Дело № 2а-614/2022 г.
УИД № 23RS0005-01-2021-000772-30
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Апшеронск 28 апреля 2022 года
Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Якименко Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Науменко О.А.
с участием административного истца ФИО1
представителя административного ответчика – врио военного комиссара Апшеронского района Краснодарского края ФИО2
председателя призывной комиссии Апшеронского района ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 об оспаривании решения (заключения) призывной комиссии Апшеронского района № 4 от 23.12.2020г. о признании ФИО1 не прошедшим военную службы по призыву, не имея на то законных оснований,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения (заключения) призывной комиссии Апшеронского района № от 23.12.2020г. о признании ФИО1 не прошедшим военную службы по призыву, не имея на то законных оснований, мотивируя свои требования тем, что 01.03.2021г. ФИО1 обратился в военный комиссариат Апшеронского района с заявлением о выдаче документов воинского учета (военного билета), в связи с достижением 27-ми летнего возраста. Однако, решением призывной комиссии Апшеронского района от 23.12.2020 (протокол № 4 от 23.12.2020) ФИО1 был признан гражданином, не проходившим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Согласно учетно-алфавитной книги призывников 01.02.2010 ФИО1 (ФИО4/Шаров) был поставлен на воинский учет в отделение подготовки и призыва граждан на военную службу Апшеронского района Краснодарского края. В 2011 году по окончанию11 классов в МБОУСОШ и направлению от ОМВД Апшеронского района на обучение в высшем учебном заведении, административный истец поступил в Краснодарский университет МВД России, в связи с чем, на основании ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу. По причине перемены места жительства и фактическом проживании ФИО1 на территории учебного заведения (Краснодарского университета МВД России) он 27.09.2011 был поставлен на воинский учет в отделение подготовки и призыва граждан на военную службу военного комиссариата Западного и Прикубанского округов г. Краснодара, личное дело призывника направлено в военный комиссариат 09.10.2011 (исх. 1/1861). В 2016 году административный истец окончил Краснодарский Университет МВД России по специальности «юриспруденция», квалификация «юрист», и в связи с ранее выданным направлением о прохождении обучения, вернулся в г. Апшеронск Краснодарского края, где с 2016 года по 2018 год проходил службу в ОМВД России по Апшеронскому району, после чего в 2018 году переводом поступил на службу в ОМВД России по Белореченскому району, где служил в звании старшего лейтенанта полиции и находился в должности участкового уполномоченного полиции ОУУП и ПДН Отдела МВД России по Белореченскому району до 21.04.2020. Приказом № 229 л/с от 21.04.2020 административный истец ФИО1 был уволен из ОМВД РФ по Белореченскому району по п. 2 ч. 2 ст. 82 ФЗ от 30.11.2011 №342 - ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В силу п. «з» ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» административному истцу ФИО1 на период гражданской службы в вышеуказанных правоохранительных органах также была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, в связи с тем, что он поступил на службу в органы внутренних дел непосредственно по окончании образовательной организации высшего образования указанного органа (Краснодарский университет МВД России). После увольнения из органов внутренних дел, ФИО1 обратился в военный комиссариат Апшеронского района для получения документов воинского учета (военного билета), в связи с достижением 27-летнего возраста. Оспариваемым решением призывной комиссии Апшеронского района он был признан гражданином, не проходившим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в том числе, по мотивам, что он уклонялся от призыва на военную службу и, якобы, розыскные мероприятия по установлению места нахождения административного истца ФИО1 не привели к успеху. Поскольку от службы в армии административный истец не уклонялся, от соответствующего призыва не скрывался, вёл законопослушный образ жизни, с учётом полученного направления обучался по очной форме обучения в Краснодарском университете МВД России, по окончанию ВУЗа официально работал в органах внутренних дел Апшеронского района, а после в порядке перевода в Белореченском районе, следовательно, в указанный период времени (2011 -2020гг.) имел право на получение отсрочки, а поэтому, признание его лицом не прошедшим военную службу, не имея на то оснований, является необоснованным; а также то обстоятельство, что в отношении административного истца ФИО1 военным комиссариатом и призывной комиссией не совершалось никаких действий, направленных на проведение мероприятий по призыву его на военную службу, повестки о необходимости явки в отдел военного комиссариата не направлялись и под роспись ему не вручались, просит суд признать незаконным решение призывной комиссии Апшеронского района (выписки из дела протоколов заседаний призывной комиссии - протокол № 4 от 23.12.2020) о признании ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований и обязать отдел военного комиссариата Апшеронского района принять решение о зачислении ФИО1 в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, как не подлежащего призыву на военную службу по достижению им возраста 27 лет в соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 28, абзацем 6 пункта 1 статьи 52 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», и выдать ему военный билет.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал и настаивал на их удовлетворении полном объеме.
Представитель Военного комиссариата Апшеронского района ФИО2 в судебном заседании заявленные доводы не признал, возражал против их удовлетворения. В возражении на административное исковое заявление указал, что никаких прав и свобод, установленных Конституцией Российской Федерации призывная комиссия Апшеронского района в отношении гражданина ФИО1 не нарушала, а вынесла решение в отношении него в соответствии с ФЗ № 53 от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе», Федеральным законом от 02.07.2013 года № 170-ФЗ «О внесений изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» и постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2014 года № 465 «О внесении изменений в Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации». Согласно алфавитной книги ДД.ММ.ГГГГ года рождения гражданин ФИО1 (ФИО4/Шаров) на воинский учет в отделение (подготовки и призыва граждан на военную службу) военного комиссариата Апшеронского района Краснодарского края поставлен 01.02.2010 года, снят 09.10.2011 года в связи с переменой места жительства. Поставлен на воинский учет в отделение (подготовки и призыва граждан на военную службу) военного комиссариата Западного и Прикубанского округов г. Краснодара 27.09.2011 года, личное дело призывника отправлено в вышеуказанный военный комиссариат (исх. 1/1861 от 09.10.2011 года). Согласно рапорта начальника отделения (подготовки и призыва граждан на военную службу) военного комиссариата Западного и Прикубанского округов г. Краснодар гражданин ФИО1 (ФИО4/Шаров) 24.06.2016 года собственноручно написал заявление о снятии с воинского учета в военном комиссариате ЗПО г. Краснодара для постановки в военном комиссариате Апшеронского района. На воинский учет по месту регистрации в установленный законом срок не встал. С осени 2016 года гражданин ФИО1 (ФИО4/Шаров) уклонился от призыва на военную службу. Мероприятия по розыску результатов не дали. Уволен из органов внутренних дел РФ 21.04.2020 года. 22.07.2020 года вышеуказанный гражданин достиг 27-летнего возраста. Для постановки на воинский учет гражданин ФИО1 обратился в военный комиссариат Апшеронского района только 21 сентября 2020 года, при этом, заявление о выдаче документа воинского учета написал собственноручно 25 ноября 2020 года с предоставлением всех необходимых документов. Указал, что призыв в Вооруженные Силы Российской Федерации осуществляется два раза в год, а именно: с 01 апреля по 15 июля и с 01 октября по 31 декабря. Исходя из изложенного следует, что гражданин ФИО1 в период с 21.04.2020 года (с момента увольнения из рядов МВД РФ) по 15.07.2020 года был обязан встать на воинский учет и подлежал призыву на военную службу. Однако, нарушил законодательство РФ в области воинского учета, уклонился от мероприятий связанных с призывом на военную службу и не встал в двухнедельный срок на воинский учет по месту регистрации, что является неисполнением обязанностей по воинскому учёту, так как гражданин ФИО1 (ФИО4/Шаров) после увольнения из органов внутренних дел имел статус гражданина подлежащего призыву на военную службу. Полагает, что административный истец, зная последствия обращения в военный комиссариат во время призывной кампании весной 2020 года и дальнейшего его призыва в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации установленным порядком, умышленно обратился в военный комиссариат Апшеронского района после достижения им 27-ми летнего возраста с ходатайством о выдаче ему военного билета, как гражданину достигшего не призывного возраста. Считает, что ФИО1, будучи юристом по образованию, обязан был знать о требовании постановки на учет в двухнедельный срок, к тому же данная обязанность указана на последнем листе его военного приписного свидетельства. Поскольку ФИО1 на воинском учете в Апшеронском военном комиссариате не состоял, у них отсутствовала обязанность по вызову его повесткой.
Председатель призывной комиссии Апшеронского района ФИО3 в судебном заседании полагался на усмотрение суда.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд находит административное исковое заявление ФИО1 об оспаривании решения (заключения) призывной комиссии Апшеронского района № 4 от 23.12.2020г. о признании ФИО1 не прошедшим военную службы по призыву, не имея на то законных оснований обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 59 КАС РФ, доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В соответствии со ст. 60 КАС РФ, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.
Согласно ч. 1 ст. 61 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В соответствии ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (части 1 и 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации).
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Законом о воинской обязанности и военной службе.
Федеральный законодатель полномочия по осуществлению мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности, включающей и прохождение военной службы по призыву, возложил на военные комиссариаты, которые организуют призыв на военную службу через свои структурные подразделения, призыв на военную службу осуществляют призывные комиссии (статьи 1, 5, абзац четвертый пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Статья 28 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» закрепляет обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу, предусматривая принятие в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; об освобождении от исполнения воинской обязанности; о зачислении в запас.
При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 названного закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (пункт 1.1 этой же статьи).
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663.
В силу пункта 34 названного Положения при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, указанных в пункте 1.1 статьи 28 Закона о воинской обязанности и военной службе), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
В судебном заседании с достоверностью было установлено, что гражданин Российской Федерации ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. в 2007 году переменил фамилию на «ФИО4», в 2015 году переменил фамилию на «Шаров». 01.02.2010 согласно учетно-алфавитной книги призывников 1993 года гражданин ФИО1 (ФИО4/Шаров) встал на воинский учет в отделение подготовки и призыва граждан на военную службу Апшеронского района Краснодарского края. В 2011 году административный истец окончил 11 классов МБОУСОШ и поступил в Краснодарский университет МВД России. 27.9.2011 ФИО1 встал на воинский учет в отделение подготовки и призыва граждан на военную службу военного комиссариата Западного и Прикубанского округов г.Краснодара, куда отправлено личное дело призывника из комиссариата Апшеронского района.
На основании ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» административному истцу была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу.
В 2016 году административный истец окончил Краснодарский университет МВД России.
Согласно рапорту начальника отделения подготовки и призыва граждан на военную службу военного комиссариата Западного и Прикубанского округов г. Краснодара ПА 24.06.2016 гражданин ХАА написал заявление о снятии с воинского учета в военном комиссариате Западного и Прикубанского округов г. Краснодара для постановки в военном комиссариате Апшеронского района.
С 2016 по 2018 гг. проходил службу в ОМВД России по Апшеронскому району, в 2018 году переводом поступил на службу в ОМВД России по Белореченскому району на должность участкового уполномоченного полиции ОУУП и ПДН Отдела МВД России по Белореченскому району.
21.04.2020 ФИО1 уволен из ОВМД РФ по Белореченскому району по п. 2 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
22.07.2020 административному истцу исполнилось 27 лет.
21.09.2020 ФИО1 обратился в военный комиссариат Апшеронского района с заявлением для постановки на воинский учет.
На основании решения призывной комиссии Апшеронского района (выписка из дела протоколов заседаний призывной комиссии - протокол № 4 от 23.12.2020) ФИО1 признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований в соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Материалами дела установлено, что ФИО1 от призыва на военную службу не уклонялся, за период с 1 января 2014 года по 22 июля 2020 года в его личном деле призывника нет никаких документов, подтверждающих данное обстоятельство.
Кроме того, в отношении ФИО1 мероприятия по организации призыва на военную службу с момента окончания действия предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу в связи с увольнением из ОВМД РФ по Белореченскому району - 24 апреля 2020 года, и до 22 июля 2020 года (административный истец достиг возраста 27 лет) не осуществлялись, соответствующие установленным требованиям повестки о необходимости явки в военный комиссариат не направлялись, доказательств обратного административным ответчиком не представлено.
В то же время согласно пункту 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту) - в течение 10 лет со дня истечения срока, установленного для обжалования указанного заключения в призывную комиссию, либо со дня вступления в законную силу решения суда по делу об обжаловании указанного заключения и (или) решения призывной комиссии.
Таким образом, выдача гражданину справки взамен военного билета свидетельствует о том, что ему на определенный период запрещено проходить государственную гражданскую службу, фактически к гражданину применяются ограничения в правах.
Поскольку в судебном заседании с достоверностью было установлено, что мероприятия по организации призыва на военную службу с момента окончания действия предоставленной ФИО1 отсрочки от призыва на военную службу в связи с увольнением из ОВМД РФ по Белореченскому району (в период с 24 апреля 2020 года, и до 22 июля 2020 года) не осуществлялись; повестки о необходимости явки в военный комиссариат ФИО1 не направлялись, то суд считает необходимым признать незаконным и отменить решение призывной комиссии Апшеронского района, оформленное протоколом № 4 от 23.12.2020 о признании ФИО1 не проходившим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление ФИО1 об оспаривании решения (заключения) призывной комиссии Апшеронского района № 4 от 23.12.2020г. о признании ФИО1 не прошедшим военную службы по призыву, не имея на то законных оснований – удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение призывной комиссии Апшеронского района, оформленное протоколом № 4 от 23.12.2020, о признании ФИО1 не проходившим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Обязать отдел военного комиссариата Апшеронского района выдать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., военный билет.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский
краевой суд в течение месяца со дня приятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Апшеронский районный суд Краснодарского края.
Полный текст решения изготовлен 29 апреля 2022 года
Судья Якименко Н.В. Решение не вступило в законную силу.