ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 220066-01-2023-003148-08 от 26.10.2023 Железнодорожного районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело №2а-3295/2023

УИД №22RS0066-01-2023-003148-08

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Барнаул 26 октября 2023 г.

Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Тагильцева Р.В.,

при секретаре Малышенко В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению представителя Кирясова Дмитрия Вадимовича – Шишмарева Александра Владимировича к военному комиссару Железнодорожного, Октябрьского и Центрального районов г. Барнаула ФИО11, военному комиссариату Железнодорожного, Октябрьского и Центрального районов г. Барнаула, ФКУ «Военный комиссариат Алтайского края» о признании незаконным отказа в снятии с воинского учета, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

представитель Кирясова Д.В. – Шишмарев А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа военного комиссара Железнодорожного, Октябрьского и Центрального районов г. Барнаула в снятии Кирясова Д.В. с воинского учета, возложении на административного ответчика обязанности снять его с учета.

Требования мотивированы тем, что Кирясов Д.В. состоит на воинском учете в военном комиссариате Железнодорожного, Октябрьского и Центрального районов г. Барнаула, куда он обратился через своего представителя по доверенности Кирясову Н.А. с заявлением о снятии с воинского учета в связи с выездом ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> на срок более 6 месяцев (для временного проживания и работы). Однако ДД.ММ.ГГГГ в снятии с воинского учета ему было отказано, а приложенные к заявлению документы возвращены, поскольку действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает возможность исполнения обязанности граждан по воинскому учету их представителями без личной явки в военный комиссариат самого гражданина.

Указанный ответ административный истец считает незаконным, противоречащим положениям статей 2, 8, 8.2, 10 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», нарушающим права Кирясова Д.В. на снятие с воинского учета, а также на свободу передвижения (статья 27 Конституции Российской Федерации).

Административный истец Кирясов Д.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще. Его представитель по доверенности Шишмарев А.В. в судебном заседании на удовлетворении административных исковых требований настаивал по вышеизложенным основаниям.

Представитель привлеченных к участию в деле по инициативе суда в качестве административных соответчиков ФКУ «Военный комиссариат Алтайского края» и военного комиссариата Железнодорожного, Октябрьского и Центрального районов г. Барнаула по доверенности ФИО12. в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, пояснила, что без личной явки гражданина через его представителя снятие с воинского учета невозможно, электронный Реестр воинского учета, ведение которого предусмотрено статьей 8.2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Административный ответчик военный комиссар Железнодорожного, Октябрьского и Центрального районов г. Барнаула ФИО13. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.

С учетом положений статей 150, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав представителя административного истца Шишмарева А.В., представителя административных ответчиков ФИО14 изучив доводы административного иска, исследовав представленные сторонами доказательства в их совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к следующему выводу.

В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации, а также статей 4 и 218 КАС РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

В Определении от 20 апреля 2017 г. №737-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. По смыслу приведенного законоположения гражданин обладает правом оспорить в указанном порядке такие действия и решения государственных органов, должностных лиц, которые носят персонифицированный характер и непосредственно касаются прав, свобод и законных интересов гражданина, которые, как он полагает, были нарушены.

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решений, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права; административный ответчик в свою очередь обязан доказать, что принятые им решения, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

Основанием для удовлетворения таких требований является несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (часть 1 статьи 59 Конституции Российской Федерации).

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет Федеральный закон от 28 марта 1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (здесь и далее – Федеральный закон №53-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона №53-ФЗ (здесь и далее – в редакции, действующей на момент обращения Кирясова Д.В. с заявлением о снятии с воинского учета) воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Граждане обязаны состоять на воинском учете, который осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства через свои структурные подразделения по муниципальным образованиям, за исключением граждан, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации (пункты 1, 2 статьи 8 Федерального закона №53-ФЗ).

Пунктом 1.2 статьи 8 Федерального закона №53-ФЗ, введенным Федеральным законом от 14 апреля 2023 г. №127-ФЗ, вступившим в силу с 14 апреля 2023 г., установлепно, что постановка на воинский учет, снятие с воинского учета и внесение изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, осуществляются путем внесения сведений о них в Реестр воинского учета.

Постановка на воинский учет, снятие с воинского учета и внесение изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, могут осуществляться без личной явки граждан в военный комиссариат на основании сведений о гражданах (за исключением сведений о гражданах, проходящих военную службу, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации), содержащихся в государственном информационном ресурсе, иных государственных информационных системах и информационных ресурсах, а также сведений, представленных военными комиссариатами и полученных на основании их запросов, без проведения мероприятий, которые предусмотрены статьями 5.1 и 5.2 настоящего Федерального закона и проводятся при последующей явке гражданина.

Аналогичная возможность предусмотрена при зачислении в запас граждан, обязанных состоять на воинском учете.

При постановке на воинский учет, снятии с воинского учета и внесении изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, без личной явки таких граждан их оповещение об этом осуществляется автоматически через Реестр воинского учета в электронной форме с использованием Портала государственных и муниципальных услуг (функций). При этом таким гражданам должна быть обеспечена возможность представления необходимых для осуществления воинского учета документов при личной явке гражданина в военный комиссариат либо с использованием личного кабинета гражданина на Портале государственных и муниципальных услуг (функций).

Пунктом 1 статьи 8.2 Федерального закона №53-ФЗ предусмотрено, что реестр воинского учета формируется военными комиссариатами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в автоматизированном режиме на основании сведений государственного информационного ресурса, а также сведений, полученных военными комиссариатами из государственных информационных систем и ресурсов, от органов власти, организаций и граждан в письменной и (или) электронной форме.

В силу пункта 5 статьи 8.2 Федерального закона №53-ФЗ Министерство обороны Российской Федерации является оператором Реестра воинского учета.

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации создает Реестр воинского учета в интересах Министерства обороны Российской Федерации. Правительство Российской Федерации устанавливает порядок, сроки и особенности создания, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, функционирования и ведения Реестра воинского учета, а также содержание и сроки реализации этапов мероприятий по созданию, вводу в эксплуатацию и эксплуатации Реестра воинского учета.

Постановка граждан на воинский учет, снятие с воинского учета, актуализация сведений воинского учета осуществляются путем включения соответствующих сведений в Реестр воинского учета. Включение в Реестр воинского учета сведений из государственного информационного ресурса происходит автоматически (пункт 6 статьи 8.2 Федерального закона №53-ФЗ).

Федеральным законом от 14 апреля 2023 г. №127-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что до начала эксплуатации государственного информационного ресурса, содержащего сведения о гражданах, необходимые для актуализации документов воинского учета, и государственной информационной системы «Единый реестр сведений о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете» мероприятия, осуществляемые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, измененными настоящим Федеральным законом, с использованием указанных информационных ресурсов, в том числе постановка на воинский учет без личной явки, направление повесток в электронной форме, применение временных мер, направленных на обеспечение явки по повестке военного комиссариата, осуществляются без использования таких информационных систем и ресурсов (часть 2 статьи 9).

Таким образом, исходя из буквального толкования приведенной нормы Федерального закона от 14 апреля 2023 г. №127-ФЗ, без использования вышеуказанных информационных систем и ресурсов могут проводиться определенные мероприятия, осуществляемые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, измененными настоящим Федеральным законом, к которым снятие граждан с воинского учета не относится.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона №53-ФЗ в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате, сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания (абзацы второй и пятый).

Пунктом 3 этой же статьи закона определено, что граждане, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете, исполняют также обязанности, предусмотренные пунктом 2, абзацем первым пункта 2.1 и пунктом 2.2 статьи 31 настоящего Федерального закона, и иные обязанности, установленные Положением о воинском учете.

Положения статьи 10 Федерального закона №53-ФЗ регулируют порядок исполнения обязанности граждан по воинскому учету, а не вопросы постановки и снятия граждан с такого учета, которые определяются пунктом 1.2 статьи 8 настоящего закона, где закреплена возможность снятия граждан с воинского учета без личной явки, но на основании сведений о гражданах, содержащихся в государственном информационном ресурсе, иных государственных информационных системах и информационных ресурсах, а также сведений, представленных военными комиссариатами и полученных на основании их запросов.

Согласно пункту 50 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. №719 (в редакции, действующей на момент обращения Морозова А.В. с заявлением о снятии с воинского учета) (далее – Положение), граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства и (или) место пребывания (на срок более 3 месяцев), в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, а также при выезде из Российской Федерации на срок более 6 месяцев и встать на воинский учет в 2-недельный срок по прибытии на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, или возвращении в Российскую Федерацию (пункт «д»).

При этом пунктом «г» пункта 50 Положения в реакции, действующей с 5 августа 2023 г., установлено, что граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны сообщить в письменной или электронной форме в военный комиссариат либо в местную администрацию соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющую первичный воинский учет, сведения об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности, о переезде на новое место пребывания, не подтвержденные регистрацией, либо о выезде из Российской Федерации на срок более 6 месяцев или въезде в Российскую Федерацию либо явиться в военный комиссариат в 2-недельный срок со дня наступления указанных событий (при отсутствии уведомления от военного комиссариата об изменении сведений в автоматизированном режиме с учетом требований статьи 8.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Направить соответствующее заявление в военный комиссариат возможно в том числе с использованием портала государственных и муниципальных услуг (функций).

Таким образом, по смыслу вышеприведенных правовых норм во взаимосвязи с Федеральным законом №53-ФЗ (статьи 8.1, 8.2), в случае отсутствия соответствующей информации о гражданине, подлежащем воинскому учету, в государственном информационном ресурсе, который осуществляется оператором Реестра воинского учета – Министерством обороны Российской Федерации, гражданин обязан лично явиться в военный комиссариат при разрешении вопроса о снятии его с воинского учета.

Личная явка в военный комиссариат граждан, подлежащих призыву на военную службу, для постановки на воинский учет и снятия с воинского учета предусмотрена пунктом 53 Положения. Снятие с воинского учета граждан, подлежащих призыву на военную службу, производится по их письменным заявлениям с указанием причины снятия и нового места жительства или места пребывания.

Пункт 53 Положения признан утратившим силу с 5 августа 2023 г. на основании постановления Правительства Российской Федерации от 25 июля 2023 г. №1211.

Вместе с тем указанное обстоятельство не отменяет обязанность гражданина лично явиться в военный комиссариат при подаче заявления о снятии с воинского учета при отсутствии о нем сведений в государственном информационном ресурсе, иных государственных информационных системах и информационных ресурсах.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 ноября 2021 г. №700 утверждена Инструкция об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета (далее – Инструкция).

Согласно пункту 22 Инструкции при снятии граждан с воинского учета в военном комиссариате заполнение документов воинского учета осуществляется на основании следующих документов: для граждан, убывающих на постоянное место жительства или временно на срок более трех месяцев в другие муниципальные образования, - паспорт гражданина Российской Федерации; военный билет офицера запаса (военный билет; справка взамен военного билета; временное удостоверение, выданное взамен военного билета офицера запаса; временное удостоверение, выданное взамен военного билета); персональная электронная карта (при наличии соответствующей отметки в особых отметках военного билета о ее выдаче); жетон с личным номером Вооруженных Сил (при наличии в документах воинского учета соответствующей отметки о его присвоении); документы, подтверждающие снятие гражданина с регистрационного учета в подразделениях территориальных органов МВД России по вопросам миграции; заявление о снятии с воинского учета (заполняется только для офицеров запаса) (рекомендуемый образец заявления приведен в приложении №14 к Инструкции) (подпункт 3).

В соответствии с подпунктом 3 пункта 8 Инструкции удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, является документом воинского учета граждан.

Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, вручается гражданину, поставленному на воинский учет, военным комиссаром при объявлении решения комиссии по постановке граждан на воинский учет. При вручении гражданину военного билета при отправке его в воинскую часть или освобождении его от призыва на военную службу или от исполнения воинской обязанности удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, изымается и уничтожается пункт 14 Инструкции).

За неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету предусмотрена административная ответственность (статья 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Как следует из материалов дела и установлено судом, Кирясов Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет в военном комиссариате Железнодорожного, Октябрьского и Центрального районов г. Барнаула по месту жительства по адресу: <адрес>

Решением призывной комиссии Железнодорожного, Октябрьского и Центрального районов г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ. Кирясов Д.В. признан годным к военной службе с незначительными ограничениями (категория годности <данные изъяты>

Кирясову Д.В. выдано удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, военный билет ему не выдавался, поскольку военную службу он не проходил и не достиг до настоящего времени возраста 27 лет.

ДД.ММ.ГГГГ Кирясов Д.В. выехал из Российской Федерации в <данные изъяты> для временного проживания и работы, что подтверждается маршрутной квитанцией и посадочными талонами, договором найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ Кирясов Д.В., действуя через своего представителя – мать ФИО15., которой он выдал нотариальную доверенность в <данные изъяты>, обратился с письменным заявлением в военный комиссариат Железнодорожного, Октябрьского и Центрального районов г. Барнаула о снятии его с воинского учета на основании пункта 1 статьи 8 Федерального закона №53-ФЗ в связи с постоянным проживанием (на срок более 6 месяцев) за пределами Российской Федерации. В качестве приложения к заявлению указаны нотариальная доверенность, удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу , нотариальная копия заграничного паспорта Кирясова Д.В., нотариальная копия паспорта гражданина Российской Федерации на имя Кирясова Д.В., копии авиабилетов, копия договора найма жилого помещения.

Вышеуказанное заявление рассмотрено военным комиссаром Железнодорожного, Октябрьского и Центрального районов г. Барнаула ФИО16. ДД.ММ.ГГГГ., заявителю дан ответ , которым приложенные к заявлению документы возвращены без исполнения со ссылкой на пункты 1.2, 6 статьи 8 и пункт 1 статьи 10 Федерального закона №53-ФЗ. Дополнительно со ссылкой на пункт 53 Положения о воинском учете в ответе указанно, что снятие с воинского учета граждан, убывающих за пределы Российской Федерации на срок более шести месяцев, осуществляется военным комиссариатом только при личной явке гражданина.

Оснований не согласиться с данным ответом у суда не имеется.

В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №59-ФЗ) граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В силу положений статей 10, 12 Федерального закона №59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом (часть 3 статьи 10 Федерального закона №59-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона №59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. №1609 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации, в том числе в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности (пункт 2).

В структуру военных комиссариатов входят командование, основные подразделения, в том числе военные комиссариаты муниципальных образований, подразделения обеспечения и центры (отделы) социального обеспечения (пункт 9).

Основной задачей военных комиссариатов является организация и осуществление воинского учета граждан, оказание содействия федеральным органам государственной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям в осуществлении воинского учета (подпункт 1 пункта 17).

Военный комиссариат возглавляет военный комиссар, который назначается на должность и освобождается от должности командующим войсками военного округа (командующим Северным флотом) после согласования его кандидатуры с Министром обороны Российской Федерации (пункт 20).

Как следует из материалов административного дела, заявление Кирясова Д.В. от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено уполномоченным должностным лицом – военным комиссаром Железнодорожного, Октябрьского и Центрального районов г. Барнаула ФИО17 (выписка из приказа Министра обороны Российской Федерации по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ), в установленные законом сроки – 17 ДД.ММ.ГГГГ

Доводы представителя административного истца Шишмарева А.В. о том, что в силу пункта 1.2 статьи 8 Федерального закона №53-ФЗ, действующего с ДД.ММ.ГГГГ., снятие с воинского учета может осуществляться без личной явки граждан в военный комиссариат, не могут быть приняты судом во внимание.

Действительно, в силу приведенной нормы закона постановка на воинский учет, снятие с воинского учета и внесение изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, могут осуществляться без личной явки граждан в военный комиссариат на основании сведений о гражданах, содержащихся в государственном информационном ресурсе, иных государственных информационных системах и информационных ресурсах, а также сведений, представленных военными комиссариатами и полученных на основании их запросов.

Между тем в ходе рассмотрения административного дела судом установлено, что государственная информационная система «Единый реестр сведений о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете», создание которой предусмотрено Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», находится на этапе разработки.

Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в интересах Министерства обороны Российской Федерации реализован и запущен в продуктивный контур государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – ЕПГУ) сервис «Воинский учет», который позволяет гражданам с использованием личного кабинета на ЕПГУ направлять в электронном виде в военные комиссариаты заявления о постановке на воинский учет, снятии с воинского учета, внесения изменений в документы воинского учета, выдаче документов воинского учета взамен утраченных и пришедших в негодность. Сервис «Воинский учет» функционирует и доступен для использования гражданами в полном объеме с ДД.ММ.ГГГГ

При поступлении в военный комиссариат заявлений граждан о снятии с воинского учета во исполнение положений приказа Министра обороны Российской Федерации от 22 ноября 2021 г. №700 «Об утверждении Инструкции об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета», устанавливающих необходимость передачи гражданином в военный комиссариат подлинника документа о воинском учете при снятии такого гражданина с воинского учета, реализована техническая возможность направления в личный кабинет гражданина на ЕПГУ соответствующего приглашения в военный комиссариат. После передачи гражданином подлинника документа воинского учета в военный комиссариат, в случае отсутствия оснований для отказа в снятии с воинского учета, военным комиссариатом может быть принято решение о снятии гражданина с воинского учета, которое направляется, в том числе в личный кабинет гражданина на ЕПГУ.

Указанные обстоятельства подтверждаются поступившим на запрос суда ответом директора Департамента развития инфраструктуры электронного правительства Минцифры России от ДД.ММ.ГГГГ

Из представленных в суд материалов усматривается, что заявление о снятии административного истца с воинского учета было подано представителем Кирясова Д.В. – ФИО18 в письменном виде, а не посредством использования электронного ресурса на ЕПГУ. Кроме того, к заявлению не был приложен паспорт гражданина Российской Федерации на имя Кирясова Д.В. (а только его копия).

При этом Кирясову Д.В. не было отказано в снятии с воинского учета, приложенные к заявлению документы возвращены заявителю без исполнения.

Поскольку Реестр воинского учета находится в разработке, Кирясову Д.В. надлежало лично прибыть в военный комиссариат Железнодорожного, Октябрьского и Центрального районов г. Барнаула с необходимыми документами для решения вопроса о снятии его с воинского учета.

Оспариваемый ответ не нарушает право Кирясова Д.В. на свободу передвижения, гарантированное частью 2 статьи 27 Конституции Российской Федерации, поскольку в силу требований статьи 10 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и пункта 50 Положения о воинском учете граждане обязаны сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат о переезде на новое место жительства или место пребывания, однако административным истцом данная обязанность не была исполнена.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд не находит оснований для удовлетворения требований Кирясова Д.В. и его представителя Шишмарева А.В. о признании незаконным ответа военного комиссара Железнодорожного, Октябрьского и Центрального районов г. Барнаула ФИО19. от ДД.ММ.ГГГГ

Поскольку ответ не признан незаконным, а также в связи с тем, что принятие конкретного решения по результатам рассмотрения заявления гражданина относится к полномочиям административного ответчика, а не суда, то и оснований для возложения обязанности на административного ответчика произвести снятие с воинского учета Кирясова Д.В. без личной явки гражданина в военный комиссариат не имеется.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административных исковых требований представителя Кирясова Дмитрия Вадимовича – Шишмарева Александра Владимировича к военному комиссару Железнодорожного, Октябрьского и Центрального районов г. Барнаула Вопиловскому Александру Ивановичу, военному комиссариату Железнодорожного, Октябрьского и Центрального районов г. Барнаула, ФКУ «Военный комиссариат Алтайского края» о признании незаконным отказа в снятии с воинского учета, возложении обязанности отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Алтайского краевого суда через Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Р.В. Тагильцев

Мотивированное решение изготовлено 30 октября 2023 г.