к делу № 2а-2424/2021
УИД № 23RS0003-01-2021-004453-54
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 июля 2021 года г-к Анапа
Анапский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Кашкарова С.В.,
при секретаре Саакян Д.А.,
с участием:
представителя административного истца – помощника Анапского межрайонного прокурора Присяжнюк А.И.,
представителя административного ответчика ФИО1, действующего на основании доверенности № 103-07-14394/20 от 25.12.2020 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Анапского межрайонного прокурора, действующего в интересах муниципального образования город-курорт Анапа и неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования город-курорт Анапа, о признании бездействия незаконным, понуждении устранить допущенные нарушения законодательства, регламентирующего вопросы управления и распоряжения государственной и муниципальной собственностью,
У С Т А Н О В И Л:
Анапский межрайонный прокурор, действуя в интересах муниципального образования и неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования город-курорт Анапа, о признании бездействия незаконным, понуждении устранить допущенные нарушения законодательства, регламентирующего вопросы управления и распоряжения государственной и муниципальной собственностью.
В обоснование иска указал, что Анапской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования город-курорт Анапа требований законодательства, регламентирующего вопросы управления и распоряжения государственной и муниципальной собственностью, а также полноты принимаемых мер по устранению выявленных нарушений закона. По результатам проверки установлено бездействие органов местного самоуправления, выразившееся в непринятии мер по государственной регистрации права собственности на муниципальное имущество.
Приказами начальника управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа объект капитального строительства - здание котельной, расположенное по адресу: х. Красный Курган, ул. Мира, д. 25А, включены в Реестр объектов муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Анапа в подраздел «Муниципальная казна».
Согласно информации Анапского отдела управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Краснодарскому краю, а также сведений администрации МО г.-к. Анапа права муниципальной собственности на здание котельной, расположенной по адресу: г.-к. Анапа, х. Красный Курган, ул. Мира, д. 25А, не зарегистрировано.
О наличии в деятельности администрации муниципального образования город-курорт Анапа нарушений требований ст. ст. 8.1, 131, 225 Гражданского кодекса РФ, а также п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», необходимости их незамедлительного устранения указано в представлении прокурора, внесенного и.о. главы МО г.-к. Анапа 28.07.2020.
Вместе с тем, до настоящего времени нарушения требований федерального законодательства органом местного самоуправления не устранены, государственная регистрация прав муниципалитетом не осуществлена.
Согласно информации администрации МО г.-к. Анапа от 22.06.2021 № 103-07-7230/21 на объект готовится техническая документация.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии бездействия администрации муниципального образования город-курорт Анапа, выразившегося в неприятии мер к государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, что препятствует выделению бюджетных средств на его содержание, поскольку расходные обязательства препятствует выделению предназначены только для содержания имущества, права на которые в установленном порядке, влечет невозможность надлежащего использования имущества для разрешения вопросов местного значения муниципального образования, в том числе по организации предоставления бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего дополнительного образования детей муниципальных образовательных организациях, чем нарушаются права и законные интересы муниципального образования город-курорт Анапа и граждан – неопределенного круга лиц.
В связи с изложенным прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город-курорт Анапа, выразившееся в непринятии мер к государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество – здание котельной, расположенной по адресу: г-к. Анапа, х. Красный Курган, ул. Мира, д. 25А; обязать администрацию муниципального образования город-курорт Анапа принять меры к регистрации права собственности на недвижимое имущество – здание котельной, расположенной по адресу: г-к. Анапа, х. Красный Курган, ул. Мира, д. 25А.
Административный истец в лице помощника Анапского межрайонного прокурора Присяжнюк А.И., заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика – ФИО1, в судебном заседании заявленные требования не признал, пояснил, что здание «котельная», расположенное по адресу: х. Красный Курган, ул. Мира, д. 25а, передано в оперативное управление МБДОУ детского сада № 43 «Буратино» на основании приказа управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 16.02.2015 № 35. В настоящее время направлено письмо в адрес МБДОУ детского сада № 43 «Буратино» с целью подготовки технической документации на объект.
В судебное заседание представители заинтересованных лиц – муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 43 «Буратино» муниципального образования город-курорт Анапа; Анапского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю – не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
С учётом ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие заинтересованных лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства и дав им юридическую оценку, суд находит требования прокурора законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что Анапской межрайонной прокуратурой проведена проверка законности действий (бездействия) администрации муниципального образования город-курорт Анапа по исполнению законодательства, регламентирующего вопросы управления и распоряжения государственной и муниципальной собственностью.
Проведенной проверкой установлено бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в непринятии мер по государственной регистрации права собственности на муниципальное имущество.
Согласно ст. 8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Статьей 131 ГК РФ закреплено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Положением ст. 225 Гражданского кодекса РФ определено понятие бесхозяйной вещи, как не имеющей собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Данной статьей указано, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Постановлением главы города-курорта Анапа от 29.04.1997 № 358 «О муниципальной собственности города-курорта Анапа» утвержден перечень объектов муниципальной собственности.
Судом установлено, что приказами начальника управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа объект капитального строительства - здание котельной, расположенное по адресу: х. Красный Курган, ул. Мира, д. 25А, включены в Реестр объектов муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Анапа в подраздел «Муниципальная казна».
Согласно информации Анапского отдела управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Краснодарскому краю, а также сведений администрации МО г.-к. Анапа права муниципальной собственности на здание котельной, расположенной по адресу: г.-к. Анапа, х. Красный Курган, ул. Мира, д. 25А, не зарегистрировано.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также п. 3 ст. 9 Устава муниципального образования город-курорт Анапа, утвержденного решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 16.04.2015 № 544, к вопросам местного значения муниципального образования город-курорт Анапа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Анапа.
Статьей 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органа местного самоуправления городского округа отнесено решение вопросов по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам дополнительного образования детей муниципальных образовательных организациях, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций.
Согласно п. 2.1 Положения о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования город-курорт Анапа, утвержденного решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 02.06.2006 № 284, право муниципальной собственности, другие вещные права на принятое, приобретенное и вновь созданное недвижимое имущество, а также право хозяйственного ведения и оперативного управления, аренда, доверительное управление, сервитут, ипотека подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ).
На основании п. 6 ст. 1 Закона № 218-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст.ст. 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 1 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
По смыслу положений ст. 4 Закона № 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, другие лица в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, Союзное государство, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, кадастровые инженеры, нотариусы, судебные приставы-исполнители, с одной стороны, и орган регистрации прав – с другой.
Судом установлено, что в силу действующего законодательства, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу подлежат государственной регистрации. Из материалов дела следует, что объект – здание котельной, расположенной по адресу: г-к. Анапа, х. Красный Курган, ул. Мира, д. 25А приказами начальника управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа, включен в Реестр объектов муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Анапа в подраздел «Муниципальная казна».
Однако, в нарушение действующего законодательства, право собственности ответчиком не зарегистрировано, в связи с чем, суд находит установленным, что администрацией муниципального образования город-курорт Анапа в нарушение требований ст. 8.1, 131, 225 ГК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», допущено бездействие, выразившееся в неприятии мер государственной регистрации права собственности на вышеназванный объект недвижимости.
Бездействие администрации муниципального образования город-курорт Анапа, выразившееся в неприятии мер к государственной регистрации права собственности на объект недвижимости препятствует выделению бюджетных средств на его содержание, поскольку расходные обязательства предназначены только для содержания имущества, права на которые оформлено в установленном порядке, влечет невозможность надлежащего использования имущества для разрешения вопросов местного значения муниципального образования, в том числе по организации предоставления бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего дополнительного образования детей муниципальных образовательных организациях, чем нарушаются права и законные интересы муниципального образования город-курорт Анапа и граждан – неопределенного круга лиц.
Статьей 39 КАС РФ прокурор наделен правом обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Анапского межрайонного прокурора, действующего в интересах муниципального образования город-курорт Анапа и неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании бездействия незаконным, понуждении устранить допущенные нарушения законодательства, регламентирующего вопросы управления и распоряжения государственной и муниципальной собственностью – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город-курорт Анапа, выразившееся в непринятии мер к государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество – здание котельной, расположенной по адресу: г.-к. Анапа, х. Красный Курган, ул. Мира, д. 25А.
Обязать администрацию муниципального образования город-курорт Анапа принять меры к регистрации права собственности на недвижимое имущество – здание котельной, расположенной по адресу: г.-к. Анапа, х. Красный Курган, ул. Мира, д. 25А.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Анапский городской суд в течение месяца.
Председательствующий- <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>