ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 230017-01-2023-000014-67 от 06.02.2024 Кавказского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2а-169 /2024 УИД № 23RS0017-01-2023-000014-67

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст-ца Кавказская

Краснодарского края 06 февраля 2024 года

Кавказский районный суд Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Агеевой Н.Г.,

при помощнике судьи Кузиковой Н.И.

с участием заместителя прокурора Кавказского района Полухиной Т.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кавказского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Казанского сельского поселения Кавказского района о признании незаконным бездействия, устранении допущенных нарушений,

установил:

Прокурор Кавказского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском, просит признать незаконным бездействие администрации Казанского сельского поселения Кавказского района по организации внутреннего муниципального финансового контроля в сфере закупок, предусмотренного ч. 8 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и обязать администрацию Казанского сельского поселения Кавказского района организовать фактическое осуществление внутреннего муниципального финансового контроля в сфере закупок, предусмотренного ч. 8 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

В обоснование требований указывает, что в ходе осуществления возложенных на прокуратуру района функций выявлено, что администрацией Казанского сельского поселения Кавказского района не реализуются полномочия по осуществлению контроля в сфере закупок.

В соответствии с ч. 1 ст. 152 Бюджетного кодекса РФ к участникам бюджетного процесса в том числе относятся органы государственного (муниципального) финансового контроля.

Согласно ч.ч. 1, 3 Бюджетного кодекса РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся исполнительными органами субъектов Российской Федерации (органами местных Администраций).

Согласно ч. 1 ст. 269.2 Бюджетного кодекса РФ к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в том числе относится контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 ст. 99 № 44-ФЗ) в отношении: соблюдения правил нормирования в сфере закупок, установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона; определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги; соблюдения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта; соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

Частью 9 ст. 99 Закона №44-ФЗ определено, что контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 настоящей статьи осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов, бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации: органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения; относится к вопросам местного значения поселения.

Проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона в истекшем периоде 2023 года в администрации Казанского сельского поселения Кавказского района фактически орган внутреннего муниципального финансового контроля отсутствует, внутренний муниципальный финансовый контроль в сфере закупок в поселении не осуществляется, планирование осуществления данного вида контроля не организовано.

Неисполнение требований закона, выразившиеся в бездействии администрации поселения по проведению муниципального финансового контроля, препятствует достижению вышеуказанных целей.

Учитывая, что администрация Казанского сельского поселения Кавказского района является исполнительно-распорядительным органом Казанского сельского поселения Кавказского района, она обязана в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» осуществлять контроль в сфере закупок.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Частью ч. 4 ст. 218 КАС РФ определено, что в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокуроры в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В судебном заседании прокурор подтвердил обстоятельства заявленных требований, просит их удовлетворить.

Административный ответчик глава Казанского сельского поселения Кавказского района просит дело рассмотреть в отсутствие представителя Административного ответчика, заявленные требования признает.

Выслушав прокурора, изучив представленные суду доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.

Представленными суду доказательствами подтверждается бездействие административного ответчика в сфере реализации предоставленных полномочий по осуществлению контроля в сфере закупок.

Согласно ч. 1 ст. 269.2 Бюджетного кодекса РФ к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в том числе относится контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 ст. 99 № 44-ФЗ) в отношении: соблюдения правил нормирования в сфере закупок, установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона; определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги; соблюдения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта; соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

Частью 9 ст. 99 Закона №44-ФЗ определено, что контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 настоящей статьи осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов, бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации: органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения; относится к вопросам местного значения поселения.

Проведенной прокуратурой района проверкой установлено отсутствие в нарушение вышеуказанных требований закона в истекшем 2023 году в администрации Казанского сельского поселения Кавказского района органа внутреннего муниципального финансового контроля. Внутренний муниципальный финансовый контроль в сфере закупок в поселении не осуществляется, планирование осуществления данного вида контроля не организовано.

Неисполнение требований закона, выразившиеся в бездействии администрации поселения по проведению муниципального финансового контроля, препятствует достижению установленных законом целей.

Учитывая, что администрация Казанского сельского поселения Кавказского района является исполнительно-распорядительным органом Казанского сельского поселения Кавказского района она обязана в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» осуществлять контроль в сфере закупок.

При таких обстоятельствах имеются основания для удовлетворения заявленного прокурором иска.

Руководствуясь ст.ст. 39, 218 КАС РФ,

Решил:

Административный иск прокурора Кавказского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Казанского сельского поселения Кавказского района по организации внутреннего муниципального финансового контроля в сфере закупок, предусмотренного ч. 8 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и обязать администрацию Казанского сельского поселения Кавказского района организовать фактическое осуществление внутреннего муниципального финансового контроля в сфере закупок, предусмотренного ч. 8 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Кавказский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Н.Г. Агеева

Мотивированное решение изготовлено16.02.2024.