УИД № 24RS0017-01-2020-005233-35 КОПИЯ+
Дело № 2а-874/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 марта 2021 года город Красноярск
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Панченко Л.В.,
при секретаре Парамоновой Т.С.,
с участием:
представителя административных истцов – ФИО1
представителя административных ответчиков – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3, ФИО4 к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, администрации г. Красноярска об обжаловании действий, наложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с вышеуказанным административным иском к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска ( далее ДМиЗО), администрации г. Красноярска. Требования мотивированы тем, что ФИО3 является собственником <данные изъяты> доли в праве собственности на нежилое помещение с кадастровым номером №, находящегося в здании с кадастровым номером № (гараж), которое находится на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес> Распоряжением Администрации г. Красноярска № от 29.06.2006 указанный земельный участок площадью 2452 кв.м. был передан ФИО4 в аренду. Имея намерение оформить право собственности на земельный участок, ФИО3 и ФИО4 обратились в ДМиЗО с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка. Административный ответчик вынес решение об отказе в предоставлении земельного участка, что подтверждается письмом № от 28.08.2020, со ссылкой на то, что вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка – для строительства пристройки к гаражу с целью размещения станции технического обслуживания, не соответствует целям использования земельного участка, указанных в заявлении; в выписке ЕГРН отсутствуют сведения о расположенном на земельном участке объекта недвижимости; испрашиваемый участок расположен в границах красных линий и является землей общего пользования; не подлежат приватизации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами. Данный отказ административный истец считает незаконным, поскольку он фактически лишает права приобрести в собственность земельный участок под принадлежащим ему на праве собственности объектом недвижимости, просит признать незаконным отказ административного ответчика в предоставлении земельного участка в собственность № от 28.08.2020, наложить обязанность подготовить проект договора купли продажи земельного участка кадастровый номер № расположенного по адресу: <адрес>
Судом к участию в деле в качестве административного соистца привлечен ФИО4, протокольным определением от 11.02.2021.
Административные истцы ФИО3, ФИО4 в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом и своевременно, обеспечили участие в деле представителя по доверенности ФИО5
Представитель административных истцов ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить.
Представитель административных ответчиков Администрации г. Красноярска, ДМиЗО администрации г. Красноярска ФИО2, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в возражениях на иск и дополнениям к ним, согласно которых отказ в предоставлении земельного участка административным истцам является обоснованным, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен внутри кольца транспортной развязки <адрес>, входит в состав автомобильной дороги, относится к зоне территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ), приватизации не подлежит. Истец оспаривает расположение земельного участка в границах красных линий, однако с заявлением о внесении соответствующих изменений в проект планировки в управление архитектуры не обращался. Кроме того, согласно представленной выписке из ЕГРН от 31.07.2020 сведения о расположении нежилого здания, в составе которого расположены помещения, принадлежащие административным истцам на праве собственности, в границах испрашиваемого земельного участка отсутствуют. Мероприятия по устранению технической ошибки в ЕГРП проведены после принятия оспариваемого отказа. Также согласно указанной выписке из ЕГРН на земельный участок установлен вид разрешенного использования – для строительства пристройки к гаражу с целью размещения станции технического обслуживания автомобилей с инженерным обеспечением. Установленный вид разрешенного использования не соответствует его фактическому использованию согласно заявлению о предоставлении земельного участка в собственность за плату, а именно – размещение нежилого здания. Кроме того, площадь испрашиваемого земельного участка 2452 кв.м. не соразмерна площади принадлежащего административным истцам объекта недвижимости – 148,6 кв.м. Доказательств, свидетельствующих о том, что для использования здания необходим земельный участок с заявленной площадью, истцами не представлено.
В силу ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (п.2).
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
По смыслу вышеприведенных норм закона только при наличии совокупности двух признаков, а именно: несоответствия оспариваемых решения, действия (бездействия) закону или иным правовым актам и нарушения этими решением, действием (бездействием) прав, законных интересов граждан, организаций и иных лиц, такое решение, действие (бездействие) государственного органа могут быть признаны судом незаконными.
В силу пп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ, одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (пп. 2 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ).
Объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет (п. 1 ст. 37 ЗК РФ).
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (п. 1 ст. 39.3 ЗК РФ)
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса. На основании (пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ).
Исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ).
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, согласно сведениям ФГИС ЕГРН нежилое здание с кадастровым номером № расположенное по адресу: <адрес> является гаражом 1998 года постройки, занимает площадь 148,6 кв.м. содержит в себе помещения с кадастровыми номерами №, №, №, № и расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером № (т.1, л.д. 39-40).
ФИО4 и ФИО3 на праве общей долевой собственности (по <данные изъяты> доли) принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес> что подтверждается выпиской ЕГРП 05.03.2020 (л.д. т.1, 36-38).
Собственником нежилого помещения с кадастровым номером № является ФИО3 (т.1, л.д. 158-168).
Собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами №№ является ФИО4, в соответствии с выписками ЕГРП (т.1 л.д. 217-223).
Распоряжением Администрации г. Красноярска № от 26.06.2006 ФИО4, ФИО3 предварительно согласовано место размещения станции технического обслуживания для реконструкции гаража на земельном участке из земель поселений, оценочной зоны №, площадью 2 452 кв.м. в том числе 1 457 кв.м. – площадь ограниченного использования (охранная зона ВЛ, канализации), расположенном по адресу: г<адрес> утвержден акт о выборе земельного участка от 09.03.2005, указанный земельный участок передан в аренду сроком на 1 год для проведения изыскательных работ (л.д. 24).
Управлением архитектуры администрации г. Красноярска 27.09.2006 согласованы границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 17).
23.10.2006 утвержден план границ земельного участка, площадью 2452 руб. (т.1, л.д. 18).
Представленными в материалы дела указанным распоряжением, а также договорами аренды и дополнительными соглашениями к ним подтверждается, что в период с 26.06.2006 по настоящее время земельный участок с кадастровым номером № находится в аренде у ФИО3 и ФИО4, данное обстоятельство сторонами не оспаривается, кроме того, 27.08.2020 между ДМиЗО администрации г. Красноярска, ФИО4 и ФИО3 заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером № расположенном по адресу: <адрес> на период с 25.05.2020 по 24.05.2069 (т.1, л.д. 27-34).
При этом, согласно досудебных предупреждений от 21.05.2020 адресованных ФИО3, ФИО4 следует, что задолженность по внесению арендной платы за вышеуказанный земельный участок ФИО3 составила за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> сумма процентов за пользование денежными средствами – <данные изъяты> (т.1, л.д. 176-178), ФИО4 составила за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> сумма процентов за пользование денежными средствами – <данные изъяты> (т.1, л.д. 179-181).
Имея намерение получить в собственность указанный выше земельный участок с кадастровым номером № за плату, 29.07.2020 (вх. №) ФИО4 и ФИО3 обратились в ДМиЗО администрации г. Красноярска за получением муниципальной услуги по предоставлению земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здания, сооружения (помещения в них), без проведения торгов (т.1, л.д. 61-63).
Письмом от 28.08.2020 № ДМиЗО администрации г. Красноярска отказал административным истцам в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату без проведения торгов со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий и является землей общего пользования не подлежит приватизации; в выписке ЕГРП отсутствуют сведения о расположении нежилого здания в границах испрашиваемого земельного участка; установленный вид разрешенного использования земельного участка – для строительства пристройки к гаражу с целью размещения станции технического обслуживания автомобилей с инженерным обеспечением, не соответствует его фактическому использованию – размещение нежилого здания (л.д. 142-144).
Разрешая заявленные административными истцами требования, суд исходит из следующего.
В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Из материалов дела установлено, что согласно выписке ЕГРП от 31.07.2020, которая была представлена административными истцами в ДМиЗо администрации г. Красноярска сведения о расположенных на нем объектах недвижимости с кадастровыми номерами №, №, №, №, № отсутствуют, из выписки усматривается расположение на земельном участке объекта с кадастровым номером № (л.д. 156-157).
Указанный объект с кадастровым номером № является сооружением – сети канализации и расположен по адресу: <адрес> находится в аренде КК в соответствии с выпиской ЕГРП от 03.08.2020 (л.д. 169-170).
Принимая во внимание указанное, на момент рассмотрения заявления о предоставлении в собственность земельного участка в уполномоченном органе – ДМиЗО администрации г. Красноярска отсутствовали сведения о том, что ФИО3, ФИО4 являются собственниками зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке и в силу п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ обладают исключительным правом на приобретение земельного участка в собственность, в связи с чем, суд находит обоснованным отказ в удовлетворении заявления по данному основанию.
После получения отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, представитель ФИО3 – ФИО6 03.09.2020 обратился в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю с заявлением об исправлении технической ошибки в сведениях о земельном участке, путем внесения в ЕГРН исправления в виде добавления в строку «кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка объектов недвижимости» кадастрового номера нежилого здания № тем самым осуществить привязку здания к земельному участку.
В соответствии с представленным в материалы дела стороной административных истцов ответом Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю от 08.09.2020, в ЕГРП на основании решения государственного регистратора от 07.09.2020 установлена связь земельного участка с кадастровым номером № с объектом недвижимости с кадастровым номером № местоположение которых: <адрес> (л.д. 19).
При этом, в судебном заседании установлено и не оспаривалось представителем административных истцов, что уточненная выписка ЕГРН, как и информационное письмо «ФГП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю» в ДМиЗо представлена не была.
Таким образом, техническая ошибка в части установления связи земельного участка с объектом недвижимости, принадлежащим административным истцам, исправлена в ЕГРП после вынесения оспариваемого отказа. Кроме того, после исправления указанной ошибки с заявлением о предоставлении земельного участка в ДМиЗО администрации г. Красноярска административные истцы не обращались, равно как не представляли такие сведения при вынесении отказа.
В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ и п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли определенных категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса (часть 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 12 ст. 1 ГрК РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Пунктом 11 статьи 1 ГрК РФ установлено, что красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.
В силу ч. 1 ст. 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (статья 41 Градостроительного кодекса РФ).
Статья 42 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Согласно части 3 названной статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Согласно ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются не только в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, но и для обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Из материалов дела следует, что согласно сведениям ГИСОГД Управления архитектуры администрации г. Красноярска от 04.08.2020 испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах красных линий в соответствии с Проектом планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск, утвержденных Постановлением администрации г. Красноярска от 25.12.2015 N 833, Решениями Красноярского городского совета депутатов, Проектом планировки и проекта межевания территории северо-восточной левобережной части города Красноярска, утвержденного Постановлением администрации г. Красноярска от 01.07.2019 N 410, а так же изменениями к ним; территориальная зона – Зона зеленых насаждений общего пользования (З-1), Зона территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ). Согласно раздела 7 ГИСОГД и схемы расположения, земельный участок находится на территории общего пользования – улицы, проезды. Границы зон планируемого размещения дорог, улиц, проездов, линий связи, объектов инженерной и транспортной инфраструктур; в границах зоны планируемого размещения объектов капитального строительства 4.Т.130, 4.Т.131 (л.д. 49-56, 149-152, 229).
Из заключения о земельном участке с кадастровым номером № отдела землеустройства от 31.07.2020 следует, что спорный земельный участок расположен в границах красных линий улично-дорожной сети, установленных Проектом планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск, утвержденных Постановлением администрации г. Красноярска от 25.12.2015 N 833, Проектом планировки и проекта межевания территории северо-восточной левобережной части города Красноярска, утвержденных Постановлением администрации г. Красноярска от 01.07.2019 N 410, а так же изменениями к ним №398 от 19.06.2018 и №267 от 08.04.2020 (л.д. 146-148).
Административные истцы, обращаясь с настоящим административным иском, указывают на незаконность установления на испрашиваемом земельном участке в 2015 и 2019 красных линий и режима территории общего пользования, тогда как испрашиваемый земельный участок образован в 2006 году.
Вместе с тем, из представленного акта согласования границ земельного участка от 21.02.2006 и приложений к нему, схемы границ земельного участка, плана границ земельного участка усматривается, что в пределах испрашиваемого земельного участка находятся участки охранных зон инженерных магистральных сетей, ограниченные в использовании согласно действующих нормативных и законодательных актов, о чем известно ФИО3, ФИО4, согласно имеющихся подписей в акте (л.д. 17-18).
Актом о выборе земельного участка для предварительного согласования места размещения объекта предполагаемого к проектированию и строительству от 09.03.2005 определено, что участок относится к зоне инженерно транспортной инфраструктуры с наложением зон особого регулирования – охранной зоны инженерных сетей и мостовых сооружений (автотранспортная развязка) (п. 1 стр. 2 абз. 1); указано, что площадь предполагаемого к проектированию и строительству земельного участка в границах точек 1-2-3-4-9-10-1 составляет 2452м2, общая площадь участка ограниченного использования охранных зон инженерных сетей составляет 1457м2, площадь застраиваемого участка в границах 5-6-7-8-5 составляет 388м2, площадь участка для обустройства подъезда к територии, внешнего и внутриплощадочного благоустройства в границах точек 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-1 составляет 2063м2 (л.д. 24 оборот-26).
Отнесение земельного участка к зоне инженерно-транспортной инфраструктуры подтверждается представленным административным истом градостроительным планом №1023 – пункт 2 (л.д. 21-23).
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка (выписка) с кадастровым номером № (раздел 4), участок площадью 1457м2 является охранной зоной ВЛ, канализации (л.д. 104-106)
Таким образом, при выделении спорного земельного участка в границах точек 1-2-3-4-9-10-1 площадью 2452м2, административным истцам достоверно было известно о существующих ограничениях его использования, в том числе об отнесении части земельного участка площадью 1457м2 к землям ограниченного использования охранных зон инженерных сетей, а под строительство была выделена площадь застраиваемого участка лишь в границах точек 5-6-7-8-5 и составляет 388м2, а так же о том, что спорный земельный участок относится к зоне инженерно транспортной инфраструктуры с наложением зон особого регулирования – охранной зоны инженерных сетей и мостовых сооружений (автотранспортная развязка).
Указанное обстоятельство препятствует предоставлению испрашиваемого земельного участка в собственность заявителям.
В данном случае, имеющим значение для разрешения спора является изменение проекта межевания территории, однако данное обстоятельство в силу заявленных требований в рамках данного спора предметом рассмотрения не является.
С учетом установленных по делу обстоятельтств, суд приходит к выводу о том, что между сторонами возник спор не о праве на земельный участок, а вопрос о местоположении границ такого участка, в связи с чем, административный ответчик правомерно отклонил заявление о предоставлении земельного участка, с учетом того, что нет сведений о том, что именно этот земельный участок (в соответствующих границах) отводился под строительство, принадлежащих административных истцам объектов, а в те границы, местоположение и площадь земельного участка, на которые претендуют истцы, входят земли общего пользования.
По существу, обращение административных истцов в суд с рассматриваемыми требованиями о признании права, направлено на обход порядка, установленного земельным законодательством для предоставления земельных участков и оформления прав на них, минуя этап его межевания и установления границ в представленных для строительства точках (границах).
Основанием для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности в соответствии с пп. 14 п. 2 ст. 39.16 ЗК РФ, так же является не соответствие разрешенного использования земельного участка целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Пункт 3 статьи 83 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны. Однако названная правовая норма должна применяться во взаимосвязи с другими нормами, регулирующими как публичные (административные), так и гражданские правоотношения.
Основным механизмом реализации права на использование земельного участка арендатором является предоставление ему участка в аренду. Арендатор получает право использования земельного участка по указанному в договоре назначению, которое конкретизирует виды разрешенного использования, предусмотренные градостроительным регламентом для соответствующего земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены в соответствии с назначением имущества.
В связи с наличием договорных отношений изменение использования земельного участка (в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом) предполагает изменение соответствующего договора и невозможно без изменения такого договора.
Как следует из заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ДМиЗО администрации г. Красноярска, ФИО4 и ФИО3 договора аренды земельного участка с кадастровым номером № расположенном по адресу: <адрес> выписка из ЕГРН является неотъемлемой частью договора аренды (т. 1 л.д. 27-34).
Выпиской ЕГРП от 07.05.2020 подтверждается, что в отношении земельного участка с кадастровым номером № установлен вид разрешенного использования – для строительства пристройки к гаражу с целью размещения станции технического обслуживания автомобилей с инженерным обеспечением (л.д. 191).
Аналогичные сведения содержатся в кадастровом паспорте (выписке) земельного участка с кадастровым номером № от 25.06.2009 (л.д. 104-106).
Из представленного в материалы дела заявления административных истцов о предоставлении земельного участка от 29.07.2020 усматривается, что заявители просят предоставить земельный участок для размещения нежилого здания, что не соответствует виду разрешенного использования, указанного в выписке ЕГРН.
Вместе с тем, приняв на себя права и обязанности по заключенному между сторонами договору аренды, административные истцы, как арендаторы земельного участка выразили свое согласие на использование земельного участка в соответствии с указанным в договоре (выписке ЕГРН) видом его разрешенного использования.
Воля арендатора, как обладателя обязательственного права, направленная на использование земельного участка иным образом, нежели установленным в договоре (выписке ЕГРН), в том числе и посредством изменения вида разрешенного использования земельного участка, не является абсолютной и не может ущемлять права публично-правового образования, распоряжающегося земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Такие требования арендатора, по существу, направлены на изменение договора аренды (при отсутствии у истцов права на изменение договора в одностороннем порядке - статьи 450, 451 ГК РФ). Целевое назначение участка - существенное условие договора аренды участка, а при изменении целевого назначения участка и признании иного вида разрешенного использования участка исполнение договора аренды в прежнем виде невозможно, т.к. фактически изменяется существенное условие договора (пункт 1 статьи 615 ГК РФ).
Принимая во внимание изложенные положения закона, административные истцы, как арендаторы не вправе изменять договор в одностороннем порядке, требовать изменения вида разрешенного использования, а ДМиЗО изменять вид разрешенного использования арендованного земельного участка по выбору арендатора.
При этом, указание в договоре от 27.08.2020, что земельный участок предоставляется для использования в целях эксплуатации нежилых помещений в составе нежилого здания не свидетельствует об изменении вида разрешенного использования, определенного в ЕГРП, а принимая во внимание, что указанная в заявлении от 29.07.2020 цель использования земельного участка с очевидностью не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, отказ ДМиЗО в данной части также является правомерным.
Ввиду указанного, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований административных истцов в полном объеме.
При этом, оценивая доводы административного искового заявления о том, что земельный участок следует судьбе объектов недвижимости на нем расположенных, суд исходит из следующего.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ определен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
Согласно п. 6 ч. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Необходимыми условиями для предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов на основании пп. 6 п. 2 ст. 39.3, ст. 39.20 ЗК РФ являются: нахождение на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности заявителю; соответствие объекта недвижимости целям использования земельного участка и их площадей; отнесение находящегося на участке объекта к объектам недвижимости.
С учетом указанных положений ЗК РФ собственник объектов недвижимости имеет исключительное право на приобретение земельного участка, занятого объектом недвижимости и необходимого для его использования, площадь которого определяется исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенного на нем объекта.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 23.04.2020 N 935-О, собственник здания или сооружения, расположенного на публичном земельном участке, вправе приватизировать его в границах и площади, определенных исходя из необходимости обеспечить функциональное использование расположенного на этом участке здания или сооружения. При этом размер участка, предоставленного под строительство объектов недвижимости, может не совпадать с размером участка, необходимого для эксплуатации этих объектов, поскольку данные цели различны.
Таким образом, лицо, претендующее на предоставление земельного участка, должно доказать, что на испрашиваемом земельном участке расположены принадлежащий ему объект недвижимого имущества, для эксплуатации которого требуется земельный участок заявленной площадью; при этом, бремя доказывания необходимого размера подлежащего выкупу земельного участка возлагается на лицо, желающее его выкупить. Таких доказательств при обращении в ДМиЗО, равно как и в суд представлено не было, в связи с чем, суд находит указанный подлежащим отклонению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО3, ФИО4 к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в предоставлении земельного участка в собственность № от 28.08.2020, наложении обязанности на администрацию г. Красноярска в лице Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска подготовить проект договора купли продажи земельного участка кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес> - оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Красноярска в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 06 апреля 2021 года
Председательствующий Л.В. Панченко