ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 230040-01-2022-003558-18 от 01.06.2022 Первомайского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу № 2а-4240/2022

УИД №23RS0040-01-2022-003558-18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Первомайский районный суд г. Краснодара Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Игорцевой Е.Г.,

пом.судьи Курузовой Б.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО2 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Краснодарскому краю о признании незаконными действий, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО2 обратились в суд с административным иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Краснодарскому краю (далее - Межрайонная ИФНС России №16 по Краснодарскому краю) о признании незаконными действий, возложении обязанности.

В обоснование заявленных требований административные соистцы указали, что 23.04.2021 года в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) внесена запись об исключении потребительского гаражно-строительного кооператива №25 из ЕГРЮЛ, как недействующего. Административный истец считает незаконным признание указанного кооператива фактически недействующим и исключение его из ЕГРЮЛ. С момента регистрации потребительского гаражно-строительного кооператива №25 (далее – ПГСК №25, Кооператив) он осуществляет деятельность в соответствии с действующим законодательством. ПГСК №25 является некоммерческой организацией, его целью не является получение прибыли, следовательно, отсутствие банковских счетов у Кооператива не является безусловным признаком недействующего юридического лица. Кооператив осуществляет оплату электроэнергии, производит сбор членских взносов. Административные истцы являются членами Кооператива, информацию об исключении которого узнали, получив выписку из ЕГРЮЛ. Основанием для исключения Кооператива из ЕГРЮЛ послужило отсутствие движения денежных средств по счетам и не представление в течение 12 месяцев документов отчётности.

Согласно иску административные соистцы просили суд:

- признать незаконными действия Межрайонной ИФНС России №16 по Краснодарскому краю по несению в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении деятельности потребительского гаражно-строительного кооператива №25;

- обязать ИФНС России №16 по Краснодарскому краю аннулировать в Едином государственном реестре юридических лиц запись от 23 апреля 2021 года о прекращении деятельности потребительского гаражно-строительного кооператива №25.

В судебном заседании административные соистцы ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО2 поддержали административные исковые требования, просили их удовлетворить

В судебном заседании представитель административных соистцов ФИО6, действующий в порядке статьи 54 КАС РФ, административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика Межрайонной инспекции ФНС №16 по Краснодарскому краю – ФИО7, действующий по доверенности от 30.10.2020 года, возражал против исковых требований, просил в удовлетворении иска отказать, представил письменные возражения.

Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, 19.10.1998 года зарегистрирован Потребительский гаражно-строительный кооператив №25, ОГРН 1052307195600; 23.04.2021 года в отношении Кооператива в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН 2212300438106 об исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица.

С 12.07.2005 года председателем Кооператива является ФИО8, о чём в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН 1052307195600.

28.12.2020 года Межрайонной ИФНС №16 по Краснодарскому краю принято решение №17736 о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ в отношении ПГСК №25, в связи с наличием признаков недействующего юридического лица.

Запись ГРН 2212300438172 внесена на основании решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ от 28.12.2020 года, принятого на основании справок об отсутствии движения средств по счетам или отсутствии открытых счетов и непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчётности.

На основании статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Федеральным законом от 08.08.2001 года № 129-ФЗ исключение юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Запись об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ внесена 23.04.2021 года, административное исковое заявление об оспаривании действий налогового органа, выразившегося во внесение в ЕГРЮЛ записи об исключении Кооператива, направлено в Первомайский районный суд города Краснодара согласно почтовой отметке 29.04.2022 года, т.е. по истечении одного года.

На основании части 7 статьи 219 КАС РФ пропущенный срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом.

В целях соблюдения установленного статьей 47 Конституции РФ права на судебную защиту, суд считает необходимым восстановить срок на подачу административного искового заявления.

Согласно статье 2 Федеральным законом от 08.08.2001 года № 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановления Правительства РФ от 30.09.2004 года № 506, служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

Частью 2 статьи 4 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ на налоговую службу возложена обязанность по ведению государственных реестров.

Статьей 5 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ определен перечень сведений, которые содержатся в едином государственном реестре юридических лиц, включая: способ прекращения юридического лица (путем исключения из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа).

На основании пункта 1 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.

Решение о предстоящем исключении ПГСК №25 из ЕГРЮЛ опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» часть 2 №52(849) от 30.12.2020/1043, чем соблюдены требования пункта 3 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ.

Конституционным Судом Российской Федерации принято постановление от 02.12.2021 года № 51-П, которым положения пунктов 1 - 4 статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ признаны не соответствующими положениям Конституции Российской Федерации при их применении к признанию гаражного (гаражно-строительного) кооператива фактически недействующим и к его исключению из Единого государственного реестра юридических лиц на основании одной лишь констатации таких формальных признаков, как отсутствие операций по банковскому счету и непредставление отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, данные нормы не позволяют учесть специфику этого вида юридического лица как объединения граждан, специально предназначенного для обеспечения им возможности использовать имущество в личных целях, как правило, без активного участия в гражданском обороте, без осуществления приносящей доход деятельности и без профессионального управления организацией.

В этой связи исключение из Единого государственного реестра юридических лиц гаражных (гаражно-строительных) кооперативов при наличии признаков недействующего юридического лица (пункт 1 статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ не допускается.

Правовое положение гаражного кооператива, права и обязанности его членов непосредственно Конституцией Российской Федерации не определяются. Они устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом СССР от 26.05.1988 года № 8998-XI «О кооперации в СССР», который может применяться ограниченно - в части, не противоречащей нормам российского законодательства. Между тем ни Законом Российской Федерации от 19.06.1992 года № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», ни Федеральным законом от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» правовой статус гаражного кооператива не регулируется.

Будучи некоммерческой корпоративной организацией, гаражный кооператив является, согласно пункту 4 статьи 123.1 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), собственником своего имущества и в соответствии с положениями главы 4 ГК РФ, в частности ее параграфа 1, может открывать расчетный и иные счета в банках, иметь печати и штампы, совершать от своего имени любые сделки, не запрещенные законом, для достижения своих уставных целей, приобретать имущественные и неимущественные права. При этом он отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, но не несет ответственности по обязательствам своих членов. Его члены, в свою очередь, солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса, что предусмотрено пунктом 2 статьи 123.3 ГК РФ.

Как и другие некоммерческие корпоративные организации, гаражные кооперативы не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (пункт 1 статьи 50 и статья 65.1 ГК Российской Федерации). Гаражный кооператив, созданный для удовлетворения потребностей в создании и эксплуатации гаражей, а также для управления имуществом общего пользования, обеспечивает содержание гаражной инфраструктуры и предоставление его членам коммунальных услуг, необходимых для эксплуатации гаражей (электро-, водоснабжение и пр.), и осуществляет свою деятельность за счет имущественных (паевых и иных) взносов его членов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 65.1 ГК Российской Федерации в связи с участием в корпоративной организации ее участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных ГК. Кооперативные права и обязанности участников (в том числе членов гаражного кооператива) сохраняются до прекращения юридического лица - до внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц.

Гаражный кооператив, действуя в гражданском обороте от собственного имени, но в интересах и, в экономическом смысле, за счет своих членов, выступает для них средством создания имущества и правовой формой управления им. Полезный эффект от этого своими действиями извлекают все члены кооператива вне зависимости от приобретения ими права собственности на отдельные гаражи. Причем федеральным законодательством не установлены какие-либо особые требования к таким кооперативам, в том числе к лицензированию их деятельности, и к лицам, осуществляющим функции их органов. Это также говорит о том, что такие кооперативы не могут рассматриваться как профессиональные участники гражданского оборота, а их органы - как состоящие из квалифицированных специалистов по корпоративному управлению. Обязанность участия в управлении гаражным кооперативом выступает для его членов вынужденным условием реализации их бытовых потребностей и исполняется по мере знаний и возможностей, присущих рядовым гражданам, - без свойственных подготовленному управленцу прогнозирования и минимизации рисков, сопряженных с хозяйственной деятельностью организации, включая риски прекращения ее деятельности по указанным в пункте 1 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ основаниям.

Для любой некоммерческой организации, а значит, и для гаражного кооператива регулярные банковские операции не являются непременным проявлением его уставной деятельности, и потому неосуществление в течение последних двенадцати месяцев операций по одному банковскому счету не может расцениваться в качестве неопровержимого доказательства прекращения его деятельности. Соответственно, и непредставление за это время документов налоговой отчетности хотя и может свидетельствовать о нарушениях закона и служить основанием для привлечения кооператива к налоговой ответственности, но не должно быть признано достаточным для исключения его из единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии с позицией Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации (определение от 23.03.2021 года № 305-ЭС20-16189) наличие признаков, названных в статье 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ, само по себе не может быть безусловным основанием для исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц и такое решение может быть принято только при фактическом прекращении деятельности хозяйствующего субъекта. Эта правовая позиция в целях обеспечения единообразия судебной практики включена в Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.06.2021 года (пункт 24).

Учитывая, что ПГСК №25 осуществляются общие собрание собственников имущества, приём членских взносов, оплата коммунальных платежей, суд приходит к выводу о Кооперативе, как действующем юридическом лице.

При изложенных обстоятельствах, запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности ПГСК №25 должны быть аннулирована.

В части требований о признании действий налогового органа незаконными суд считает необходимым отказать. Не соответствие положениям Конституции РФ положения пунктов 1 - 4 статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ при их применении к признанию гаражного (гаражно-строительного) кооператива фактически недействующим и к его исключению из ЕГРЮЛ установлена Конституционным Судом РФ 02.12.2021 года, а исключение из ЕГРЮЛ произведено 23.04.2021 года, т.е. на указанный момент действия налогового органа соответствовали Закону.

В указанной части суд считает, что административный орган принимал решение, исходя из действующих правовых норм, порядок внесения записи в ЕГРЮЛ соблюден, в связи с чем его действия являются обоснованными, при этом, суд учитывает, что выявленный Конституционным Судом РФ недостаток на момент рассмотрения дела не урегулирован федеральным законодателем.

В соответствии с ч. 2 ст. 176 КАС РФ, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Согласно ст. 84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление удовлетворить частично.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №16 по Краснодарскому краю аннулировать в Едином государственном реестре юридических лиц запись от 23 апреля 2021 года за ГРН №2212300438106 о прекращении деятельности потребительского гаражного строительного кооператива №25.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Краснодарский краевой суд через Первомайский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда.

Судья Игорцева Е.Г.

Мотивированный текст решения изготовлен 15 июня 2022 года