ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 230040-01-2022-004476-77 от 30.06.2022 Первомайского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу №2а-5208/2022

УИД №23RS0040-01-2022-004476-77

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 июня 2022 года г. Краснодар

Первомайский районный суд г. Краснодара Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Игорцевой Е.Г.,

при секретаре Курузовой Б.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Бадаловой С. Р. к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования города Краснодара о признании незаконным действий органа местного самоуправления, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Бадалова С.Р. обратилась в суд с административным иском к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования города Краснодара о признании незаконным действий органа местного самоуправления, возложении обязанности.

В обоснование заявленных требований Бадалова С.Р. указала, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером :23, расположенный по адресу: г. Краснодар, Западный внутригородской округ, на пересечении улиц Красной и имени Максима Горького, , и расположенное на нем здание с кадастровым номером :244, с адресом: г. Краснодар, Западный внутригородской округ, – Горького, . Административный истец обнаружила, что указанный в Федерльной информационной адресной системе (далее – ФИАС) адрес здания не соответствует адресу, зарегистрированному в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН), поскольку в ФИАС объект недвижимости просматривается либо по , либо по административному истцу зданию в 2003 году, т.е. до вступления закона о ФАИС в силу, был присвоен следующий адрес: . При этом, сведения ФИАС вносятся согласно данным от уполномоченного органа местного самоуправления, т.е. Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования города Краснодара (далее – Департамент).

С 2003 года Департаментом никаких изменений в адрес внесено не было, заявлений от собственника о присвоении другого адреса не подавалось. Административный истец считает, что в ФИАС отображается некорректный адрес здания, который необходимо привести в соответствие с данными, указанными в ЕГРН, поскольку отображение некорректного адреса влечет для заинтересованных лиц неблагоприятные последствия в виде невозможности регистрации по юридическому адресу, отказе в получении лицензий и др.

Для утонения сведений по адресу объекта недвижимости Бадалова С.Р. обратилась в налоговую службу, которая является оператором ФИАС, где ей сообщили об отсутствии в Государственном адресном реестре привязки к адресам объектов недвижимости с кадастровыми номерами :23 и :244, рекомендовали обратиться в соответствующий уполномоченный орган органа местного самоуправления города Краснодара, имеющий полномочия на размещения сведений в Государственном адресном реестре.

При обращении в Департамент, как уполномоченный орган на размещения сведений в Государственном адресном реестре, Бадаловой С.Р. сообщили, что программный продукт ФИАС не позволяет вносить сведения об угловых адресах объектов адресации, указанным объектам присваивается адрес по элементу улично-дорожной сети, на который выходит фасад объекта адресации и рекомендовали в целях актуализации адреса обратиться за предоставлением муниципальной услуги «Присвоение, изменение и аннулирование адресов».

Административный истец считает действия Департамента незаконными и необоснованными, поскольку он имеет право внести изменения в ФИАС по собственной инициативе и должен самостоятельно следить за достоверностью передаваемых данных в ФИАС и соответствием адресов ФИАС данным ЕГРН. Обращение в Департамент в досудебном порядке на устранило выявленную проблему, поскольку Департамент вновь рекомендовал в целях актуализации адреса обратиться за предоставлением муниципальной услуги «Присвоение, изменение и аннулирование адресов».

Согласно административному иску Бадалова С.Р. просила суд:

- признать незаконными действия Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования города Краснодара, выраженные во внесении в Федеральную информационную адресную систему недостоверной информации по адресу объекта недвижимости с кадастровым номером :244, который в ФИАС отображается двумя адресами (г. Краснодар, Западный внутригородской округ, , Западный внутригородской округ, ), а согласно данным ЕГРН находится по адресу: г. Краснодар, Западный внутригородской округ, – Горького, ;

- обязать Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования города Краснодара устранить допущенное нарушение путем внесения в Федеральную информационную адресную систему достоверных сведений по адресу объекта недвижимости с кадастровым номером :244 согласно данным ЕГРН, адрес которого: г. Краснодар, Западный внутригородской округ, – Горького, .

В судебное заседание ни административный истец Бадалова С.Р., ни её представитель Синцарёва Л.В. не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены. Ранее представителем Синцарёвой Л.В., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, подано письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие истца и представителя истца. Суд счел возможными на основании части 6 статьи 226 КАС РФ рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебное заседание представитель административного ответчика Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования города Краснодара не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен. Об уважительности причин неявки суд не уведомил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил. Ранее представителем ответчика поданы письменные возражения, согласно которым он просил в удовлетворении административного иска отказать, поскольку административным истцом не предоставлены доказательства нарушения его прав и законных интересов, не предоставлены соответствующие отказы уполномоченных органов в регистрации по юридическому адресу либо в предоставлении лицензии, указал на необходимость в целях актуализации адреса обратиться за предоставлением муниципальной услуги «Присвоение, изменение и аннулирование адресов», заявления о чём административным истцом подано не было. Суд счел возможными на основании части 6 статьи 226 КАС РФ рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, исследовав материалы дела, изучив представленные доказательства, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, согласно выписок из ЕГРН по состоянию на 19.05.2022 года Бадаловой С.Р. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером :23, расположенный по адресу: г. Краснодар, Западный внутригородской округ, на пересечении улиц Красной и имени Максима Горького, , и расположенное на нем здание с кадастровым номером :244, с адресом: г.Краснодар, Западный внутригородской округ, – Горького, , о чём ДД.ММ.ГГГГ сделана запись о регистрации права собственности (л.д.23-42).

Приказом Департамента по делам строительства, архитектуры и городских земель администрации города Краснодара №23/2-2853 от 19.05.2003 года строящемуся административному зданию со строительным адресом г. Краснодар, Западный административный округ, – Горького присвоен административный адрес (л.д. 43).

В письме от 15.03.2022 года ФНС России сообщила Бадаловой С.Р., что оператором ФИАС является налоговая служба, в Государственном адресном реестре сведения о кадастровым номерах :23 и :244 объектов недвижимости в привязке к адресам отсутствуют, рекомендовано обратиться в соответствующий уполномоченный орган местного самоуправления города Краснодара, имеющий полномочия на размещения сведений в Государственном адресном реестре (лд.47-48).

21.04.2022 года Бадалова С.Р. обратилась в Департамент с заявлением, согласно которому просила суд уточнить сведения, содержащиеся в ФИАС и привести их в соответствие с данными ЕГРН, указав нахождение объекта недвижимости по адресу: г. Краснодар, Западный внутригородской округ, .

В письме от 28.04.2022 года Департамент сообщил Бадаловой С.Р., что программный продукт ФИАС не позволяет вносить сведения об угловых адресах объектов адресации, указанным объектам присваивается адрес по элементу улично-дорожной сети, на который выходит фасад объекта адресации и рекомендовали в целях актуализации адреса обратиться за предоставлением муниципальной услуги «Присвоение, изменение и аннулирование адресов» (л.д.52-54)

На основании статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Административное исковое заявление об оспаривании действий органа местного самоуправления, выраженных в письме от 28.04.2022 года, поступило в Первомайский районный суд города Краснодара согласно отметке 03.06.2022 года, чем был соблюден трехмесячный срок на обращение в суд, установленный статьей 219 КАС РФ.

Согласно пункту 21 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 28.12.2013 года № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления присваивают адреса объектам адресации, изменяют адреса объектов адресации, аннулируют их в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов.

Во исполнение Федерального закона от 28.12.2013 года № 443-ФЗ постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 года № 1221 утверждены Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов (далее – Правила).

На основании пунктов 7, 27 и 29 Правил присвоение объектам адресации адресов осуществляются уполномоченными органами по собственной инициативе или на основании заявлений собственника объекта адресации либо его представителем.

Исходя из пункта 7 Правил, уполномоченный орган может по своей инициативе присвоить или аннулировать адреса.

Согласно пункту 13 Правил изменить адреса объекта адресации возможно в случае изменения наименований и границ субъектов Российской Федерации, федеральных территорий, муниципальных образований и населенных пунктов осуществляется на основании информации Государственного каталога географических названий и государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации, предоставляемой оператору федеральной информационной адресной системы в установленном Правительством Российской Федерации порядке межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра.

Объекту недвижимости уже присвоен адрес, в связи с чем для его изменения необходимо обращение заинтересованного лица.

По изложенным обстоятельствам, доводы Бадаловой С.Р. о том, что административный ответчик имеет право действовать по своей инициативе, суд считает некорректным.

Во исполнение постановления Правительства РФ от 19.11.2014 года № 1221 постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 30.06.2016 года № 2721 утвержден административный регламент предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги «Присвоение, изменение и аннулирование адресов» (далее – Регламент).

Согласно пункту 16 Регламента для получения муниципальной услуги заявителем представляются заявление о присвоении объекту адресации адреса или об аннулировании его адреса, которое оформляется по форме согласно приложению № 1 к настоящему Регламенту, схема расположения объекта адресации на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (в случае присвоения земельному участку адреса), если такой схемы нет в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Согласно положению о департаменте архитектуры, утвержденному решением городской Думы Краснодара от 21.12.2006 года № 17 пункт 26 (далее – Положение), департамент архитектуры является функциональным и специально уполномоченным органом администрации муниципального образования город Краснодар в области архитектуры и градостроительства.

На основании пунктов 12.1, 12.5, 12.9.1 Положения департамент архитектуры организует подготовку документов территориального планирования, внесение в них изменений, осуществляет контроль над разработкой и реализацией документов территориального планирования; на основе утвержденного генерального плана муниципального образования город Краснодар организует подготовку документации по планировке территории муниципального образования город Краснодар и внесение в нее изменений; присваивает, изменяет и аннулирует адреса на территории муниципального образования город Краснодар, размещает, изменяет, аннулирует сведения об адресах в государственном адресном реестре.

Бадалова С.Р. с заявлением в порядке, предусмотренном административным регламентом предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги «Присвоение, изменение и аннулирование адресов», не обращалась, заявление по утвержденной форме с приложением требуемых документов не подавала.

Таким образом, уполномоченный орган местного самоуправления, получив заявление Бадаловой С.Р., по мнению суда, обоснованно указал на необходимость соблюдения формы заявления, установленной Регламентом.

Административный истец не предоставил доказательств подачи заявления о присвоении объекту адресации адреса по форме согласно приложению №1 к Регламенту.

При изложенных обстоятельствах действия административного ответчика суд находит обоснованными, в связи с чем отказывает в удовлетворении административного искового заявления.

В соответствии с ч. 2 ст. 176 КАС РФ, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Согласно ст. 84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Бадаловой С. Р. к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования города Краснодара о признании незаконным действий органа местного самоуправления, возложении обязанности – отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Краснодарский краевой суд через Первомайский районный суд города Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда.

Судья Е.Г. Игорцева