 в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Административные ответчики заместитель главы администрации г. Барнаула по градостроительству и земельным отношениям ФИО2, заместитель начальника управления имущественных отношений Алтайского края ФИО3, заместитель председателя комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула ФИО4, заместитель председателя комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула ФИО5, заместитель председателя организационно-контрольного комитета Администрации г. Барнаула ФИО6, а также представители административных ответчиков комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула, комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.
Привлеченные по инициативе суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц ФИО10, ФИО11, Неживая М.Н., ФИО12 в судебном заседании поддержали административные исковые требования.
Привлеченные по инициативе суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.
Представители заинтересованных лиц Правительства Алтайского края, Управления Росреестра по Алтайскому краю, филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Алтайскому краю, привлеченные к участию в деле по инициативе суда, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.
С учетом положений статей 150, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, их представителей, изучив доводы административного иска, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод, а также право обжалования в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).
Право граждан, организаций и иных лиц обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, установлено частью 1 статьи 218 КАС РФ.
Исходя из положений части 8 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решений, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из материалов административного дела следует, что ФИО1 обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовым штемпелем на конверте (л.д. 30), то есть в установленный законом срок, поскольку оспариваемые ответы даны ДД.ММ.ГГГГ
Судом установлено, что ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается сведениями из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-15).
Из технического паспорта на жилой дом, владельцем которого ранее являлось ОАО «Алтайсельхозводопровод», следует, что многоквартирный дом построен в ДД.ММ.ГГГГ, то есть до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 №188-ФЗ (с 01.03.2005). При этом земельный участок, на котором находится многоквартирный дом, до настоящего времени не образован и не поставлен на кадастровый учет, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 72-74).
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон №189-ФЗ) в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (ч. 3 ст. 16 настоящего закона).
В силу ч. 4 ст. 16 Закона №189-ФЗ образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета. С заявлением о государственном кадастровом учете образованного земельного участка вправе также обратиться кадастровый инженер, выполнивший кадастровые работы в целях образования такого земельного участка, без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа.
Образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления также при отсутствии обращения собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, в том числе в ходе выполнения комплексных кадастровых работ (ч. 4.1 ст. 16 Закона №189-ФЗ).
Из материалов административного дела следует, что ФИО1 на основании приведенных положений закона ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию г. Барнаула, управление имущественных отношений Алтайского края, комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула и в комитет по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула в с заявлениями, направленными почтовой связью, в которых просила образовать земельный участок, на котором находится вышеуказанный многоквартирный дом, для чего произвести все необходимые для этого действия, в том числе утвердить проект межевания территории, подготовить межевой план земельного участка, обратиться с заявлением о государственном кадастровом учете в регистрирующий орган и т.д., о чем уведомить ее в письменной форме (л.д. 16-17, 19-20, 24-25, 27-28).
Рассмотрение и разрешение обращений граждан определяет Федеральный закон от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №59-ФЗ).
Согласно ст. 2 Федерального закона №59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.
Частью 3 статьи 8 Федерального закона №59-ФЗ предусмотрено, что письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом (п. 4 ч. 1, ч. 3 ст. 10 названного закона).
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона №59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
В ответе заместителя председателя организационно-контрольного комитета администрации г. Барнаула ФИО26. от ДД.ММ.ГГГГ№ заявителю сообщено, что ее обращение направлено в комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула для рассмотрения на основании п. 3 ст. 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (л.д. 18).
Также ФИО1 дан ответ за подписью заместителя главы администрации г. Барнаула по градостроительству и земельным отношениям ФИО27. от ДД.ММ.ГГГГ№, в котором указано, что принять решение о подготовке проекта межевания территории, на которой расположен спорный земельный участок, не представляется возможным (л.д. 22-23).
Оснований для признания данных ответов незаконными у суда не имеется, поскольку они даны и подписаны в установленный законом срок уполномоченными на то должностными лицами. Кроме того, следует учесть, что разрешение вопроса об образовании земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, не входит в компетенцию администрации г. Барнаула и ее должностных лиц, а поэтому заявление ФИО1 не могло быть рассмотрено по существу данным органом.
В силу п. 3.2 постановления Администрации города Барнаула от 21.08.2013 №875 «Об утверждении Порядка ведения делопроизводства по обращениям граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, организации их рассмотрения в администрации города, органах администрации города, иных органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, предприятиях» распределение и направление руководителям органов администрации города, иных органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, предприятий обращений, поступивших в соответствующие органы, учреждения, предприятия, осуществляется руководителем органа, ответственного за работу с обращениями (в его отсутствие - уполномоченным специалистом, работником), соответствующего органа, учреждения, предприятия на основании положений об органах администрации города, иных органах местного самоуправления, уставов муниципальных учреждений, предприятий.
В главе VIII Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от 28.02.2018 №71, определены органы местного самоуправления, созданные в целях решения вопросов местного значения на территории города.
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула является органом местного самоуправления, уполномоченным в сфере земельных отношений, который, в том числе организует работы, осуществляет подготовку и подачу документов, заявлений по проведению государственного кадастрового учета земельных участков, подлежащих отнесению к муниципальной собственности в процессе разграничения государственной собственности на землю, а также государственной регистрации прав на такие земельные участки; оформляет документы на земельные участки в границах городского округа, находящиеся в муниципальной собственности; распоряжается земельными участками в границах городского округа, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если данные полномочия не отнесены к ведению органа исполнительной власти Алтайского края, администрации города и иных органов местного самоуправления; организует выполнение комплексных кадастровых работ в границах городского округа (ст. 64 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края, п.п. 2.5, 2.7, 3.2, 3.5, 3.33 Положения о комитете по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 26.12.2008 №33).
С учетом того, что администрация города не является органом, который формирует земельные участки, однако ФИО1 в своем обращении просила произвести все необходимые для образования земельного участка действия, в том числе утвердить проект межевания территории и подготовить межевой план земельного участка, оно (обращение) было перенаправлено в отраслевой (функциональный) орган местного самоуправления - комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула, которым впоследствии дан ответ, согласно которому комитет не осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, на которых расположены многоквартирные дома, а поэтому не может производить работы по образованию земельного участка (ответ заместителя председателя комитета ФИО28. от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 26). Следовательно, оснований для признания незаконным данного ответа у суда также не имеется, поскольку он дан и подписан в установленный законом срок уполномоченным на то должностным лицом, а также соответствует Положению о комитете по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула.
Ввиду того, что Управлением имущественных отношений Алтайского края обращение ФИО1 об образовании земельного участка было перенаправлено в комитет по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула (л.д. 21), должностным лицом Администрации г. Барнаула ФИО2 дан ответ, исходя из имеющихся полномочий по принятию решения о подготовке документации по планировке территории и ее утверждении.
Ответ заместителя председателя комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула ФИО29. от ДД.ММ.ГГГГ№ о нецелесообразности проведения межевания границ в отношении спорного земельного участка прав ФИО1 не нарушает, поскольку в компетенцию данного органа не входит разрешение вопроса об образовании земельных участков под многоквартирные дома.
Комитет по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула является органом местного самоуправления, уполномоченным в сфере строительства, градостроительства и архитектуры, который, в том числе организует работы по подготовке документов территориального планирования, Правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, местных нормативов градостроительного проектирования городского округа; выполняет ведение государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в части, касающейся осуществления градостроительной деятельности на территории городского округа, и предоставление сведений, документов и материалов, содержащихся в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности; обеспечивает выдачу документов при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и муниципальными правовыми актами города Барнаула (ст. 65 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края, п.п. 3.3 - 3.7 3.9, 3.10, 3.43 Положения о комитете по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 26.07.2010 №333).
В силу пункта 10 Методических рекомендаций по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, утвержденных приказом Минстроя России от 07.03.2019 №153/пр, образование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, из земель или земельных участков, находящихся в федеральной собственности, рекомендуется осуществлять федеральным органам исполнительной власти; из земель или земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, - исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; из земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органам местного самоуправления; из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - органам государственной власти субъекта Российской Федерации или органам местного самоуправления, наделенных полномочиями по распоряжению такими земельными участками.
Уполномоченным органам рекомендуется образовывать земельные участки под многоквартирными домами по собственной инициативе или в связи с поступлением заявления любого собственника помещения в многоквартирном доме об образовании земельного участка, занятого таким домом (п. 11 приведенных методических рекомендаций).
Судом установлено, что спорный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, что подтверждается ответом комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 54 оборот).
В соответствии со ст. 1 Закона Алтайского края от 23.12.2014 №102-ЗС «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Барнаул Алтайского края и органами государственной власти Алтайского края» орган исполнительной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Барнаул Алтайского края по предоставлению земельных участков, находящихся в границах муниципального образования город Барнаул Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, предоставляемых для завершения строительства индивидуальных жилых домов, жилых домов блокированной застройки, для эксплуатации индивидуальных жилых домов, жилых домов блокированной застройки, в том числе самовольно созданных, а также земельных участков, предоставляемых для эксплуатации погребов, гаражей, машино-мест, парковочных мест, иных объектов, расположенных в составе объектов недвижимости гаражного назначения, для размещения гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо для стоянки технических или других средств передвижения инвалидов, индивидуальных погребов и хозяйственных построек, палаток, лотков, киосков, комплексов мелкорозничной торговли и иных объектов розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания, право собственности на которые не подлежит государственной регистрации в установленном законом порядке; а также земельных участков, предоставляемых гражданам для огородничества, садоводческим, огородническим некоммерческим организациям или их членам в собственность.
Из приведенной нормы закона следует, что обязанность по формированию земельных участков под многоквартирным домом в Алтайском крае лежит не на органах местного самоуправления, а на уполномоченном органе государственной (исполнительной) власти, в систему которых входят: Правительство Алтайского края и краевые органы исполнительной власти Алтайского края: Администрация Губернатора и Правительства Алтайского края; министерства Алтайского края; управления Алтайского края; инспекции Алтайского края; территориальные органы исполнительной власти Алтайского края (ст. 2 Закона Алтайского края от 02.09.2015 №69-ЗС «О системе органов исполнительной власти Алтайского края»).
Таким органом в настоящем споре, по мнению суда, является орган исполнительной власти Алтайского края, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом Алтайского края, в том числе по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Алтайского края, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а именно управление имущественных отношений Алтайского края.
Согласно п. 1.1 Положения об управлении имущественных отношений Алтайского края, утвержденного указом Губернатора Алтайского края от 03.11.2016 №131, управление имущественных отношений Алтайского края в соответствии с полномочиями, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Алтайского края и настоящим Положением, является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом Алтайского края, в том числе по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Алтайского края, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, по участию в проведении государственной политики на территории Алтайского края в указанной сфере.
Управление имущественных отношений Алтайского края наделено полномочиями по управлению и распоряжению государственным имуществом: выступает от имени Алтайского края при государственной регистрации права собственности Алтайского края на недвижимое имущество и сделок с ним, а также права собственности края на земельные участки, которое признается (возникает) в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края (пп. 12 п. 2.1.1 Положения об управлении имущественных отношений Алтайского края).
Также управление наделено полномочиями по вопросам регулирования земельных отношений, в том силе: осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Алтайского края; осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Барнаул Алтайского края по распоряжению земельными участками, находящимися в границах муниципального образования город Барнаул Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с нормативными правовыми актами Алтайского края; осуществляет подготовку документов для разграничения государственной собственности на землю в отношении земельных участков, подлежащих отнесению к собственности Алтайского края (пп. 3, 4, 8 п. 2.1.4 Положения об управлении имущественных отношений Алтайского края).
В связи с чем доводы представителя административного ответчика Алтайкрайимущества ФИО9, изложенные в письменных пояснениях, о том, что в компетенцию данного управления не входит разрешение вопросов об образовании земельного участка под многоквартирным домом (л.д. 135-139), основаны на неверном толковании вышеприведенных норм действующего законодательства.
Как разъяснено в пункте 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования, однако по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом; в свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.
В соответствии со ст. 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (часть 1). Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (часть 2). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3).
Земельное законодательство согласно положениям статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации основывается, в частности, на принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Согласно п. 13 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами.
Как следует из статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета (части 2, 3 и 5) и не предполагает принятие органами государственной власти или органами местного самоуправления специального решения о предоставлении конкретного земельного участка, ограничивая их участие в процессе передачи права собственности исключительно вопросами формирования земельного участка (часть 4).
Положениями частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных названным кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), в Постановлении от 28.05.2010 №12-П указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах установил в Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), а в Федеральном законе «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16 данного федерального закона).
Из частей 2 - 5 статьи 16 указанного федерального закона (с учетом разъяснений, приведенных в пунктах 66, 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав») следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета.
При этом каких-либо актов органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В данном случае собственник жилого помещения в многоквартирном доме как законный владелец земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу ст. 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеет право требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка (пункт 67 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации).
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.
Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Аналогичная позиция изложена в определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 01.11.2018 №71-КГ18-8, кассационных определениях Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2018 №5-КГ18-208, от 06.02.2019 №5-КГ18-301, от 20.02.2019 №89-КГ18-20, а также в кассационных определениях Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 30.09.2020 №88А-8340/2020, от 07.10.2020 №88А-15622/2020, от 07.04.2021 №88А-5389/2021, от 29.09.2021 №88а-16831/2021.
Как следует из материалов дела, управление имущественных отношений Алтайского края не рассмотрело по существу поступившее в данный орган заявление ФИО1 об образовании земельного участка под многоквартирным домом, а направило его на рассмотрение в комитет по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула, в компетенцию которого разрешение данного вопроса не входит.
При этом суд учитывает, что какая-либо форма подачи заявления собственником жилого помещения в многоквартирном доме об образовании земельного участка, расположенного под ним, ни законами, ни подзаконными нормативными правовыми актами в Алтайском крае не утверждена. Представители административных ответчиков в судебном заседании пояснили, что административный регламент по рассмотрению подобных заявлений не разработан и не утвержден.
Суд также учитывает общеправовой принцип поддержания доверия к закону и действиям публичной власти, вытекающий из конституционных принципов юридического равенства и справедливости в правовом демократическом государстве и предполагающий, что участники правоотношений должны в разумных пределах иметь возможность предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в устойчивости своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты (кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2021 №51-КАД20-7-К8).
Поэтому, обращаясь с вышеуказанным заявлением в Алтайкрайимущество, ФИО1 вправе рассчитывать на принятие административным органом решения в соответствии с действующим на момент ее обращения законом.
Доводы представителей административных ответчиков о том, что спорный земельный участок находится в общественно-деловой зоне, а поэтому образование земельного участка под многоквартирным домом будет невозможным, не могут быть приняты судом во внимание.
Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от 25.12.2019 №447, спорный земельный участок расположен зоне смешанной деловой застройки и в многофункциональной общественно-деловой территориальной зоне (ОД-1).
Градостроительным регламентом территориальной зоны ОД-1 не предусмотрен вид разрешенного использования земельных участков «под многоквартирный жилой дом», что следует из Положения о территориальном планировании Генерального плана городского округа - города Барнаула Алтайского края (приложение 1 к решению Барнаульской городской Думы от 30.08.2019 №344).
Между тем Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (статья 8, часть 2); право частной собственности охраняется законом, и каждому гарантируется право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35, части 1 и 2); граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, владение, пользование и распоряжение которой осуществляется ее собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36).
Поэтому расположение формируемого под многоквартирным домом земельного участка в многофункциональной общественно-деловой зоне (ОД-1) не является препятствием для осуществления органами государственной власти и органами местного самоуправления действий по образованию спорного земельного участка, поскольку иное приведет к нарушению права общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок, на котором расположен данный дом.
Следовательно, административный истец вправе требовать формирования границ этого участка, в том числе, в случаях, когда земельный участок расположен в многофункциональной общественно-деловой зоне.
При таких обстоятельствах отказ уполномоченного органа в формировании земельного участка под многоквартирным домом не основан на законе, Алтайкраймущество обязано после соответствующего обращения собственников многоквартирного дома инициировать подготовку документации по планировке территории, после чего в разумный срок сформировать земельный участок, являющийся в силу закона общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.
С учетом вышеизложенного суд удовлетворяет административные исковые требования ФИО1 частично: признает незаконным ответ заместителя начальника управления имущественных отношений Алтайского края ФИО30 от ДД.ММ.ГГГГ№ о направлении обращения ФИО1 в комитет по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула для рассмотрения по существу, возлагает на управление имущественных отношений Алтайского края обязанность повторно рассмотреть заявление (обращение) ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ об образовании земельного участка, расположенного под многоквартирным домом по адресу: <адрес> в установленные сроки.
В соответствии со ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации суд взыскивает с управления имущественных отношений Алтайского края в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь статьями 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административные исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным ответ заместителя начальника управления имущественных отношений Алтайского края ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№ о направлении обращения ФИО1 в комитет по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула для рассмотрения по существу.
Возложить на управление имущественных отношений Алтайского края обязанность повторно рассмотреть заявление (обращение) ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ об образовании земельного участка, расположенного под многоквартирным домом по адресу: <адрес> в установленные сроки.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с управления имущественных отношений Алтайского края в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Алтайского краевого суда через Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Р.В. Тагильцев
Мотивированное решение изготовлено 25 января 2022 года.