УИД № 23OS0000-01-2023-000626-14 Дело №3а-739/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 декабря 2023 года город Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Седовой А.О.,
при секретаре судебного заседания Пилипенко А.Л.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Агрофирма «Агросахар» к департаменту имущественных отношений Краснодарского края, управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, государственному бюджетному учреждению Краснодарского края «Крайтехинвентаризация – Краевое БТИ» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков и об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Агрофирма «Агросахар», являясь собственником 10 объектов недвижимого имущества, в лице своего представителя Склярова О.В. обратилось в Краснодарский краевой суд с указанным административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость 10 объектов недвижимого имущества в размере их рыночной стоимости по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости 01.01.2022 г. в отношении земельных участков:
- кадастровый номер ................, площадь ................ кв.м., расположенное по адресу: ................, размере 6 ................ рублей;
- кадастровый номер ................, площадь ................ кв.м., расположенное по адресу: ................, в размере ................ рублей;
- кадастровый номер ................, площадь ................ кв.м., расположенное по адресу: ................, в размере ................ рублей;
- кадастровый номер ................, площадь ................ кв.м., расположенное по адресу: ................, в размере ................ рублей;
- кадастровый номер ................, площадь ................ кв.м., расположенное по адресу: ................, в размере ................ рублей;
- кадастровый номер ................, площадь ................ кв.м., расположенное по адресу: ................, в размере ................ рублей;
- кадастровый номер ................, площадь ................ кв.м., расположенное по адресу: ................, в размере ................ рублей;
- кадастровый номер ................, площадь ................ кв.м., расположенное по адресу: ................, в размере ................ рублей;
- кадастровый номер ................, площадь ................ кв.м., расположенное по адресу: ................ в размере ................ рублей;
- кадастровый номер ................, площадь ................ кв.м., расположенное по адресу: Краснодарский ................ в размере ................ рублей,
определенными в соответствии с отчетом об оценке №................ от 26 июня 2023 года, выполненным оценщиком ................
Административный истец указывает, что результаты государственной кадастровой оценки стоимости объектов недвижимого имущества нарушают его права и затрагивают законные интересы, поскольку кадастровая стоимость объекта недвижимости значительно превышает рыночную, что приводит к начислению завышенного, экономически необоснованного размера налога.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, уведомлены своевременно и надлежащим образом о дате, времени и месте проведения судебного заседания посредством почтового отправления, в том числе, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Краснодарского краевого суда, с учетом положений частей 8, 9 ст.96 КАС РФ и разъяснений, изложенных в пунктах 14, 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №57 от 26.12.2017 г. «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов».
Представителем административного истца ООО «Агрофирма «Агросахар» - Скляровым О.В. направлено ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие административного истца и его представителя. Относительно предмета иска просит установить кадастровую стоимость недвижимого имущества в размере равной рыночной стоимости, определенной по результатам судебной экспертизы.
Представитель административного ответчика департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Погосян Ю.А. направил в суд отзыв на административное исковое заявление, в котором изложена правовая позиция, по существу заявленных требований просит вынести законное и обоснованное решение.
Представителем управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Юртаевой С.А. направлен отзыв по делу, в котором изложена правовая позиция, где Управление не выражает какой-либо правовой заинтересованности и возражений относительно предмета судебного разбирательства, поэтому просит принять решение с учетом изложенной в отзыве правовой позиции, а также ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя.
Представителем ГБУ КК «Крайтехинвентаризация – Краевое БТИ» – Савицкой Н.С. направлено возражение на административное исковое заявление, в котором изложена правовая позиция по делу, а также ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя Учреждения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие либо отложении слушания дела не просили.
При таких обстоятельствах, учитывая, что судом явка лиц, участвующих в деле, не признана обязательной, с учетом положений ч.2 ст.150 и ч.4 ст.247 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении в части административных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 03 июля 2016 г. №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон № 237-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В абзаце 1 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» указано, что с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно п.1 ст.391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Из материалов дела следует, что согласно сведений из филиала ППК «Роскадастр» по Краснодарскому краю от 04.08.2023 г. №................/23 и Выписок из ЕГРН административный истец ООО «Агрофирма «Агросахар» является собственником земельных участков с кадастровыми номерами:
- ................, площадью ................ кв.м., расположенного по адресу: ................, категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», дата постановки на государственный кадастровый учет – 03.04.2019 г., кадастровая стоимость в размере ................ рублей утверждена приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26.09.2022 г. №2449 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Краснодарского края» и в соответствии со ст.18 Федерального закона от 03.07.2016 г. №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» с 01 января 2023 года применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Дата определения кадастровой стоимости – 01 января 2022 год;
- ................, площадью ................ кв.м., расположенного по адресу: ................», категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», дата постановки на государственный кадастровый учет – 24.11.2020 г., кадастровая стоимость в размере ................ рублей утверждена приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26.09.2022 г. №2449 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Краснодарского края» не применяется, кадастровая стоимость согласно Акта определения кадастровой стоимости объектов недвижимости ГБУ КК «Краевая техническая инвентаризация – Краевое БТИ» от 20.03.2023 г. №АОКС-23/2023/000951 определена в соответствии с ч.7 ст.15 Закона №237-ФЗ в размере 448 506 109,78 рублей и в соответствии со ст.18 Федерального закона от 03.07.2016 г. №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» с 01 января 2023 года применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, дата определения кадастровой стоимости – 01 января 2022 год;
- ................, площадью ................ кв.м., местоположение ................, категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства (фонд перераспределения)», дата постановки на государственный кадастровый учет – 01.06.2004 г., кадастровая стоимость в размере ................ рублей утверждена приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26.09.2022 г. №2449 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Краснодарского края» и в соответствии со ст.18 Федерального закона от 03.07.2016 г. №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» с 01 января 2023 года применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Дата определения кадастровой стоимости – 01 января 2022 год;
- ................, площадью ................ кв.м., местоположение ................, категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства (фонд перераспределения)», дата постановки на государственный кадастровый учет – 02.07.2004 г., кадастровая стоимость в размере ................ рублей утверждена приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26.09.2022 г. №2449 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Краснодарского края» и в соответствии со ст.18 Федерального закона от 03.07.2016 г. №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» с 01 января 2023 года применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Дата определения кадастровой стоимости – 01 января 2022 год;
- ................, площадью ................ кв.м., местоположение ................, категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства (фонд перераспределения)», дата постановки на государственный кадастровый учет – 02.06.2004 г., кадастровая стоимость в размере ................ рублей утверждена приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26.09.2022 г. №2449 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Краснодарского края» и в соответствии со ст.18 Федерального закона от 03.07.2016 г. №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» с 01 января 2023 года применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Дата определения кадастровой стоимости – 01 января 2022 год;
- ................, площадью ................ кв.м., местоположение ................, категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства (фонд перераспределения)», дата постановки на государственный кадастровый учет – 21.06.2004 г., кадастровая стоимость в размере ................ рублей утверждена приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26.09.2022 г. №2449 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Краснодарского края» (не применяется), кадастровая стоимость согласно Акта определения кадастровой стоимости объектов недвижимости ГБУ КК «Краевая техническая инвентаризация – Краевое БТИ» от 20.03.2023 г. №АОКС-23/2023/000919 определена в соответствии с ч.7 ст.15 Закона №237-ФЗ в размере 3 803 844,46 рублей и в соответствии со ст.18 Федерального закона от 03.07.2016 г. №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» с 01 января 2023 года применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, дата определения кадастровой стоимости – 01 января 2022 год;
- ................, площадью ................ кв.м., местоположение ................, категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства (фонд перераспределения)», дата постановки на государственный кадастровый учет – 21.06.2004 г., кадастровая стоимость в размере ................ рублей утверждена приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26.09.2022 г. №2449 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Краснодарского края» и в соответствии со ст.18 Федерального закона от 03.07.2016 г. №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» с 01 января 2023 года применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Дата определения кадастровой стоимости – 01 января 2022 год;
- ................, площадью ................ кв.м., местоположение ................, категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства (фонд перераспределения)», дата постановки на государственный кадастровый учет – 12.01.2005 г., кадастровая стоимость в размере ................ рублей утверждена приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26.09.2022 г. №2449 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Краснодарского края» и в соответствии со ст.18 Федерального закона от 03.07.2016 г. №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» с 01 января 2023 года применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Дата определения кадастровой стоимости – 01 января 2022 год;
- ................, площадью ................ кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ................, категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», дата постановки на государственный кадастровый учет – 10.11.2006 г., кадастровая стоимость в размере ................ рублей утверждена приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26.09.2022 г. №2449 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Краснодарского края» и в соответствии со ст.18 Федерального закона от 03.07.2016 г. №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» с 01 января 2023 года применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Дата определения кадастровой стоимости – 01 января 2022 год;
- ................, площадью ................ кв.м., местоположение ................, категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», дата постановки на государственный кадастровый учет – 10.11.2006 г., кадастровая стоимость в размере ................ рублей утверждена приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26.09.2022 г. №2449 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Краснодарского края» и в соответствии со ст.18 Федерального закона от 03.07.2016 г. №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» с 01 января 2023 года применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Дата определения кадастровой стоимости – 01 января 2022 год.
Принимая во внимание, что административный истец является собственником земельных участков, результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и законные интересы административного истца как плательщика земельного налога, в связи с чем могут быть им оспорены в установленном законом порядке (п.6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – Постановление Пленума № 28)).
В соответствии с ч.5 ст.247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются, в обоснование своих требований и возражений.
Обязанность доказывания указанных в ст.248 КАС РФ оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости по общему правилу возлагается на административного истца, поскольку им реализуется право на установление в судебном порядке кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной.
В соответствии со ст.11 Федерального закона от 29.07.1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон №135‑ФЗ) итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта (далее – отчет).
Из положений ст.12 Закона №135-ФЗ следует, что итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно представленному административным истцом отчету об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества, выполненному ООО «Альфа Эксперт», рыночная стоимость по состоянию на 01.01.2022 г. объектов недвижимого имущества определена:
- земельного участка с кадастровым номером ................, площадью ................ кв.м., в размере ................ рублей;
- земельного участка с кадастровым номером ................, площадью ................ кв.м., в размере ................ рублей;
- земельного участка с кадастровым номером ................, площадью ................ кв.м., в размере ................ рублей;
- земельного участка с кадастровым номером ................, площадью ................ кв.м., в размере ................ рублей;
- земельного участка с кадастровым номером ................, площадью ................ кв.м., в размере ................ рублей;
- земельного участка с кадастровым номером ................, площадью ................ кв.м., в размере ................ рублей;
- земельного участка с кадастровым номером ................, площадью ................ кв.м., в размере ................ рублей;
- земельного участка с кадастровым номером ................, площадью ................ кв.м., в размере ................ рублей;
- земельного участка с кадастровым номером ................, площадью ................ кв.м., в размере ................ рублей;
- земельного участка с кадастровым номером ................, площадью ................ кв.м., в размере ................ рублей.
Поскольку между результатами определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и выводами отчета об оценке объектов недвижимости, представленного административным истцом, имелись расхождения, поэтому по настоящему административному делу судом назначена судебная оценочная экспертиза.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы эксперта ................ от 22.09.2023 г. №................, рыночная стоимость 10 объектов недвижимого имущества по состоянию на дату определения кадастровой стоимости 01.01.2022 г. определена:
- земельного участка с кадастровым номером ................ в размере ................ рублей 00 копеек (разница между кадастровой и рыночной стоимостью объекта оценки составляет – 17,7%);
- земельного участка с кадастровым номером ................ в размере ................ рублей 00 копеек (разница между кадастровой и рыночной стоимостью объекта оценки составляет – 14%);
- земельного участка с кадастровым номером ................ в размере ................ рублей 00 копеек (разница между кадастровой и рыночной стоимостью объекта оценки составляет – 19,9%);
- земельного участка с кадастровым номером ................ в размере ................ рублей 00 копеек (разница между кадастровой и рыночной стоимостью объекта оценки составляет – 19,7%);
- земельного участка с кадастровым номером ................ в размере ................ рублей 00 копеек (разница между кадастровой и рыночной стоимостью объекта оценки составляет – 3%);
- земельного участка с кадастровым номером ................ в размере ................ рублей 00 копеек (разница между кадастровой и рыночной стоимостью объекта оценки составляет – 19,4%);
- земельного участка с кадастровым номером ................ в размере ................ рублей 00 копеек (разница между кадастровой и рыночной стоимостью объекта оценки составляет – 18,9%);
- земельного участка с кадастровым номером ................ в размере ................ рублей 00 копеек (разница между кадастровой и рыночной стоимостью объекта оценки составляет – 18,9%);
- земельного участка с кадастровым номером ................ в размере ................ рублей 00 копеек (разница между кадастровой и рыночной стоимостью объекта оценки составляет – 17,9%);
- земельного участка с кадастровым номером ................ в размере ................ рублей 00 копеек (разница между кадастровой и рыночной стоимостью объекта оценки составляет – 18,9%).
Содержащиеся в отчете об оценке выводы о рыночной стоимости земельных участков опровергнуты заключением судебной экспертизы, поэтому отчет об оценке не может быть признан допустимым доказательством, объективно подтверждающим размер рыночной стоимости земельных участков.
В связи с чем, у суда имеются основания для вывода о том, что отчет об оценке не может служить доказательством, объективно подтверждающим достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости.
В силу ст.62, ч.8 ст.82 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со ст.84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.
В соответствии с пунктом 19 Постановления Пленума № 28, если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Административными ответчиками не представлено доказательств, с достоверностью подтверждающих иную рыночную стоимость земельных участков, замечаний, ставящих под сомнение выводы заключения проведенной по делу судебной экспертизы, не заявлено.
Оценивая данное заключение эксперта, суд находит его полным, объективным, научно-мотивированным, соответствующим требованиям Федерального закона от 31.05.2001 г. №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также не противоречащим положениям Федерального закона от 29.07.1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности» и федеральным стандартам оценки.
При оценке спорных объектов недвижимости был применен сравнительный подход (невозможность применения иных подходов при оценке экспертом обоснована). Отказ эксперта от применения затратного и доходного подходов имеет соответствующее обоснование, что не противоречит положениям абзаца 2 статьи 14 Закона 135-ФЗ, согласно которому оценщик имеет право применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартом оценки.
Экспертом проведено исследование рынка земельных участков Краснодарского края в районах, ближайших к району расположения объектов оценки и проанализирована информация о выставленных на продажу объектах, сопоставимых с оцениваемыми земельными участками.
Применяемые экспертом корректировки введены на основании обобщенных аналогичных данных, отражающих зависимость стоимости каждого объекта от ряда актуальных факторов.
Экспертом составлено точное описание объектов экспертизы. Представлена информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемых объектов недвижимости.
Заключение эксперта подготовлено лицом, обладающим правом на проведение данного исследования, специальными познаниями, длительным стажем в экспертной деятельности, и содержит все необходимые сведения для определения рыночной стоимости объектов, в отношении которых проводилась экспертиза.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со ст.307 Уголовного кодекса РФ.
Требования, предъявляемые к заключению эксперта, регламентированные ст.82 КАС РФ, соблюдены.
Других доказательств, подтверждающих иную рыночную стоимость земельных участков, либо поставивших под сомнение выводы заключения проведенной по делу судебной экспертизы, суду не представлено, и сторонами не опровергнуто.
Каких-либо ходатайств о проведении дополнительной или повторной экспертизы лицами, участвующими в деле, не заявлено.
В связи с чем, суд считает заключение судебной оценочной экспертизы, объективным и полным, а выводы обоснованными и последовательными, установленный судебным экспертом размер рыночной стоимости объектов недвижимости является достоверным.
Оснований не доверять данному заключению эксперта у суда не имеется, поэтому является допустимым по делу доказательством.
Доводы ДИО КК со ссылкой на положения Распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2021 г. № 3214-р «О Перечне видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями» о том, что заключение судебной оценочной экспертизы должно проводиться исключительно государственной судебно-экспертной организацией, отклоняются.
Статьей 41 Федерального закона от 31.05.2001 №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» установлено, что в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.
На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в части первой настоящей статьи, распространяется действие статей 2, 3, 4, 6 - 8, 16 и 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25 настоящего Федерального закона.
Правительство Российской Федерации может устанавливать перечень видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациям
Определение Правительством Российской Федерации в разделе II вышеназванного Перечня двух видов судебных экспертиз (судебная строительно-техническая экспертиза и судебная землеустроительная экспертиза), которые могут проводиться только государственными экспертными учреждениями, не исключает возможность назначения по делу об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости судебной оценочной экспертизы и поручение ее проведения вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями, но не являющимися государственными судебными экспертами, что согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации (решение Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2022 г. №АКПИ22-93).
При изложенных обстоятельствах, экспертное заключение полностью соответствует положениям статьи 11 Закона № 135-ФЗ.
Довод правовой позиции департамента имущественных отношений Краснодарского края о том, кадастровая оценка объектов недвижимости проведена в строгом соответствии с действующим законодательством, а удовлетворение требований административного иска приведет к снижению налоговых поступлений в соответствующие бюджеты, не может служить безусловным основанием для отказа в удовлетворении требований административного истца.
Действующим законодательством предусмотрено право административного истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости, данное право не находится в прямой зависимости от наличия либо отсутствия нарушений методики проведения государственной кадастровой оценки и не может быть ограничено фактом снижения размера налоговых платежей в пользу заинтересованных лиц.
Постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2017 г. № 20-П и от 05 июля 2016 г. № 15-П отмечено, что для целей налогообложения имеется преимущество в применении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости, перед кадастровой стоимостью, поскольку рыночная стоимость получена в результате индивидуальной оценки конкретного объекта недвижимости.
В пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 №28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости (ст.35 ГПК РФ, ст.45 КАС РФ, п.3 ст.3 НК РФ).
При изложенных обстоятельствах, суд полагает возможным установить кадастровую стоимость согласно выводам судебной экспертизы.
Сведения об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению органом кадастрового учета в ЕГРН в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Исходя из разъяснений, содержащихся в абз.3 п.25 Постановления Пленума № 28, применительно к обстоятельствам дела, такой датой является дата обращения административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением – 19 июля 2023 года.
Сведений об обращении административного истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости материалы дела не содержат.
Руководствуясь статьями 175-180, 245-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
удовлетворить частично административное исковое заявление ООО «Агрофирма «Агросахар» к департаменту имущественных отношений Краснодарского края, управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, государственному бюджетному учреждению Краснодарского края «Крайтехинвентаризация – Краевое БТИ» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков и об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ................, площадью ................ кв.м., расположенного по адресу: ................, категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», в размере его рыночной стоимости ................ рублей 00 копеек на дату определения кадастровой стоимости 01 января 2022 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ................, площадью ................ кв.м., расположенного по адресу: ................, категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», в размере его рыночной стоимости ................ рублей 00 копеек на дату определения кадастровой стоимости 01 января 2022 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ................, площадью ................ кв.м., местоположение ................, категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства (фонд перераспределения)», в размере его рыночной стоимости ................ рублей 00 копеек на дату определения кадастровой стоимости 01 января 2022 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ................, площадью ................ кв.м., местоположение ................ категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства (фонд перераспределения)», в размере его рыночной стоимости ................ рублей 00 копеек на дату определения кадастровой стоимости 01 января 2022 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ................, площадью ................ кв.м., местоположение ................ категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства (фонд перераспределения)», в размере его рыночной стоимости ................ рублей 00 копеек на дату определения кадастровой стоимости 01 января 2022 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ................, площадью ................ кв.м., местоположение ................, категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», в размере его рыночной стоимости ................ рублей 00 копеек на дату определения кадастровой стоимости 01 января 2022 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ................, площадью ................ кв.м., местоположение ................, категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства (фонд перераспределения)», в размере его рыночной стоимости ................ рублей 00 копеек на дату определения кадастровой стоимости 01 января 2022 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ................, площадью ................ кв.м., местоположение ................ категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства (фонд перераспределения)», в размере его рыночной стоимости ................ рублей 00 копеек на дату определения кадастровой стоимости 01 января 2022 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ................, площадью ................ кв.м., местоположение ................, категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», в размере его рыночной стоимости ................ рублей 00 копеек на дату определения кадастровой стоимости 01 января 2022 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ................, площадью ................ кв.м., местоположение ................, категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», в размере его рыночной стоимости ................ рублей 00 копеек на дату определения кадастровой стоимости 01 января 2022 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ................ считать 19 июля 2023 года.
В остальной части в удовлетворении административных исковых требований – отказать.
Решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами ................
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено 20 декабря 2023 года.
Судья Краснодарского краевого суда А.О. Седова