К делу №2а-5654/2023
УИД №23RS0040-01-2023-005294-64
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 октября 2023 года г. Краснодар
Первомайский районный суд г. Краснодара Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Игорцевой Е.Г.,
пом.судьи Ижаева А.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Кондратьевой Л. А. к администрации муниципального образования г. Краснодара, Департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодара о признании незаконным отказа органа местного самоуправления, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Кондратьева Л.А. обратилась в суд с административным иском к администрации муниципального образования г. Краснодара, Департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодара о признании незаконным отказа органа местного самоуправления, возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований Кондратьева Л.А. указала, что она является инвалидом 2 группы бессрочно. Она обращалась в Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодара с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства на территории города Краснодара. Административный ответчик 19.04.2023 года отказал в удовлетворении заявления, поскольку заявитель не состоит на учёте в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Заявитель считает данный отказ незаконным.
Согласно административному иску Кондратьева Л.А. просила суд признать незаконным отказ Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодара от 19.04.2023 года № 8982/26 в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, обязать административных соответчиков предоставить земельный участок из земель городской застройки для индивидуального жилищного строительства.
В судебное заседание стороны не явились, о месте и времени судебного разбирательства были извещены. Суд считает возможным на основании части 6 статьи 226 КАС РФ рассмотреть дело в их отсутствии.
Суд, исследовав материалы дела, изучив представленные суду доказательства, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Кондратьева Л.А. является инвалидом 2 группы бессрочно, что подтверждается справкой ВТЭ-289 № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19-20).
10.04.2023 года Кондратьева Л.А. обращалась в Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодара с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства на территории города Краснодара.
Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования города Краснодара в письме №8982/26 от 19.04.2023 года отказал Кондратьевой Л.А. в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования г. Краснодар, поскольку заявитель не состоит на учёте в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, предложил самостоятельно инициировать формирование земельного участка путем обращения в Департамент, либо в МФЦ (л.д. 21-22).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 09.03.2023 года Кондратьевой Л.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №:780, жилое помещение с кадастровым номером №:1654, жилое помещение с кадастровым номером №:1894, жилое здание с кадастровым номером №:1265.
В письме от 01.08.2023 года Управление по жилищным вопросам администрации муниципального образования города Краснодара сообщило, что Кондратьева Л.А. на учёте граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в муниципальном образовании город Краснодар не состоит и с формализованным заявлением о принятии на учёт и необходимыми учётными документами в установленном порядке до 01.08.2023 года не обращалась.
На основании статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Административное исковое заявление об оспаривании отказа органа местного самоуправления от 19.04.2023 года поступило в Первомайский районный суд города Краснодара согласно отметке 18.07.2023 года, чем был соблюден трехмесячный срок на обращение в суд, установленный статьей 219 КАС РФ.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.
На основании пункта 3 статьи 44 Устава муниципального образования город Краснодар, принятого Решением городской Думы Краснодара от 21.04.2011 года N 11 п.6, Администрация муниципального образования город Краснодар в области использования земли осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Постановлением администрации МО город Краснодар от 16.04.2015 года № 3514 департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар определен уполномоченным органом администрации муниципального образования город Краснодар по подготовке договоров аренды земельных участков и дополнительных соглашений к ним, по подготовке проектов постановлений администрации муниципального образования город Краснодар о предварительном согласовании предоставления земельных участков; департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар определен уполномоченным органом администрации муниципального образования город Краснодар по подготовке материалов и проектов постановлений администрации муниципального образования город Краснодар об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, в целях раздела, выдела, объединения, перераспределения земельных участков, а также в целях изъятия земельных участков для муниципальных нужд.
Пунктом 14 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ определено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем статьей 17 указанного Федерального закона поименована «Обеспечение инвалидов жилой площадью» и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 года № 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями данных Правил.
Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, и соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
Данный подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.
При этом, статьей 39.14 ЗК РФ определен порядок предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, согласно которой предоставлению земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предшествует подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, и подача в уполномоченный орган гражданином заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Статьей 11.10 ЗК РФ установлены требования к схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Поскольку Кондратьева Л.А. не состоит на жилищном учете, наличие оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении не представлено, утвержденной схемы расположения земельного участка не имеет, с соответствующим заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган не обращалась, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
В соответствии с ч. 2 ст. 176 КАС РФ, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Согласно ст. 84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Кондратьевой Л. А. к администрации муниципального образования г. Краснодара, Департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодара о признании незаконным отказа органа местного самоуправления, возложении обязанности - отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Краснодарский краевой суд через Первомайский районный суд города Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда.
Судья Е.Г. Игорцева