КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 3а-1487/2021
УИД № 23OS0000-01-2021-000734-46
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
24 декабря 2021 года город Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
судьи Аняновой О.П.
при ведении протокола
секретарем судебного заседания Бобневой В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску <ФИО>1 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества,
установил:
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <№...> в размере 351 563 312, 38 руб. определена в порядке государственной оценки ГБУ КК «Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ» (далее - Учреждение) по состоянию на 1 января 2019 года и утверждена приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 4 октября 2019 года № 2094 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости сооружений на территории Краснодарского края». Сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестра недвижимости 17 января 2020 года, дата начала применения - 1 января 2020 года.
Скрипниченко В.В., являющийся собственником объекта недвижимости с кадастровым номером <№...>, обратился в ГБУ КК «Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ» с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости сооружения.
Решением ГБУ КК «Краевая техническая инвентаризация – Краевое БТИ» № <№...> от <Дата ...> года в удовлетворении заявления Скрипниченко В.Н. отказано.
Скрипниченко В.Н. обратился в суд с административным иском, в котором по доводам, приведенным в уточненном 20 декабря 2021 года исковом заявлении, просил признать решение ГБУ КК «Краевая техническая инвентаризация – Краевое БТИ» об отказе в перерасчете кадастровой стоимости от <Дата ...> № <№...> незаконным; возложить на ГБУ КК «Краевая техническая инвентаризация – Краевое БТИ» обязанность произвести перерасчет кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <№...> – Буна, исходя из сведений о протяженности объекта.
В судебном заседании Скрипниченко В.Н., его представитель Митрофанов Р.В., действующий на основании доверенности, требования поддержали, просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении.
От представителя ГБУ КК «Краевая техническая инвентаризация – Краевое БТИ» Мордовина Р.В. поступили возражения на иск, просил в удовлетворении заявления отказать в полном объеме.
Заинтересованные лица Войтов В.Г., Малышев А.П., Басов Н.А., Иванов В.Л., Апухтин В.П., Гамобрамов Р.А., Никипольский А.В., Ермаков А.Ф. о дате рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, направили в суд ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, их представитель Митрофанов Р.В., действующий на основании доверенностей, полагал требования подлежащими удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, уведомлены своевременно и надлежащим образом о дате, времени и месте проведения судебного заседания посредством почтового отправления, в том числе путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Краснодарского краевого суда, с учетом положений частей 8, 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) и разъяснений, изложенных в пунктах 14, 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 57 от 26 декабря 2017 года «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов».
Изучив материалы административного дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Скрипниченко В.Н., является собственником 2/11 долей в праве общей долевой собственности на объект недвижимости - сооружение с кадастровым номером <№...> расположенное по адресу: <Адрес...>, кадастровой стоимостью в размере 351 563 312, 38 руб. (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 23 ноября 2021 года).
Кадастровая стоимость поименованного выше объекта недвижимости с кадастровым номером <№...> в размере 351 563 312, 38 руб. была определена Учреждением в ходе государственной кадастровой оценки сооружений, единых недвижимых комплексов, земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, земельных участков из состава особо охраняемых территорий и объектов на территории Краснодарского края в 2019 году на основании приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 15 марта 2018 года № 481 «О проведении государственной кадастровой оценки на территории Краснодарского края в 2019 и 2020 годах».
22 апреля 2021 года административный истец обратился в Учреждение с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
По результатам рассмотрения обращения административного истца было принято решение об отказе в перерасчете кадастровой стоимости от <Дата ...> года <№...> которое административный истец считает незаконным, принятым без учета того обстоятельства, что при расчете кадастровой стоимости сооружения с кадастровым номером <№...> в связи с недостоверными сведениями о его характеристиках, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, не был учтен такой ценообразующий фактор, как протяженность сооружения с кадастровым номером <№...>.
Суд полагает приведенные в оспариваемом решении Учреждения выводы об отсутствии оснований для пересчета кадастровой стоимости не соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Федеральный закон № 237-ФЗ) регламентированы правовые основы регулирования отношений, возникающих при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона № 237-ФЗ кадастровая стоимость - это стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.
Как предусмотрено частью 2 статьи 3 Федерального закона № 237-ФЗ, кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (пункт 1 части 1 статьи 248 КАС РФ).
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
В силу частей 1, 5, 14, 23 статьи 21 Федерального закона № 237-ФЗ (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения) о государственной кадастровой оценке бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости. Заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, вправе подать любые юридические и физические лица, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления. По итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявления и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости; об отказе в пересчете кадастровой стоимости, если наличие ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено. Решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства.
Согласно частей 2, 3, 23 статьи 21 Федерального закона № 237-ФЗ ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются: несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке; описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная ошибка, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости. Ошибки, допущенные при определении кадастровой стоимости, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного объекта недвижимости, считаются единичными.
При рассмотрении заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, учитывается, что ошибкой также является допущенное при определении кадастровой стоимости искажение данных об объекте недвижимости, на основании которых определялась его кадастровая стоимость, в том числе: неправильное определение условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта недвижимости, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное или ветхое состояние объекта недвижимости, степень его износа, нахождение объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории); использование недостоверных сведений о характеристиках объекта недвижимости при определении кадастровой стоимости (часть 13 статьи 21 Федерального закона № 237-ФЗ).
Правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости бюджетными учреждениями субъекта Российской Федерации, наделенными полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, в соответствии с подпунктом 3 части 2 статьи 5 Закона определяются Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года № 226 (далее - Методические указания).
В соответствии с разделами 5, 6, 7 Методических указаний бюджетным учреждением осуществляется сбор сведений о значимых ценообразующих факторах, осуществляется оценочное зонирование, проводится объединение объектов недвижимости в группы и подгруппы, в рамках которых подлежит определению кадастровая стоимость, определяются подходы и методы массовой оценки.
В соответствии с пунктами 7.1.2, 7.3.1, 7.3.2, 7.3.10 Методических указаний затратный подход основан на определении затрат, необходимых для приобретения, воспроизводства или замещения объекта недвижимости. Для использования этого подхода необходимы актуальные и достоверные данные о соответствующих затратах. Моделирование в рамках затратного подхода основано на определении зависимости затрат от удельных показателей затрат на создание (замещение, воспроизводство) аналогичных объектов.
Группы (подгруппы) зданий, сооружений, ОНС, помещений, машино-мест, кадастровая стоимость которых определяется затратным подходом, разделяются, исходя из видов использования объектов недвижимости с разбивкой объектов по классу конструктивной схемы, классу качества объекта (уровню отделочных покрытий и качеству инженерных коммуникаций), классу их капитальности, условиям строительства, этажности и прочее.
При определении кадастровой стоимости рекомендуется в качестве базы расчета использовать затраты на замещение, которые представляют собой расчетную оценку затрат на сооружение или приобретение нового современного эквивалентного объекта недвижимости по состоянию на дату определения кадастровой стоимости. При проведении расчетов возможно использовать государственные справочники сметной стоимости строительства, в том числе укрупненных показателей сметной стоимости (УПСС).
При определении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <№...> использовались сведения об объекте недвижимости, содержащиеся в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, сформированном Управлением Росреестра по Краснодарскому краю в соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 1 января 2019 года.
Исходя из имеющейся информации для целей определения кадастровой стоимости, объект недвижимости отнесен к оценочной группе 10 «Сооружения», подгруппе 1005 «Гидротехнические сооружения: набережные», дополнительной подгруппе 04_1 «Молы и волноломы с указанием площади (страницы 19-21 Отчета № 4-2019)».
Оценка объектов названной подгруппы произведена с применением затратного подхода. Для определения затрат на замещение использован метод сравнительной единицы.
Подбор объектов аналогов для 10 группы «Сооружения» приведен на страницах 75 – 102 Приложения № 7 к Отчету № 4-2019. Выбор объектов - аналогов произведен из объектов такого же функционального назначения (132 Приложения № 7 к Отчету № 4-2019).
При определении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <№...> был использован объект-аналог ruМ3.07.008.0023(1) согласно справочнику КО-Инвест «Магистральные сети и транспорт» 2016 год. Наименование объекта молы и волноломы из бетонных массивов (высота сооружения, 6 м).
Исходя из стоимости затрат на возведение указанного объекта-аналога, Учреждением был осуществлен расчет кадастровой стоимости объекта оценки. Согласно расчету молы с указанием площади оцениваются той же таблицей, что и указанием протяженности по формуле 1м2=1/6 (высота сооружения 6 м. у объекта аналога) = 0, 1667 (индивидуальный коэффициент, применяемый в расчетах).
Согласно пункту 5.1 Методических указаний оценка объектов недвижимости осуществляется с учетом основных ценообразующих факторов.
К ценообразующим факторам (характеристикам) объектов недвижимости относится информация об их физических свойствах, технических и эксплуатационных характеристиках, а также иная информация, существенная для формирования стоимости объектов недвижимости (пункт 4.1.3 Методических указаний).
В пункте 5.1. Методических указаний в приложении № 3 приведен примерный перечень ценообразующих факторов для целей установления кадастровой стоимости, где под порядковым номером 23 указана «Площадь, иная характеристика».
В соответствии с пунктом 2.2. Методических указаний для целей подготовки к проведению государственной кадастровой оценки уполномоченным в сфере проведения государственной кадастровой оценки органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) обеспечивается предоставление сведений Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), а также сведений, содержащихся в учетно-технической документации (далее - техническая документация (при наличии)).
Как следует из ответа Управления Росреестра по Краснодарскому краю <№...> от <Дата ...>, по состоянию на вышеуказанную дату в ЕГРН содержались следующие сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером <№...>: адрес объекта недвижимости - <Адрес...>; вид объекта недвижимости – сооружение; назначение сооружения – Буна; площадь застройки - 2000 кв.м.; номер кадастрового квартала, в котором находится объект недвижимости - <№...>; год завершения строительства – 2012.
Согласно разделу 1.2 Отчета № 4-2019, сооружения 10 группы, кадастровая стоимость которых определяется затратным подходом, разделяются, исходя из видов использования объектов по основным характеристикам (объем, глубина, диаметр, тип сооружения и прочее).
Определение суммы затрат на строительство осуществляется с учетом класса конструктивной системы, этажности, глубины, длины площади, протяженности, класса качества для каждой подгруппы.
По смыслу изложенного протяженность сооружения является ценообразующим фактором для целей установления кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости, который при расчете стоимости Учреждением не учитывался.
В техническом плане, составленном ГБУ КК «Краевая техническая инвентаризация» - Краевое БТИ» (Геленджикский филиал) на сооружение с кадастровым номером <№...>, на основании обстоятельств, установленных Апелляционными определениями Краснодарского краевого суда от 7 августа 2012 года и от 18 декабря 2012 года по делу № 33-15473/2012, решением Геленджикского городского суда Краснодарского края от 19 августа 2015 года по делу № 2-2291/2015, Учреждением внесены сведения линейных параметров данного сооружения протяженности (длины) 52 метра.
При этом, технический паспорт на указанный объект недвижимости, составленный Учреждением 22 августа 2012 года также на основании обстоятельств, установленных Апелляционными определениями Краснодарского краевого суда от 7 августа 2012 года, сведений о протяженности сооружения с кадастровым номером <№...> не содержал.
Согласно выписке из ЕГРН, выданной 23 ноября 2021 года в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером <№...>, в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения об основных характеристиках (для сооружения): площадь - 2000 кв.м., площадь застройки - 2000 кв.м., протяженность - 52 кв.м.
При таком положении суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком допущены нарушения методики проведения государственной кадастровой оценки, принципов экономической обоснованности и проверяемости результатов определения кадастровой стоимости.
В связи с этим решение Государственного Бюджетного Учреждения Краснодарского края «Краевая Техническая Инвентаризация – БТИ» об отказе в перерасчете кадастровой стоимости от <Дата ...><№...> об отказе в исправлении технической (методологической) ошибки, допущенной при расчете кадастровой стоимости, как не учитывающее приведенные выше обстоятельства, является незаконным.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 245 – 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление <ФИО>1 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества удовлетворить.
Признать решение Государственного Бюджетного Учреждения Краснодарского края «Краевая Техническая Инвентаризация – БТИ» об отказе в перерасчете кадастровой стоимости от <Дата ...><№...> незаконным.
Обязать Государственное Бюджетное Учреждение Краснодарского края «Краевая Техническая Инвентаризация – БТИ» произвести перерасчет кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <№...> – Буна, исходя из сведений о протяженности объекта.
Решение суда может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Краснодарского краевого суда О.П. Анянова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 11 января 2022 года.