ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 240021 от 25.06.2019 Иланского районного суда (Красноярский край)

Дело № 2а-238/2019

УИД №24RS0021-

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 июня 2019 года г.Иланский

Иланский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Сасенко И.Е.,

при секретаре Буховцовой С.Д.

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Иланского района Красноярского края в интересах Российской Федерации, муниципального образования Иланский район Красноярского края к Иланскому районному Совету депутатов Красноярского края, ФИО1 о признании незаконным решения Иланского районного Совета депутатов Красноярского края, изменении формулировки досрочного прекращения полномочий депутата, включении в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в Иланский районный суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам о признании незаконным решение Иланского Совета депутатов Красноярского края, изменении формулировки досрочного прекращения полномочий депутата, включении в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, в обоснование своего иска указывая, что прокуратурой Иланского района при осуществлении надзора за соблюдением законодательства о противодействии коррупции депутатами Иланского районного Совета депутатов Красноярского края при предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера установлено, что Решением окружной избирательной комиссии Иланского района Красноярского края от 23.09.2015 года № 6/18, ФИО1 зарегистрирован депутатом Иланского районного Совета депутатов Красноярского края пятого созыва по многомандатному избирательному округу сроком на 5 лет. 20.09.2018 года, из Администрации Губернатора Красноярского края в Иланский районный Совет депутатов Красноярского края поступила информация о не представлении депутатом ФИО1 сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год. 15.11.2018 года, депутатом ФИО1 написано заявление о досрочном прекращении полномочий в связи с отставкой по собственному желанию. 14.02.2019 года, Иланским районным Советом депутатов Красноярского края принято решение о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО1 в связи с его отставкой по собственному желанию. Досрочное прекращение полномочий депутата ФИО1 по собственному желанию противоречит принципам противодействия коррупции, поскольку никакие правовые последствия нарушения антикоррупционного законодательства, выразившегося в не предоставлении сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, для него не наступили. Кроме этого, согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», сведения о применении к лицу взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, подлежат включению в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, сроком на пять лет с момента принятия акта, явившегося основанием для включения в реестр. В связи с чем, истец просит признать незаконным решение Иланского районного Совета депутатов Красноярского края от 14.02.2019 года «О досрочном прекращении полномочий депутата Иланского районного Совета депутатов», в части основания досрочного прекращения полномочий депутата ФИО1 в связи с отставкой по собственному желанию. Изменить формулировку решения Иланского районного Совета депутатов Красноярского края от 14.02.2019 года «О досрочном прекращении полномочий депутата Иланского районного Совета депутатов», на основание «в связи с утратой доверия за несоблюдение ограничений и неисполнение обязанностей, установленных Федеральными законами от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Обязать Иланский районный Совет депутатов Красноярского края в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2018 года № 228, направить сведения о ФИО1, как о лице, полномочия которого прекращены в связи с утратой доверия за несоблюдение ограничений и неисполнение обязанностей, установленных Федеральными законами от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и от 25.12.2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции»», в уполномоченный государственный орган для включения в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия.

Истец в лице прокурора Иланского района Красноярского края Сенькина Д.А. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал полностью, согласно поданного искового заявления, пояснив, что прокурор обращается в суд в интересах РФ и муниципального образования, т.к. прокурор осуществляет надзор за исполнением законодательства. Депутат ФИО1 допустил нарушение закона антикоррупционной направленности. В случае, если бы ФИО1 прекратил свои полномочия до 30.04.2018 года, тогда не было бы и спора. Основания прекращения полномочий депутата ФИО1 появились 01 мая 2018 года соответственно в трех месячный срок решение должно было принято не позднее 01.08.2018 года. Депутат ФИО1 подает декларацию в исполнительный орган субъекта и соответственно депутаты не должны были и не обязаны были знать о том, что ФИО1 не исполнил свои обязанности по представлению сведений о своих доходах поскольку он отчитывается не перед районным советом депутатов, а перед высшим должностным лицом субъекта. Соответственно оснований для прекращения полномочий депутата появились лишь после поступления информации из Администрации Губернатора Красноярского края. Далее вопрос был вынесен на сессию в декабре 2018 года, и решение было принято 14.02.2019 года.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом /л.д.80/, возражений по иску не представил.

Ответчик – Иланский районный Совет депутатов Красноярского края, в лице своих представителей ФИО2, ФИО3 действующие на основании доверенности /л.д.56/ в судебное заседание явились, исковые требования истца не признали и дали пояснили согласно представленного возражения /л.д.58-60/. Также пояснив, что депутат ФИО1 нарушил закон №273 и №131, но также закон не запрещает депутату прекратить полномочия по собственному желанию даже и при нарушении требований закона. ФИО1 уже понес наказание, он лишился депутатского мандата. Каких либо оснований для признания решения Иланского районного совета депутатов не имеется, поскольку имеется волеизъявление ФИО1 и волеизъявление депутатов.

Определив слушать дело в отсутствие не явившегося ответчика в порядке, предусмотренном ст.150 КАС РФ, изучив материалы дела, выслушав истца, представителей ответчика Иланского районного Совета депутатов Красноярского края, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.10.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч.7.1 ст.40 вышеуказанного Федерального закона № 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ, Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

Согласно ч.11 ст.40 Федерального закона № 131-ФЗ решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

В соответствии с ч.4 ст.12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ предусмотрено, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона Красноярского края от 07.07.2009 года № 8-3542 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, замещающими должности муниципальной службы и муниципальные должности, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о представлении лицами, замещающими должности муниципальной службы и муниципальные должности, сведений о расходах» сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются лицом, замещающим муниципальную должность - ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным периодом (с 1 января по 31 декабря).

К лицам, замещающим муниципальную должность, в силу ч.1 ст.2 Федерального закона № 131-ФЗ относятся депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.13.1 Федерального закона № 273-ФЗ лицо, замещающее муниципальную должность, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

В соответствии с п. 2 ст. 22 Устава Иланского района Красноярского края, утвержденного решением Иланского районного Совета народных депутатов 22.12.2006 года, срок полномочий депутата Иланского районного Совета депутатов составляет 5 лет.

Согласно п. 5 ст. 30 Устава депутат районного Совета депутатов должен соблюдать ограничения, запреты и исполнять обязанности, установленные Федеральным законом №273-Ф3 «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

На основании п.п.11 п.1 ст.31 Устава полномочия депутата прекращаются досрочно в иных случаях, установленных Федеральным законом № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и иными федеральными законами.

Как следует из материалов дела, решением избирательной комиссии Иланского района Красноярского края от 23.09.2015 года № 6/18 ФИО1 зарегистрирован депутатом Иланского районного Совета депутатов Красноярского края пятого созыва по многомандатному избирательному округу /л.д.32, 32-оборот/.

20.09.2018 года, из Администрации Губернатора Красноярского края в Иланский районный Совет депутатов Красноярского края поступила информация о не представлении депутатом ФИО1 сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год /л.д.35/.

15.11.2018 года, депутатом ФИО1 на имя председателя Иланского районного Совета депутатов, было написано заявление о досрочном прекращении полномочий в связи с отставкой по собственному желанию /л.д.38/.

14.02.2019 года, Иланским районным Советом депутатов Красноярского края было принято решение о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО1 в связи с его отставкой по собственному желанию, в связи с переездом на новое место жительства /л.д.41/, что также подтверждается протоколом внеочередного тридцать четвертого заседания Иланского районного Совета депутатов Красноярского края /л.д.39-40/, при этом в протоколе отсутствуют сведения о том, что на заседании рассматривался вопрос о прекращении полномочий ФИО1 в связи с переездом его на новое место жительства.

Согласно ч.7.1 ст.40 Федерального закона № 131-ФЗ, п.5 ст.30, п.п.11 п.1 ст.31 Устава, полномочия ФИО1 подлежали безусловному прекращению в связи с несоблюдением им ограничений и неисполнением обязанностей, установленных Федеральными законами № 131-ФЗ и № 273-Ф3.

Таким образом, по данному делу установлено, что Иланским районным Советом депутатов, было принято решение о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО1 по собственному желанию, однако последний, в нарушение требований Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» не представил сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год. С учетом этого, Иланскому районному Совету депутатов Красноярского края надлежало принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО1, при этом последствия в виде досрочного прекращения полномочий за неисполнение установленных законом требований, является безальтернативным.

Основными принципами противодействия коррупции, в соответствии с п. 2, 4, 6 ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» являются законность, неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений, приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

Досрочное прекращение полномочий депутата ФИО1 по собственному желанию противоречит приведенным принципам противодействия коррупции, поскольку никакие правовые последствия нарушений антикоррупционного законодательства, выразившихся в не предоставлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год, для ФИО1 не наступили. Кроме этого, согласно Устава Иланского района, депутат может прекратить свои полномочия досрочно по собственному желанию, однако в данному случае, депутат ФИО1, не предоставив в установленные законом сроки, сведения о своих доходах, расходах и обязательствах имущественного характера, подал заявление о прекращении своих полномочий по собственному желанию только после того, как в Иланский районный Совет депутатов Иланского района Красноярского края поступила соответствующая информация из Администрации Губернатора Красноярского края.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 273-ФЗ сведения о применении к лицу взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, подлежат включению в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, сроком на пять лет с момента принятия акта, явившегося основанием для включения в реестр.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 вышеуказанного Федерального закона № 273-Ф3 включение в реестр сведений о лице, к которому было применено взыскание в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации и регламентировано Постановлением Правительства РФ от 05.03.2018 года № 228 «О реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия» (вместе с «Положением о реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия»).

Доводы представителей ответчика Иланского районного Совета депутатов Красноярского края, изложенные в возражениях в части того, что прокурором не указано каким образом оспариваемое решение нарушает права, свободы и законные интересы и создает препятствия к осуществлению их прав свобод и реализации законных интересов, судом не принимаются, поскольку согласно ч.4 ст.218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что такое действие (бездействие) не соответствует нормативному правовому акту.

Обращение прокурора в суд с данным заявлением направлено на защиту интересов государства и муниципального образования, поскольку данными действиями депутатов Иланского районного Совета депутатов Красноярского края подвергаются сомнению основные принципы противодействия и профилактики коррупции, поддержании авторитета органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения на территории муниципального образования.

Кроме этого, доводы представителей ответчика о том, что Федеральный закон №273-ФЗ от 25.12.2008 года «О противодействии коррупции» и Федеральный закон №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не содержат запретов на возможность прекращения полномочий лица, замещающего муниципальную должность по иному основанию (по собственному желанию), и что Устав Иланского района, регламент Иланского районного Совета депутатов не содержат специального порядка решения вопроса об увольнении (освобождению от должности) в связи с утратой доверия, поскольку данный порядок предусмотрен федеральными Конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами, судом также не принимается, поскольку как было указано выше, к лицам, замещающим муниципальную должность, в силу ч.1 ст.2 Федерального закона № 131-ФЗ относится также и депутат и согласно п.2 ч.1 ст.13.1 Федерального закона № 273-ФЗ лицо, замещающее муниципальную должность, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае представления заведомо недостоверных или неполных сведений. Кроме этого, Иланский районный Совет депутатов Красноярского края, при решении вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата в связи с нарушением им антикоррупционного законодательства, должен руководствоваться федеральными законами имеющими наибольшую юридическую силу, которые устанавливают порядок увольнения в связи с утратой доверия. Отсутствие данного порядка в муниципальных нормативных правовых актах, не может служить основанием для не применения к депутатам, которые нарушили требования антикоррупционного законодательства в виде досрочного прекращении полномочий в связи с утратой доверия за несоблюдение ограничений и не исполнение обязанностей, установленных Федеральными законами от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Доводы представителей ответчика о том, что никто не вправе вмешиваться в процедуру коллегиального принятия соответствующего решения представительным органом муниципального образования в установленном порядке, а понуждение к принятию конкретного решения или принятие решения за коллегиальный орган, в данном случае изменения формулировки решения) является ограничением права этого органа на самостоятельное решение вопросов в пределах предоставленный полномочий и нарушает принцип разделения властей, соответственно суд не правомочен обязывать депутатов принимать конкретное решение о прекращении полномочий депутата или подменять их в принятии решения, судом также не принимается, поскольку гл.22 КАС РФ предусмотрено производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления иных органов, организаций наделенных государственными или иными публичными полномочиями, при этом доводы представителей ответчика, основаны на неправильном толковании норм материального права.

Согласно ст.120 Конституции РФ суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

Руководствуясь ст. ст.175-177 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Иланского района Красноярского края в интересах Российской Федерации, муниципального образования Иланский район Красноярского края к Иланскому районному Совету депутатов Красноярского края, ФИО1 о признании незаконным решения Иланского районного Совета депутатов Красноярского края, изменении формулировки досрочного прекращения полномочий депутата, включении в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия - удовлетворить полностью.

Признать незаконным решение Иланского районного Совета депутатов Красноярского края от 14.02.2019 года «О досрочном прекращении полномочий депутата Иланского районного Совета депутатов» в части основания досрочного прекращения полномочий депутата ФИО1 в связи с отставкой по собственному желанию.

Изменить формулировку решения Иланского районного Совета депутатов Красноярского края от 14.02.2019 года «О досрочном прекращении полномочий депутата Иланского районного Совета депутатов» на основание: «в связи с утратой доверия за несоблюдение ограничений и не исполнение обязанностей, установленных Федеральными законами от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Обязать Иланский районный Совет депутатов Красноярского края, в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 05.03.2018 года №228, направить сведения о ФИО1, как о лице, полномочия которого прекращены в связи с утратой доверия за несоблюдение ограничений и не исполнение обязанностей, установленных Федеральными законами от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в уполномоченный государственный орган для включения в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Иланский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения, которое будет изготовлено в течение 5 дней со дня оглашения резолютивной части решения.

Судья И.Е. Сасенко