ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 230036-01-2021-008138-54 от 16.09.2021 Октябрьского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

УИД № 23RS0036-01-2021-008138-54

Дело № 2а-3870/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 сентября 2021 года город Краснодар

Судья Октябрьского районного суда Крюков В.А.,

с участием: представителя административного истца ФИО1,

представителя административного истца ФИО2,

представителя административного ответчика ФИО3,

при секретаре судебного заседания Худяковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление МБУ «Спортивная школа » <адрес> к Департаменту по физической культуре и спорту администрации муниципального образования <адрес> об оспаривании приказа от ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л:

МБУ «Спортивная школа » <адрес> обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным приказ Департамента по физической культуре и спорту администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении типовой формы Положения о порядке расходования экономии фонда оплаты труда работников муниципальных учреждений, находящихся в ведении департамента по физической культуре и спорту администрации муниципального образования <адрес>». Взыскать с административного ответчика расходы по оплате государственной пошлины.

В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком принят приказ «Об утверждении типовой формы Положения о порядке расходования экономии фонда оплаты труда работников муниципальных учреждений, находящихся в ведении департамента по физической культуре и спорту администрации муниципального образования <адрес>». С данным приказом истец не согласен, считает, что он не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает право на установление системы оплаты труда работников муниципальных учреждений в соответствии с коллективными договорами, соглашениями, создает препятствия в реализации прав, предусмотренных Положением об отраслевой системе оплаты труда работников муниципальных учреждений, находящихся в ведении управления по физической культуре и спорту администрации муниципального образования <адрес>, утвержденных Постановлением администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Представители административных истцов в судебном заседании поддержали требования административного искового заявления.

Представитель административного ответчика возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, оценив все представленные доказательства в их совокупности, суд считает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать по следующим основаниям.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Департаментом по физической культуре и спорту администрации муниципального образования <адрес> принят Приказ «Об утверждении типовой формы Положения о порядке расходования экономии фонда оплаты труда работников муниципальных учреждений, находящихся в ведении департамента по физической культуре и спорту администрации муниципального образования <адрес>».

Департамент по физической культуре и спорту администрации муниципального образования <адрес> в соответствии с Положением о департаменте по физической культуре и спорту администрации муниципального образования <адрес>, утверждённого решением городской Думы Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ п.10 «О внесении изменений в решение городской Думы Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ п. 27 «Об утверждении Положения об управлении по физической культуре и спорту администрации муниципального образования <адрес>» является отраслевым органом администрации муниципального образования <адрес>, осуществляет полномочия главного распорядителя средств местного бюджета (бюджета муниципального образования <адрес>), подготавливает проекты муниципальных правовых актов, необходимых в целях реализации администрацией муниципального образования <адрес> функций и полномочий учредителя муниципальных учреждений муниципального образования <адрес>, находящихся в ведении Департамента.

МБУ «Спортивная школа » муниципального образования <адрес> в соответствии с пунктом 7 Устава, утвержденного постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Устава муниципального бюджетного учреждения «Спортивная школа » муниципального образования <адрес>», находится в ведении Департамента.

В соответствии со статьями 135, 144 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда работников муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Для муниципальных учреждений, находящихся в ведении Департамента действует Положение об отраслевой системе оплаты труда работников муниципальных учреждений, утвержденное постановлением постановления администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Департамент по физической культуре и спорту администрации муниципального образования <адрес>, как составитель проекта постановления администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения об отраслевой системе оплаты труда работников муниципальных учреждений, находящихся в ведении управления по физической культуре и спорту администрации муниципального образования <адрес>» (далее - постановление ) поясняет применение Положения об отраслевой системе оплаты труда работников муниципальных учреждений, находящихся в ведении управления по физической культуре и спорту администрации муниципального образования <адрес> (далее – Положение).

В соответствии со статьей 45 Трудового кодекса РФ территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Краснодарское городское трёхстороннее соглашение -г (далее – Соглашение), устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на муниципальном уровне в ДД.ММ.ГГГГ и совместные действия сторон по их реализации заключено ДД.ММ.ГГГГ. Сторонами Соглашения являются администрация муниципального образования <адрес>, в лице главы муниципального образования <адрес> ФИО4, Краснодарский городской совет отраслевых профсоюзов, в лице председателя ФИО5, и Ассоциация «Территориальное объединение работодателей <адрес>» в лице председателя ФИО6. Соглашение вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ и действует по ДД.ММ.ГГГГ.

Соглашение заключалось в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации, <адрес> и муниципальными правовыми актами муниципального образования <адрес>.

Стороны, подписавшие Соглашение, в объёме своих полномочий приняли на себя обязательства в соответствии со статьей 48 Трудового кодекса РФ. Департамент по физической культуре и спорту администрации муниципального образования <адрес>, как отраслевой орган администрации муниципального образования <адрес> присоединился к Соглашению.

В соответствии с пунктом 4.7 Соглашения в целях усиления материальной заинтересованности повышения эффективности и результативности труда, совершенствования оплаты труда работников муниципальных казённых, бюджетных и автономных учреждений и предприятий муниципального образования <адрес>, находящихся в ведении органов администрации муниципального образования <адрес>, предусматривает установление в отраслевых системах оплаты труда выплат компенсационного и стимулирующего характера.

При подготовке проекта постановления администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения об установлении отраслевой системы оплаты труда работников муниципальных учреждений, находящихся в ведении управления по физической культуре и спорту администрации муниципального образования <адрес>» была пройдена экспертиза правовым департаментом администрации муниципального образования <адрес>, прокуратурой <адрес>. Получены необходимые согласования департамента финансов.

Протестов и требований прокурора об изменении нормативного правового акта в рамках Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» не поступало.

Выплаты, предусмотренные постановлением , включаются в штатные расписания и тарификационные списки учреждений, находящихся в ведении департамента, включаются в трудовые договоры с работниками учреждений, планируется в проектах местного бюджета (бюджета муниципального образования <адрес>) на текущий и плановый период.

В соответствии с пунктом 3 Положения учреждение разрабатывает положение об оплате труда, не противоречащее постановлению . Спортивная школа утвердила соответствующее положение об оплате труда работников ДД.ММ.ГГГГ (прилагается).

В структуру фонда оплаты труда включаются: размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы (базовая часть); выплаты стимулирующего характера; выплаты компенсационного характера.

В соответствии с пунктом 7 Решения городской Думы Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ п. 7 «Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений муниципального образования <адрес>» и пунктом 41 Положения штатные расписания муниципальных учреждений муниципального образования <адрес>, утверждаются руководителем учреждения по согласованию с соответствующим отраслевым органом администрации муниципального образования <адрес>.

Согласно п. 20 Положения и п. 20 положения об оплате труда Спортивной школы выплаты стимулирующего характера устанавливаются с учетом разработанных в учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда работников, включая механизм увязки размера оплаты труда работников и руководителей учреждений с конкретными показателями качества и количества оказываемых услуг (выполняемых работ). Спортивной школой положение о показателях и критериях оценки эффективности труда работников учреждения утверждено ДД.ММ.ГГГГ.

Действие данного положения распространяется на персональный повышающий коэффициент; повышающий коэффициент к должностному окладу за стаж работы; повышающий коэффициент к должностному окладу за почетное звание, спортивное звание, разряд и ученую степень, для остальных видов выплат, предусмотренных постановлением показатели и критерии Спортивной школой не разработаны.

Таким образом, учреждение имеет право на все стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премий и иных поощрительных выплат), предусмотренные постановлением , и осуществляются они в пределах фонда оплаты труда.

Постановление разделяет выплаты в пределах фонда оплаты труда и выплаты за счет экономии фонда оплаты труда (пункты 5,6,7 Положения). Экономия фонда оплаты труда возникает по таким причинам: вакантные ставки по штатному расписанию, больничные листы, перевод сотрудника на неполный рабочий день, уменьшение взносов в связи с превышением налогооблагаемой базы.

Экономия фонда оплаты труда учреждения включает в себя экономию фонда оплаты труда образовавшуюся: по фонду оплаты труда работников (в том числе по вакантным должностям); по начислениям на выплаты по оплате труда работников (в том числе по вакантным должностям).

В соответствии с пунктом 7 Положения и пунктом 7 положения об оплате труда Спортивной школы экономия средств по фонду оплаты труда направляется на стимулирующие выплаты, премирование, оказание отдельных видов материальной помощи в соответствии с коллективными договорами и локальными актами учреждений.

В соответствии с пунктом 61 Положения и пунктом 61 положения об оплате труда Спортивной школы экономия фонда оплаты труда расходуется в соответствии с локальными актами, утвержденными руководителем учреждения по согласованию с управлением.

Выплаты в соответствии с положениями о расходовании экономии учреждений, как в постановлении , осуществляются с ДД.ММ.ГГГГ всеми учреждениями спортивной направленности, находящимися в ведении департамента. При осуществлении ежегодных контрольных и поверочных мероприятий Контрольно-счетной палатой муниципального образования <адрес>, Контрольно-ревизионным управлением муниципального образования <адрес> (после контрольно-ревизионным отделом департамента финансов), ведомственными комиссиями Министерства физической культуры и спорта <адрес> более 12 лет данные выплаты не были признаны необоснованными или неправомерными.

Аналогичная формулировка по расходованию экономии фонда оплаты труда в соответствии с положениями, утверждаемыми руководителем муниципального учреждения по согласованию с Департаментом была предусмотрена пунктом 69 постановления администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения об установлении отраслевой системы оплаты труда работников муниципальных бюджетных и автономных образовательных учреждений дополнительного образования детей и отдельных муниципальных бюджетных и автономных учреждений, находящихся в ведении управления по физической культуре и спорту администрации муниципального образования <адрес>», действовавшим до принятия постановления , и пунктом 52 постановления главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О введении системы оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей и отдельных муниципальных учреждений физической культуры и спорта муниципального образования <адрес>».

В целях совершенствования документационного обеспечения и повышения его эффективности путем унификации состава и форм документов, установления единообразных требований, предъявляемых к организации документооборота и оформлению документов в администрации муниципального образования <адрес> в соответствии с распоряжением главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в администрации муниципального образования <адрес>» типовая форма утверждена приказом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении типовой формы Положения о порядке расходования экономии фонда оплаты труда работников муниципальных учреждений, находящихся в ведении департамента по физической культуре и спорту администрации муниципального образования <адрес>». Данный приказ Департамента разрабатывался в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации с учетом распоряжения администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р «Об утверждении Положения о порядке расходования экономии фонда оплаты труда администрации муниципального образования <адрес>».

В типовую форму включены следующие выплаты за счет экономии фонда оплаты труда: материальной помощи; премий по итогам работы за квартал; премий по итогам работы за год; премии за выполнение особо важных и срочных работ (поручений); компенсационных выплат за совмещение профессий (должностей); расширение зоны обслуживания; увеличения объема выполняемых работ; за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от основной работы, определенной трудовым договором; за работу в выходные и праздничные дни; поощрительные выплаты разового характера (к праздничным (статья 112 Трудового кодекса РФ) и профессиональным датам, к юбилеям (достижению 50 лет и далее через каждые 5 лет со дня рождения).

Выплаты материальной помощи и премий за счет экономии фонда оплаты труда ограничены для директора, заместителя директора, главного бухгалтера в размере не более должностного оклада, для работников - не более двух должностных окладов.

В соответствии с частью первой ст. 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ.

Такой случай-исключение установлен в ст. 145 ТК РФ для руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов РФ, территориальных фондов ОМС, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Условия оплаты труда этой категории работников устанавливаются с учетом предельного уровня соотношения их среднемесячной заработной платы и среднемесячной заработной платы остальных работников фонда, учреждения, предприятия. Предельный уровень соотношения определяется учредителем в разрешенном нормативным правовым актом диапазоне. В соответствии с пунктом 38 Постановления предельный уровень соотношения средней заработной платы директоров, их заместителей, главных бухгалтеров учреждений, формируемый за счёт всех источников финансового обеспечения и рассчитываемый за календарный год, и средней заработной платы работников этих учреждений (без учёта заработной платы директора, его заместителей и главного бухгалтера), устанавливается в кратности от 1 до 5 приказом начальника управления. Приказом управления по физической культуре и спорту администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (прилагается) установлен предельный уровень соотношения в кратности до 5.

Также введенные ограничения в типовой форме связаны с правом принятия решения главным распорядителем бюджетных средств - Департаментом об отзыве неиспользованных и нераспределенных лимитов бюджетных обязательств в части экономии фонда оплаты труда, так как это право соответствует нормам бюджетного законодательства.

Финансовое обеспечение деятельности бюджетного учреждения осуществляется на основании Бюджетного кодекса РФ.

В соответствии со статьей 69.1. БК РФ к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания. Субсидия на выполнения муниципального задания включает в себя средства, предусмотренные на оплату труда бюджетного учреждения.

В силу п. 1 ст. 219 БК РФ порядок доведения бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств определяется соответствующим финансовым органом. На федеральном уровне процедура доведения главными распорядителями средств федерального бюджета бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до находящихся в их ведении получателей бюджетных средств установлена Порядком, утвержденным приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГн (далее - Порядок н).

В соответствии с положениями Порядка н лимиты бюджетных обязательств могут быть отозваны в установленном порядке (п.п. 3.4, 3.11 Порядка н, письмо Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ). В частности, главные распорядители, распорядители бюджетных средств вправе отозвать неиспользованные или нераспределенные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года и плановых периодов, числящиеся на соответствующих лицевых счетах распорядителей и получателей средств бюджета.

Как уже было указано выше, порядок доведения бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств определяется соответствующим финансовым органом. В нем и должно устанавливаться право или обязанность главного распорядителя бюджетных средств на отзыв неиспользованных или нераспределенных бюджетных ассигнований или лимитов бюджетных обязательств. Так, например, согласно п. 6.8 Порядка, утвержденного приказом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, главные распорядители на территории <адрес> вправе отзывать бюджетные данные текущего финансового года и (или) планового периода.

Пунктом 53 приказа департамента финансов администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи и бюджетных росписей главных распорядителей средств местного бюджета (бюджета муниципального образования <адрес>) (главных администраторов источников финансирования дефицита местного бюджета (бюджета муниципального образования <адрес>) Департаменту (как ГРБС) установлено право перераспределения бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями в пределах бюджетных ассигнований и доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Одним из принципов бюджетной системы РФ является принцип эффективности использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ). Данный принцип означает, что участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) при составлении и исполнении бюджетов.

Ограничение выплат за счет средств экономии фонда оплаты труда в приказе Департамента от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении типовой формы Положения о порядке расходования экономии фонда оплаты труда работников муниципальных учреждений, находящихся в ведении департамента по физической культуре и спорту администрации муниципального образования <адрес>» необходимо для реализации права Департамента как главного распорядителя бюджетных средств на перераспределения бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями в пределах бюджетных ассигнований и доведенных лимитов бюджетных обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Таким образом, оспариваемый приказ, являясь распорядительным актом соответствующего департамента, вынесен надлежащим должностным лицом в рамках предоставленных ему полномочий, соответствует требованиям действующего законодательства, права и законные интересы административного истца не нарушает, а следовательно, является законным и обоснованным.

Доводы административного истца о незаконности приказа от ДД.ММ.ГГГГ, суд находит несостоятельными, не подтвержденными материалами дела. Оснований для удовлетворения заявленного административного иска, не имеется.

Отказ в удовлетворении основных требований, влечет отказ в удовлетворении производных требований о взыскании государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований МБУ «Спортивная школа » <адрес> к Департаменту по физической культуре и спорту администрации муниципального образования <адрес> о признании незаконным приказа от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении типовой формы Положения о порядке расходования экономии фонда оплаты труда работников муниципальных учреждений, находящихся в ведении департамента по физической культуре и спорту администрации муниципального образования <адрес>», - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский Краевой суд через Октябрьский районный суд г. Краснодара в течение одного месяца.

Решение изготовлено 16.09.2021 г.

Судья -