ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 230025-01-2023-002287-83 от 22.09.2023 Курганинского районного суда (Краснодарский край)

дело № 2а-1867/2023

УИД № 23RS0025-01-2023-002287-83

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Курганинск 22 сентября 2023 года

Курганинский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Устюжин С.М.,

при секретаре Жинжило О.В.,

с участием

помощника прокурора Дементьева Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Курганинского района Краснодарского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к совету Петропавловского сельского поселения Курганинского района Краснодарского края о признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушения при исполнении законодательства о государственном и муниципальном контроле,

установил:

прокурор Курганинского района Краснодарского края, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к совету Петропавловского сельского поселения Курганинского района о признании незаконным бездействие совета Петропавловского сельского поселения Курганинского района, обязании совета Петропавловского сельского поселения Курганинского района разработать и утвердить решением представительного органа перечни индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении контроля за соблюдением правил благоустройства территории поселения.

По утверждению административного истца, прокуратурой Курганинского района проведена проверка, в ходе которой установлено, что в нарушение требований Закона № 248-ФЗ представительным органом Петропавловского сельского поселения до настоящего времени не утверждены перечни индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства территории поселения. О необходимости устранения нарушений указывалось в представлении об устранении нарушений законодательства о муниципальном контроле от 06.03.2023 , которое рассмотрено, однако нарушения до настоящего времени не устранены

В судебном заседании помощник прокурора Курганинского района Краснодарского края Дементьев В.Е. поддержал исковые требования.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, в связи с чем, дело рассмотрено в его отсутствие.

Выслушав объяснения помощника прокурора, исследовав материалы дела, представленные документы, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Закон № 248-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления относится организация и осуществление муниципального контроля на территории муниципального образования.

Согласно ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В силу требований п. 19 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относится осуществление муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства территории поселения.

В соответствии с ч. 9 ст. 23 Закона № 248-ФЗ индикаторы риска нарушения обязательных требований отнесены к системе оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и разрабатываются в целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.

При этом, на основании п. 1 ч. 1 ст. 57 Закона № 248-ФЗ выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров является самостоятельным основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия.

Таким образом, индикаторы риска нарушения обязательных требований по виду муниципального контроля подлежат разработке и утверждению в том числе в случае, если система оценки и управления рисками не применяется при осуществлении конкретного вида муниципального контроля.

Указанная позиция отражена в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.12.2021 <адрес>.

В ходе судебного заседания установлено, что в нарушение требований Закона № 248-ФЗ представительным органом Петропавловского сельского поселения до настоящего времени не утверждены перечни индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства территории поселения. О необходимости устранения нарушений указывалось в представлении об устранении нарушений законодательства о муниципальном контроле от 06.03.2023 . При таких обстоятельствах непринятие мер к установлению индикаторов риска, по мнению суда, противоречит принципу установленному ст. 7 Закона № 248-ФЗ.

Руководствуясь статьями 175 - 180 КАС РФ, суд

решил:

удовлетворить исковые требования прокурора Курганинского района Краснодарского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к совету Петропавловского сельского поселения Курганинского района Краснодарского края о признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушения при исполнении законодательства о государственном и муниципальном контроле.

Признать незаконным бездействие совета Петропавловского сельского поселения Курганинского района.

Обязать совет Петропавловского сельского поселения Курганинского района разработать и утвердить решением представительного органа перечни индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении контроля за соблюдением правил благоустройства территории поселения.

Копию решения направить лицам, участвующим в деле.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда через Курганинский районный суд Краснодарского края в течение месяца.

Судья С.М. Устюжин