ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 240012-01-2018-000973-50 от 30.10.2018 Дивногорского городского суда (Красноярский край)

Дело № 2-967/2018

УИД № 24RS0012-01-2018-000973-50

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 октября 2018 года Дивногорский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи

Мальченко А.А.,

при секретаре

ФИО1,

с участием помощника прокурора г. Дивногорска

Солодянкиной А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора г. Дивногорска в интересах ФИО2 к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад №10 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития речи (познавательно- речевого), II (вторая) категория о взыскании недоначисленной заработной платы,

Установил:

И.о. прокурора г. Дивногорска в интересах ФИО2 обратился в суд с иском к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад №10 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития речи (познавательно- речевого), II (вторая категория), в котором просит взыскать недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период январь – август 2018 года в размере 9 622 рубля 28 копеек.

Требования мотивированы тем, что в ходе проверки по заявлению ФИО2 о нарушении ее социальных прав в сфере трудовых отношений в части выполнения работодателем законодательства об оплате труда прокуратурой
<адрес> установлено, что ФИО2 со ДД.ММ.ГГГГ осуществляет трудовую деятельность в должности младшего воспитателя в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития речи (познавательно- речевого), II (вторая) категория в соответствии с трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ с учетом дополнительного соглашения. В соответствии с трудовым договором, продолжительность рабочей недели ФИО2 составляет 40 часов в неделю. Из расчетных листов следует, что в период с января по август 2018 года ФИО2 начислялась заработная плата согласно отработанному времени. В соответствии с требованиями действующего трудового законодательства, начисление заработной платы ФИО2 должно было производиться следующим образом: МРОТ, установленный федеральным законом (с учетом фактически отработанного времени) + районный коэффициент + надбавка за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями.

Таким образом, ФИО2 не начислена и не выплачена заработная плата: за январь 2018 года – 3 461 рубль 04 копейки; за февраль 2018 года – 718 рублей 08 копеек; за март 2018 года – 718 рублей 08 копеек; за май 2018 года – 2072 рубля 84 копейки; за июль 2018 года – 2510 рублей 96 копеек; за август 2018 года – 141 рубль 28 копеек, а всего 9 622 рубля 28 копеек.

Прокурор Солодянкина А.И. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, аналогичным изложенным в иске.

Представитель ответчика – Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №10 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития речи (познавательно- речевого), II (вторая) категория, представители третьего лица – отдела образования Администрации г. Дивногорска, надлежащим образом извещенные о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. В силу ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд считает возможным удовлетворить исковые требования, исходя из следующих обстоятельств.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ.

Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника, как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

На основании ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Как следует из ст. 146 ТК РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.

При этом ст. 148 Трудового кодекса РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах, не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения от 01 октября 2009 г. № 1160-О-О, от 17 декабря 2009 г. № 1557-О-О, от 25 февраля 2010 г. № 162-О-О и от 25 февраля 2013 г. № 327-О).

Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года № 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что, в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ч. 3 ст. 37), минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.

Постановлением администрации Красноярского края от 24 апреля 1992 года № 160-г "Об установлении районного коэффициента к заработной плате" с 1 апреля 1992 года размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере 1,30.

Постановлением Совмина СССР, ВЦСПС от 24 сентября 1989 года № 794 "О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края" введена выплата процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края, которым выплата таких надбавок в настоящее время не установлена, в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", установлен минимальный размер оплаты труда с 1 июля 2017 года в сумме 7800 рублей в месяц; с 1 января 2018 года – в сумме 9 489 рублей в месяц, с 01 мая 2018 года в размере – 11 163 рублей в месяц.

Как следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 была принята на работу в Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития речи (познавательно- речевого), II (вторая) категория на должность младшего воспитателя, что подтверждается трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно условиям трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, работнику установлен должностной оклад в размере 2552 рубля за календарный месяц в соответствии со штатным расписанием.

Учитывая приведенные нормы материального права, размер заработной платы работника, суд пришел к выводу, что ответчиком неправильно применено начисление заработной платы истцу, поскольку, исходя из фактического выполнения истцом нормы рабочего времени, с применением установленного Федеральным законом от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" заработная плата должна начисляться с 01 июля 2017 год, в соответствии с МРОТ, в сумме 7 800 рублей в месяц; с 01 января 2018 – 9489 рублей в месяц с начислением на данную сумму районного коэффициента - 30% и надбавки за стаж работы в особых климатических условиях - 30%, с 1 мая 2018 года – 11163 рублей в месяц с начислением на данную сумму районного коэффициента - 30% и надбавки за стаж работы в особых климатических условиях - 30%.

С 01 января 2018 года истец должна была получать заработную плату в месяц в размере не менее 15 182 рублей 40 копеек, с 1 мая 2018 года – не менее 17860 рублей 80 копеек.

Вместе с тем, согласно расчетным листкам, истцу была начислена заработная плата в периоды: в январе 2018 года – 9377,02 рубля, в феврале 2018 года – 14464,32 рубля, в марте 2018 года – 14464,32 рубля, в мае 2018 года – в размере 9497,36 рублей, в июле 2018 года – в размере 9497,36 рублей, в августе 2018 года – в размере 635,27 рублей.

С учетом изложенного, в пользу истца подлежит взысканию недоначисленная заработная плата в размере 9 622 рубля 28 копеек из расчета:

- за январь 2018 года в размере 3 461 рубль 04 копейки (5581 рубль 76 копеек (с учетом отработанного времени 80 часов)+ 1674, 53 рубля + 1674, 53 рубля = 12838 рублей 06 копеек – 9 377 рублей 02 копейки);

- за февраль 2018 года в размере 718 рублей 08 копеек (9 489 + 2846 рублей 70 копеек + 2846 рублей 70 копеек = 15182 рубля 40 копеек - 14 464 рубля 32 копейки);

- за март 2018 года в размере 718 рублей 08 копеек (9 489 + 2846 рублей 70 копеек + 2846 рублей 70 копеек = 15182 рубля 40 копеек - 14 464 рубля 32 копейки);

- за май 2018 года в размере 2 072 рубля 84 копейки (7 231 рубль 37 копеек (с учетом отработанного времени 103 часа) + 2 169 рублей 41 копейка 2 169 рублей 41 копейка) – 9497 рублей 36 копеек = 11 570 рублей 20 копеек – 9497 рублей 36 копеек.

- за июль 2018 года в размере 2 510 рублей 96 копеек (8 625 рублей 95 копеек (с учетом отработанного времени 136 часов) + 2 587 рублей 79 копеек + 2 587 рублей 79 копеек) – 9497 рублей 36 копеек = 13 801 рубль 53 копейки – 9497 рублей 36 копеек;

- за август 2018 года в размере 141 рубль 28 копеек (485 рублей 34 копейки (с учетом отработанного времени 8 часов) + 145 рублей 60 копеек + 145 рублей 60 копеек) – 635 рублей 27 копеек = 776 рублей 55 копеек – 635 рублей 27 копеек.

Кроме того, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковое заявление и.о. прокурора г. Дивногорска в интересах ФИО2 к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад №10 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития речи (познавательно- речевого), II (вторая) категория о взыскании недоначисленной заработной платы – удовлетворить.

Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №10 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития речи (познавательно- речевого), II (вторая) категория в пользу ФИО2 недоначисленную заработную плату в размере 9 622 (девять тысяч шестьсот двадцать два) рубля 28 копеек.

Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №10 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития речи (познавательно- речевого), II (вторая) категория государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400 (четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение 1 (одного) месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Мальченко А.А.

СОГЛАСОВАННО:

Судья __________________ Мальченко А.А,