ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 230003-01-2019-001591-72 от 12.11.2020 Анапского городского суда (Краснодарский край)

2а-2901/2020

УИД № 23RS0003-01-2019-001591-72

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 ноября 2020 года Анапский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Михина Б.А.

при секретаре Тарасовой А.С.

с участием: представителя административного ответчика ИФНС России по городу-курорту Анапа – ФИО1, представителя административного ответчика Управления Росреестра - ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3, ФИО4 к инспекции Федеральной налоговой службы по городу-курорту Анапа Краснодарского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению « Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице территориального отдела № 1 ( по городу-курорту Анапа и Темрюкскому району), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об оспаривании действий, связанных с начислением налога на имущество физических лиц,

у с т а н о в и л:

ФИО3, ФИО4 обратились в суд с административным исковым заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по городу- курорту Анапа Краснодарского края, федеральному государственному бюджетному учреждению « Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице территориального отдела № 1 ( по городу-курорту Анапа и Темрюкскому району), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об оспаривании действий, связанных с начислением налога на имущество физических лиц.

В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что в 2017 году инспекция Федеральной налоговой службы по городу-курорту Анапа Краснодарского края в адрес административного истца ФИО4 направила налоговое уведомление от 8 сентября 2017 года об уплате не позднее 1 декабря 2017 года, в том числе, налога на имущество физических лиц за 2016 год, указав в качестве объектов налогообложения две квартиры (одна расположена в г. Анапе, вторая - г. Санкт-Петербурге) и жилой дом, расположенный в <адрес> (далее - спорный объект), в отношении которого, как и в отношении находящейся в г. Санкт-Петербурге квартиры предоставлена налоговая льгота.

В 2018 года на имя административного истца ФИО4 направлено налоговое уведомление от 14 июля 2018 года об уплате не позднее 3 декабря 2018 года, в том числе, налога на имущество физических лиц за 2017 год в отношении трёх квартир, в котором спорный объект поименован как квартира; сделан перерасчет налога за 2015 год в отношении спорного объекта, поименованного как квартира; налоговая льгота предоставлена в отношении квартиры, находящейся в г. Санкт-Петербурге.

На имя административного истца ФИО3 в 2018 году направлено налоговое уведомление от 29 августа 2018 года о необходимости уплаты, в том числе, налога на имущество физических лиц не позднее 3 декабря 2018 года с указанием на два объекта налогообложения в виде квартир, включая спорный объект, в отношении которого предоставлена налоговая льгота.

Полагая, что действия по направлению уведомлений являются незаконными, поскольку им фактически принадлежит не квартира, а часть жилого дома каждому, в связи с чем они имеют льготы по уплате налога они, ФИО4 и ФИО3, обратились с жалобой, однако ответом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 20 декабря 2018 года, а также ответом Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 28 января 2019 года их жалобы признаны необоснованными.

По мнению административных истцов, у Управления Росреестра отсутствовали правовые основания для определения спорного объекта как квартиры, что повлекло незаконное начисление налога на этот объект, являющийся жилым домом, чем нарушены требования пункта 23 части 4 статьи 8 Федеральногозакона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», части 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 5 и 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47.

ФИО4 и ФИО3 считают, что спорный объект является жилым домом, названное обстоятельство подтверждается вступившими в законную силу судебными актами, то есть в отношении него должна предоставляться налоговая льгота, поскольку других объектов названного вида они в собственности не имеют, следовательно, налоговая инспекция при направлении указанных выше налоговых уведомлений нарушила положения пункта 1 статьи И, пункта 2 статьи 22, пункта 3 статьи 30, подпункта 10 пункта 1 и пункта 3 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации.

Полагая, что действия административных ответчиков является незаконными, административные истцы заявили административные исковые требования и просили признать незаконными действия Управления Росреестра о передаче в налоговую инспекцию сведений об объектах недвижимости, собственниками которых они являются, в части спорного объекта, и начислении налога на имущество физических лиц в отношении этого объекта, а также возложении обязанности на Управления Росреестра, ФГБУ « ФКП Управления Росреестра» внести соответствующие изменения в отношении спорного объекта, на налоговую инспекцию - предоставить административным истцам налоговую льготу на этот объект.

Административные истцы, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, причины неявки суду не сообщили, суд находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель административного ответчика ИФНС РФ по городу-курорту Анапа Краснодарского края требования не признала, представив письменные возражения относительно заявленных требований.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Краснодарскому краю в судебном заседании требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на требования.

Представитель административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» направила в суд ходатайство, в котором просила дело рассмотреть в ее отсутствие, требования не признала, представив письменные возражения.

Проверив материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений действий (бездействия) органа государственной власти, органов местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями ( включая решения, действия (бездействия) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно данных, содержащихся ЕГРН ФИО4 владеет объектами недвижимого имущества, в том числе: квартира с кадастровым номером по адресу: <адрес> Согласно данных, содержащихся ЕГРН ФИО3 владеет объектами недвижимого имущества, в том числе: квартира с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего кодекса.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) имущество, в том числе жилой дом, жилое помещение (квартира, комната) (подпункты 1 и 2 пункта 1 статья 401).

В силу положений подпункта 10 пункта 1 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом положений настоящей статьи право на налоговую льготу имеют пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.

Налоговая льгота предоставляется в отношении, в том числе, таких видов объектов налогообложения как квартира или комната, жилой дом (подпункты 1 и 2 пункта 4 упомянутой статьи).

Материалами дела установлено и указанное обстоятельство не оспаривается инспекцией Федеральной налоговой службы по городу- курорту Анапа Краснодарского края, что административные истцы относятся к названной категории налогоплательщиков.

При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот (пункт 3 статьи 407).

При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога (абзац третий пункта 7 статьи 407).

Как следует из материалов дела, в отношении спорного объекта ( <адрес> ) Управление Росреестра предоставлял в налоговую инспекцию города-курорта Анапа за разные налоговые периоды не тождественные сведения.

Так, в уведомлении от 8 сентября 2017 года об уплате налога за 2016 год указанный объект отнесен к жилому дому, в уведомлении от 14 июля 2018 года об уплате налога за 2017 и 2015 годы - к квартире.

Суд полагает, что спорный объект правомерно отнесён Управлением Росреестром к такому виду объекта налогообложения как квартира.

Так, вступившие в законную силу решением Анапского районного суда от 19 августа 2008 года установлено, что ФИО3 и ФИО4 на праве общей долевой собственности принадлежал жилой дом по адресу: <адрес> В результате произведенного раздела в натуре в соответствии с заключением судебной строительно-технической экспертизы, право долевой собственности на домовладение прекращено, а данной объект недвижимости квалифицируется как жилой дом блокированной застройки согласно пункту 2 части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (л.д. 17-35).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости на 16 ноября 2018 года спорный объект поименован как жилое помещение, вид жилого помещения не указан (л.д. 10).

В кадастровом паспорте на 13 сентября 2012 года, в письме Росреестра от 20 декабря 2018 года спорный объект также назван помещением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в названном кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим кодексом.

Жилищный кодекс Российской Федерации к жилым помещениям относит жилой дом, часть жилого дома; квартиру, часть квартиры; комнату (часть 1 статьи 16).

Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (часть 3 приведенной статьи).

Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с законом сведений, ведется в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения), состоит, в том числе, из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестра прав, ограничений прав и обременении недвижимого имущества (часть 2 статьи 1, пункты 1 и 2 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Согласно пункту 23 части 4 статьи 8 указанного федерального закона в кадастр недвижимости в числе основных сведений об объекте недвижимости подлежит внесению вид жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. Аналогичное положение содержится и в подпункте 10 пункта 35 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 года № 943.

Из приведенных выше доказательств следует, что спорный объект не может считаться квартирой, поскольку не расположен в многоквартирном жилом доме, а является часть жилого дома.

Следовательно, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости в отношении спорного объекта как «квартира», внесены необоснованно и подлежат исправлению исходя из фактического назначения данного жилого помещения.

Исходя из приведенного незаконными являются действия налогового органа по направлению административным истцам налоговых уведомлений об уплате налога и по непредставлению налоговых льгот.

Доводы административного ответчика, о том, что административные истцы подменяют административный порядок защиты нарушенного права, поскольку не обращались в Управление Росреестра в административном порядке с требованиями о внесении изменений в государственный кадастр сведений об объекте недвижимого имущества, являются несостоятельными, поскольку материалами дела подтверждено, что административные истцы обращались с такими требованиями, однако письмом от 20 декабря 2018 года их жалоба была оставлена без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

удовлетворить административное исковое заявление ФИО3, ФИО4 к инспекции Федеральной налоговой службы по городу- курорту Анапа Краснодарского края, федеральному государственному бюджетному учреждению « Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице территориального отдела № 1 ( по городу-курорту Анапа и Темрюкскому району), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об оспаривании действий, связанных с начислением налога на имущество физических лиц.

Признать сведения в Едином государственном реестре недвижимости по кадастровому учету объекта недвижимости с кадастровым по адресу <адрес>, как «помещение», находящееся в жилом доме с кадастровым по адресу <адрес>, не отвечающими требованиям части 7 статьи 41 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», не допускающей осуществление государственного учета и государственной регистрации права собственности на помещение или помещения (в т.н. жилые) в составе жилого дома (объекте индивидуального жилищного строительства).

Признать не соответствующей сведениям Единого государственного реестра недвижимости и, как следствие, недействительной, информацию о виде жилого помещения «квартира» (в выходной форме АИС «Налог-3» код по СНТС - «30200 квартиры») в отношении объекта недвижимости с кадастровым по адресу <адрес>, направленную в ходе электронного взаимодействия между Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю и Инспекцией Федеральной налоговой службы по г-к. Анапа, код ИФНС 2301, по форме, утвержденной приказом ФНС России от 13.04.2017 г. № ММВ-7-21/302@.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю и Краснодарский филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» внести следующие изменения в Единый государственный реестр недвижимости по объекту недвижимости с кадастровым по адресу <адрес>:

наименование объекта недвижимости изменить с «помещения» на «здание»;

в строке наименование - «жилое помещение» заменить на «блок жилого дома блокированной застройки»;

в строке назначение - «жилое помещение» заменить на «жилое»;

-в строке вид жилого помещения - слова «данные отсутствуют» заменить на «жилой дом», как это установлено ч. 1 и ч. 2 ст. 16 Жилищного кодекса РФ.

Восстановить ФИО4 положение с фактически предоставленной по налоговому уведомлению № 27103763 от 08.09.2017г. льготой на имущество физических лиц за 2015г. по объекту налогообложения жилой дом по адресу <адрес>, признав по налоговому уведомлению № 26147180 от 14.07.2018г. в разделе «ПЕРЕРАСЧЕТ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ» недействительным по коду ИФНС 2401 требование об уплате налога в сумме 1 465,00 руб.

Признать в отношении ФИО4 недействительным ненормативный акт «Налоговое уведомление № 26147180 от 14.07.2018г.» по разделу «РАСЧЕТ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ» в части Инспекции Федеральной налоговой службы по городу-курорту <адрес>, код ИФНС 2301, на сумму исчисленного налога за 2017 год 753,00 руб. по объекту налогообложения квартира по адресу <адрес>.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по городу-курорту <адрес> восстановить ФИО4 ранее предоставленную льготу на имущество физических лиц по объекту налогообложения жилой дом (часть жилого дома) по адресу <адрес> предоставить льготу за 2017г. в сумме 753,00 руб.

Признать в отношении ФИО3 недействительным ненормативный акт «Налоговое уведомление № 35427845 от 29.08.2018г.» по разделу «РАСЧЕТ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ» в части Инспекции Федеральной налоговой службы по городу-курорту <адрес>, код ИФНС 2301, на сумму исчисленного налога за 2017 год 753,00 руб. по объекту налогообложения квартира по адресу <адрес>.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по городу-курорту Анапа Краснодарского края восстановить ФИО3 ранее предоставленную льготу на имущество физических лиц по объекту налогообложения жилой дом (часть жилого дома) по адресу <адрес> предоставить льготу за 2017г. в сумме 753,00 руб.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г-к. Анапа, код ИФНС 2301, не чинить препятствия ФИО3 и ФИО4 в предоставлении льготы по налогу на имущество физических лиц в отношении объекта налогообложения «жилой дом», которым является объект недвижимости «здание» с кадастровым по адресу <адрес>, находящегося у них в общей долевой собственности.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда через Анапский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 16 ноября 2020 года.

Председательствующий: